Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархия ценностей по М. Шелеру




 

Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта   Ответные реакции субъекта Блага (производные от основных технические и символические ценности)
Священные ценности Святое – не святое Блаженство – отчаяние и др. Вера – неверие; благоговение, поклонение и др. Ценности-вещи и формы почитания, данные в культе и таинствах
Духовные ценности Прекрасное – безобразное; справедливое – несправедливое; ценности чистого познания (которые стремится реализовать философия) Духовная радость – духовная печаль и др. Расположение – нерасположение; уважение – неуважение; одобрение – неодобрение; духовная симпатия; стремление к возмездию и др. Ценности науки; культуры: сокровища искусства, позитивное законодательство и др.
Жизненные ценности (ценности витального чувства) Благородное – низкое Спад – подъем; здоровье – болезнь; сила – слабость; жизнерадостность – уныние; чувство старости, смерти и др. Радость – печаль; мужество – страх; импульс мести, гнева и др. Ценности благополучия и благосостояния; хозяйственные блага
Чувственные ценности (ценности чувственного чувства) Приятное – неприятное Наслаждение – страдание; удовольствие – боль и др.   Материальные блага: полезные вещи (цивилизационные ценности) и ценности роскоши

Таблица 2

Соотношение типов общества в марксизме
и в концепции постиндустриализма

Марксизм Концепция постиндустриализма  
Первобытное Первобытное  
Восточное (азиатское) Античное (рабовладельческое) Феодальное   Капиталистическое   Традиционное    
Индустриальное  
Социалистическое   Коммунистическое  
Постиндустриальное  

 

Таблица 3

Глобально-историческая типология культуры

Тип культуры Время формирования Господствующие коды коммуникации
Первобытная (ро­довая, архаическая) Около 40 тыс. лет назад Дописьмен­ный
Традиционная (аграрная, доиндустриальная) Х – IV тыс. до н.э. Вербальный (словесный) письменный и устный
Индустриальная (современная, рациональная, Нового времени, модернистская) ХVI – ХVIII вв. Вербально-печатный
Постиндустриальная (информационная, антропогенная) С середины ХХ в. Визуально-экранный

 

Таблица 4

Локально-цивилизационная типология культуры

Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби
Египетский Египетская Египетская
Ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический Иранский Еврейский Новосемитический, или аравийский Вавилонская   Византийско-арабская Шумеро-аккадская     Сирийская Исламская
Индийский Индийская Индская Индийская
Китайский Китайская Китайская
Мексиканский Перуанский Майя Мезоамериканская Андская
Греческий Римский Германо-романский, или европейский Греко-римская Эгейская Эллинская Западная
Славянский Русско-сибирская Православная

 

Таблица 5

Структура противоречий в духовной жизни

Уровень Внутренние Внешние
Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией и массовой психологией (проявляющейся на уровне обыденного сознания) С другим (или другими) типом идеологии
Для социаль­ной группы Между идеологией, психологией и моралью групп или слоев, лиц (для малых групп), входящих в данную группу, в т.ч. между лидирующей группой (или личностью) и подчиненными С идеологией, психологией и моралью других групп
Для личности Между необходимостью удовлетворения духовных и других (социальных, биологических) потребностей личности С идеями, мировоззрением, психологией других людей, социальной группы, общества

Таблица 6

Количественные показатели развития
отечественной культуры в 1913 – 1985 гг.

Показатели До революции 1940 г. 1985 г.
Население страны Число газет Разовый тираж газет Число киноустановок Число музеев Число клубов Количество учащихся во всех учебных заведениях Число вузов Количество студентов Подготовлено специалистов с высшим образованием с 1918 г. Число лиц, проходивших переподготовку Количество работников умственного труда Количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Количество врачей Количество научных работников Количество кандидатов наук Количество докторов наук Количество деятелей искусства 1913 – 159 млн 1913 – 859 1913 – 2,7 млн 1913 – 1,5 тыс. 1917 – 150 1913 – 200   1914 – 10,6 млн 1914 – 105 1914 – 127,4 тыс.   –   –   1917 – 1 млн   1913 – 190 тыс. 1913 – 28 тыс.   1913 – 11,6 тыс. – 1917 – 35 тыс. 194 млн 38,4 млн 28 тыс. 118 тыс.   47,5 млн 812 тыс.   1,2 млн   9,5 млн   14 млн   2,4 млн 155,3 тыс. 98,3 тыс. 8 тыс. 1,5 тыс. 200 тыс. 275,5 млн 190 млн 152 тыс. 138 тыс.   108,6 млн Более 5 млн   20,7 млн   50,4 млн   42 млн   33,6 млн 1,17 млн 1,5 млн 463,5 тыс. 44,3 тыс. 600 тыс.

 

Учебное издание

 

Культурология

Учебное пособие

Редактор И.М. Минсадыров
Корректор В.О. Дедова

 

 

Подписано в печать 14.01.2010. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 10,8. Тираж 400 экз. Заказ №???.

Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35д, офис. 406

Тел.: 8(342) 210-51-81

E-mail: antro2006@mail.ru

 

Издательский дом «Книжный формат»

Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 80


[1] Мелким шрифтом дается разъясняющий или факультативный, дополнительный материал.

[2] Такое разделение в России обычно связывают с более поздними работами Ф. Энгельса.

[3] Условный термин для обозначения многофакторного, комплексного подхода к анализу общества.

[4] Впервые термин «культурология» был введен в 1909 г. немецким философом В. Оствальдом, предложившим отличать научное знание о культуре от науки об обществе – социологии.

[5] В русском варианте – этнография – наука, изучающая развитие этносов, т.е. народов.

[6] Антропология – изучение человека, теория человека.

[7] Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой коммуникации в природе, обществе и в общении человека с машиной.

[8] Термины «вертикальное деление» и «горизонтальное деление» условны: они отражают разные подходы к выделению морфологических (составляющих) слоев, областей духовной жизни или видов духовной деятельности.

[9] Знак – предмет, упрощенный образ или сигнал, в процессе общения замещающий другой предмет.

[10] Код – это правила, способы, с помощью которых фиксируются и передаются смыслы (информация).

[11] Мессия – спаситель. Предназначение Москвы – «третьего Рима» – спасение мира с помощью православия.

[12] Начиная с греческой философии Хаосу (неупорядоченному бытию, разрушению, стихии) противостоит Космос – упорядоченный, целесообразный мир.

[13] Сегодня она иногда называется постнеклассической или постсовре­менной.

 

[14] Наибольшая плотность населения – свыше 600 чел. на 1 кв. км –
в Бангладеш.

 

[15] Данные о количественных показателях развития отечественной культуры см. подробнее в табл. 6 приложения.

[16] Объем дисциплины и виды учебной работы в НОУ ВПО ЗУИЭП см. на учебном портале сайта http://wuiel.ru.

[17] Например: Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 20; Гринин Л.Е. Формации и цивилиза­ции // Философия и общество. 2001. №3. С. 30 – 34, 37.

[18] Философская энциклопедия... С. 20; Гринин Л.Е. Указ соч. С. 38 – 39.

[19] Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.

[20] Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.: Респуб­лика, 1995. 655 с.

[21] Отечественная история: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2007. 222 с.

[22] Орачева Е.А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. / Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15 – 25; Покровский В.И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С. 27 – 33; Баньковский Л.В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.

[23] Иванов С.И. Проблема происхождения культуры в современной науке. – http://www.kulturology.ru/text/Ivanov/htm – дата просмотра 12.10.2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...