Средства языкового оформления реферата
Поскольку реферат относится к одному из книжно-письменных жанров, постольку в нем используются а) глаголы и отглагольные существительные, модальные слова, б) конструкции, типичные для научного стиля речи. Для характеристики предмета исследования и результатов исследования наиболее употребительны глаголы и словосочетания: - изучать - изучить, исследовать, анализировать - проанализировать, определять - определить, рассматривать - рассмотреть; - обнаруживать - обнаружить, находить - найти, устанавливать - установить, показывать - показать, выявлять - выявить, доказывать - доказать; - подтверждать - подтвердить, уточнять - уточнить, измерять - измерить, вычислять - вычислить, рассчитывать - рассчитать; - вводить - ввести (понятие), выводить - вывести (формулу), проводить - провести (анализ, вычисление, измерение, исследование). Для констатации способа изложения информации в исходном тексте (описание, упоминание, акцентирование, предложение, иллюстрация). используются глаголы и словосочетания: - описывать, рассматривать, излагать, характеризовать, обсуждать; - отмечать, называть, перечислять, затрагивать (вопрос); - подчеркивать, обращать (особое) внимание; - давать описание (определение, характеристику); - приводить примеры (данные, результаты).
Некоторые глаголы и предикативные слова могут заменяться существительными: есть, иметься, существовать — существование, наличие (чего); нет, не имеется, не существует — отсутствие (чего); нужно / следует / должен / требуется — необходимость (чего); нельзя / не следует — невозможность, недопустимость (чего); позволяет что — возможность (чего); нуждаться (в чем) — потребность (в чем).
Кроме того, в реферате используются: - пассивные и безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что; - причастные и деепричастные обороты; - компрессированные структуры, соответствующие придаточным предложениям, напр.: из-за ухудшения положения населения = так как ухудшалось положение населения и т. п.
В реферате, как и в других жанрах научной прозы, связь между предложениями и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими: - на порядок изложения информации: во-первых, во-вторых, в-третьих т. д., прежде всего, сначала, затем, после этого, наконец и другие подобные слова и выражения; - на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста (главная, любопытная деталь, знаменательный факт), для этого используются слова: должен отметить, следует подчеркнуть, важно, необходимо отметить и др.; - на присоединение дополнительного материала – аргументации с помощью слов: например, пример тому, так, кроме того, мало того, допустим; - на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как известно, действительно, на самом деле, разумеется, безусловно, вероятно; - на пояснения: иными словами, иначе, то есть; - на источник информации: по данным N., по словам N., из трудов N. и др.
Чтобы написать реферат, необходимо:
1. прочитать текст и составить его план (с учетом перераспределения информации), 2. выявить основную и дополнительную информацию; 3. выделить основную информацию: определить тему текста, микротемы, известную (данную) информацию, новую информацию; 4. выписать к каждому пункту плана ключевые слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания; 5. переформулировать основные положения текста, используя экономные способы передачи информации; 6. отобрать языковые средства (клише), оформляющие реферат; 7. на основе полного анализа и отобранного языкового материала написать реферат.
Читайте также: D) денежные средства населения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|