Данная, настоящая, рассматриваемая статья (книга) …
Статья (книга) называется, носит название, озаглавлена…
Тема статьи (книги) …; Данная статья (книга) посвящена теме…; Статья (книга) написана на тему о …; В статье говорится о …; Автор статьи (книги) рассказывает о …
2.Проблематика статьи (книги)
В статье (книге) рассматривается, ставится вопрос о том, что …; В статье (книге) автор касается вопросов о …; Автор затрагивает, ставит, освещает вопрос о …; автор говорит о проблемах …; останавливается на следующих вопросах (проблемах)…
В статье (книге) излагается, представлена точка зрения, обобщается опыт работы …; дается анализ (чего), дается оценка (чему), дается описание (чего), научное обоснование (чего)
3.Композиция статьи (книги)
Статья (книга) делится на …, состоит из …, начинается с …
В статье можно выделить вступление, основную часть и заключение.
Книга (статья) состоит из глав, частей, разделов.
Во вступительной (первой) части говорится о…, ставится вопрос о том, что…, излагается история вопроса, речь идёт …
Во вступительной части статьи, в предисловии к книге речь идёт о …
В основной части статьи дается описание…, дается анализ, излагается точка зрения на …, дается характеристика (чего).
В основной части значительное (большое) место отводится (чему); большое внимание уделяется (чему); основное внимание обращается (на что).
В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования; делается вывод, обобщается сказанное выше; дается оценка (чему); В заключении подчеркивается (что); Статья заканчивается (чем).
4.Сравнение различных точек зрения
Существует несколько точек зрения по данной проблеме; Можно остановиться на нескольких основных точках зрения по данному вопросу.
Одна из точек зрения заключается в том, что…; вторая точка зрения противостоит первой. Если первая утверждает, что …, то вторая отрицает это. Третья точка зрения высказана (кем) в статье (какой)…
Мы разделяем третью точку зрения, приведенную здесь. С этой позиции мы попытаемся рассмотреть реферируемую книгу (статью).
5.Сообщение о наличии основной информации в авторском тексте.
Автор статьи называет, описывает, анализирует, рассматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что).
Автор статьи сравнивает, сопоставляет (что, с чем); противопоставляет (что, чему); критически относится (к чему).
В статье называется, описывается, анализируется, доказывается, рассматривается, утверждается (что); опровергается, характеризуется (что, как, каким образом); сравнивается (что, с чем); противопоставляется (что, чему).
В статье дан анализ, дается характеристика, приводятся доказательства (чего).
В статье приводятся сравнения, сопоставления (чего, с чем); приводится противопоставление (чего, чему).
6.Основание для доказательства, утверждения, соответствия или противоречия.
Это доказывает, подтверждает то, что …; это соответствует, противоречит тому, что …
На этом основании автор считает, утверждает, доказывает, что …
Автор опирается на факты, на то, что …; объясняет это тем, что …; исходит из того, что…
7.Описание основного содержания авторского текста.
В статье высказывается мнение о том, что …; представлена, высказана точка зрения (на что); доказано, что …
В статье содержатся спорные, дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины.
В статье имеются ценные сведения, важные неопубликованные данные (о чем), убедительные доказательства (чего).
8.Включение дополнительной информации в авторский текст.
Важно отметить, что …; необходимо подчеркнуть, что …; надо сказать, что …
9.Сообщение о согласии или несогласии.
А) Согласие:
Мы разделяем мнение автора статьи по вопросу о том, что …; стоим на сходной с ним точке зрения на то, что …; согласны с ним в том, что …
Следует признать достоинство (чего) …
Следует признать необходимым, важным, полезным, интересным, убедительным, оригинальным, достойным внимания (что)…
Представляется важным, убедительным, интересным, оригинальным утверждение, вывод о том, что …
Нельзя не согласиться с тем, что …; нельзя не признать того, что …; нельзя не отметить того, что …
Б) Несогласие:
Хотелось бы возразить (кому, на что); хотелось бы выразить сомнение (по поводу чего) …; хочется возразить автору по вопросу о …
Вызывает сомнение утверждение о том, что …; вызывает возражение то, что …
Позволим себе не согласиться с автором в том, что …; позволим себе возразить автору на то, что …; позволим себе выразить сомнение по поводу того, что …
Мы стоим на противоположной точке зрения по вопросу о том, что...; не разделяем мнения автора о том, что …; расходимся с автором во взглядах на вопрос о том, что …
Сомнительно, что …; непонятно (что, почему, как).
10.Оценка.
А) Элементы положительной оценки:
Автор подробно описывает, рассматривает, характеризует (что); останавливается (на чем).
Автор широко иллюстрирует, убедительно доказывает, подробно исследует (что); подтверждает выводы примерами; подтверждает основные положения фактами.
Б) Элементы отрицательной оценки:
Необходимо отметить следующие недостатки; (что) представляется недосказанным, малоубедительным, сомнительным, непонятным.
Автор вступает в противоречие (с чем), противоречит (чему); необоснованно утверждает (что).
Автору не вполне удалось показать, доказать, раскрыть (что).
11.Адресат статьи (факультативный смысловой компонент)
Статья (книга) адресована специалистам/неспециалистам, широкому кругу читателей.
Статья рассчитана (на кого), интересна (кому), представляет (может представлять) интерес (для кого).
РЕФЕРАТ-ОБЗОР
При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения.
Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций. Каждая статья (книга) в таком случае представляет собой отдельную микротему.
Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнения микротем, либо с позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на данную проблему.
Чтобы написать реферат-обзор, придерживайтесь следующих правил:
1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорного реферирования. Сформулируйте объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)
2. Составьте план реферата.
3. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.
4. Определите:
а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и языковые средства для вашего реферата;
б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;
в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.
5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:
а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможные сокращения или трансформации;
б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;
в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативных блоков выберите тот его вариант, где основная информация выражена полнее и более экономными языковыми средствами.
6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.