Иерархия ценностей по М. Шелеру
Ценностные модальности (классы основных ценностей)
| Предмет
основных ценностей
| Состояния – корреляты (модусы чувств)
субъекта
| Ответные
реакции
субъекта
| Блага (производные от основных технические
и символические ценности)
|
Священные ценности
| Святое – не святое
| Блаженство – отчаяние и др.
| Вера – неверие; благоговение, поклонение и др.
| Ценности-вещи и формы почитания, данные в культе и таинствах
|
Духовные ценности
| Прекрасное – безобразное; справедливое – несправедливое; ценности чистого познания
(которые стремится реализовать философия)
| Духовная радость – духовная печаль и др.
| Расположение – нерасположение; уважение – неуважение; одобрение – неодобрение; духовная симпатия; стремление к возмездию и др.
| Ценности науки; культуры: сокровища искусства, позитивное законодательство и др.
|
Жизненные ценности (ценности витального чувства)
| Благородное – низкое
| Спад – подъем; здоровье – болезнь; сила – слабость; жизнерадостность – уныние; чувство старости, смерти и др.
| Радость – печаль; мужество – страх; импульс мести, гнева и др.
| Ценности благополучия и благосостояния; хозяйственные блага
|
Чувственные ценности (ценности чувственного чувства)
| Приятное – неприятное
| Наслаждение – страдание; удовольствие – боль и др.
|
| Материальные блага: полезные вещи (цивилизационные ценности) и ценности роскоши
|
Таблица 2
Соотношение типов общества в марксизме
и в концепции постиндустриализма
Марксизм
| Концепция постиндустриализма
| |
Первобытное
| Первобытное
| |
Восточное (азиатское)
Античное (рабовладельческое)
Феодальное
Капиталистическое
|
Традиционное
|
|
Индустриальное
| |
Социалистическое
Коммунистическое
| |
Постиндустриальное
| |
Таблица 3
Глобально-историческая типология культуры
Тип культуры
| Время
формирования
| Господствующие
коды коммуникации
|
Первобытная (родовая, архаическая)
| Около 40 тыс. лет назад
| Дописьменный
|
Традиционная (аграрная, доиндустриальная)
| Х – IV тыс. до н.э.
| Вербальный
(словесный)
письменный и устный
|
Индустриальная (современная, рациональная, Нового времени,
модернистская)
| ХVI – ХVIII вв.
| Вербально-печатный
|
Постиндустриальная (информационная, антропогенная)
| С середины ХХ в.
| Визуально-экранный
|
Таблица 4
Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому
| Культуры и цивилизации
по О. Шпенглеру
| Цивилизации по А. Тойнби
|
Египетский
| Египетская
| Египетская
|
Ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический
Иранский
Еврейский
Новосемитический, или аравийский
| Вавилонская
Византийско-арабская
| Шумеро-аккадская
Сирийская
Исламская
|
Индийский
| Индийская
| Индская
Индийская
|
Китайский
| Китайская
| Китайская
|
Мексиканский
Перуанский
| Майя
| Мезоамериканская
Андская
|
Греческий
Римский
Германо-романский,
или европейский
| Греко-римская
| Эгейская
Эллинская
Западная
|
Славянский
| Русско-сибирская
| Православная
|
Таблица 5
Структура противоречий в духовной жизни
Уровень
| Внутренние
| Внешние
|
Для
общества
| Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией и массовой психологией (проявляющейся на уровне обыденного сознания)
| С другим (или другими) типом идеологии
|
Для
социальной группы
| Между идеологией, психологией и моралью групп или слоев, лиц (для малых групп), входящих в данную группу, в т.ч. между лидирующей группой (или личностью) и подчиненными
| С идеологией, психологией и моралью других групп
|
Для
личности
| Между необходимостью удовлетворения духовных и других (социальных, биологических) потребностей личности
| С идеями, мировоззрением, психологией других людей, социальной группы, общества
|
Таблица 6
Количественные показатели развития
отечественной культуры в 1913 – 1985 гг.
Показатели
| До революции
| 1940 г.
| 1985 г.
|
Население страны
Число газет
Разовый тираж газет
Число киноустановок
Число музеев
Число клубов
Количество учащихся
во всех учебных заведениях
Число вузов
Количество студентов
Подготовлено специалистов
с высшим образованием с 1918 г.
Число лиц, проходивших
переподготовку
Количество работников
умственного труда
Количество специалистов
с высшим и средним
специальным образованием,
занятых в народном хозяйстве
Количество врачей
Количество научных работников
Количество кандидатов наук
Количество докторов наук
Количество деятелей искусства
| 1913 – 159 млн
1913 – 859
1913 – 2,7 млн
1913 – 1,5 тыс.
1917 – 150
1913 – 200
1914 – 10,6 млн
1914 – 105
1914 – 127,4 тыс.
–
–
1917 – 1 млн
1913 – 190 тыс.
1913 – 28 тыс.
1913 – 11,6 тыс.
–
1917 – 35 тыс.
| 194 млн
38,4 млн
28 тыс.
118 тыс.
47,5 млн
812 тыс.
1,2 млн
9,5 млн
14 млн
2,4 млн
155,3 тыс.
98,3 тыс.
8 тыс.
1,5 тыс.
200 тыс.
| 275,5 млн
190 млн
152 тыс.
138 тыс.
108,6 млн
Более 5 млн
20,7 млн
50,4 млн
42 млн
33,6 млн
1,17 млн
1,5 млн
463,5 тыс.
44,3 тыс.
600 тыс.
|
Учебное издание
Культурология
Учебное пособие
Редактор И.М. Минсадыров
Корректор В.О. Дедова
Подписано в печать 14.01.2010. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 10,8. Тираж 400 экз. Заказ №???.
Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35д, офис. 406
Тел.: 8(342) 210-51-81
E-mail: antro2006@mail.ru
Издательский дом «Книжный формат»
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 80
[1] Мелким шрифтом дается разъясняющий или факультативный, дополнительный материал.
[2] Такое разделение в России обычно связывают с более поздними работами Ф. Энгельса.
[3] Условный термин для обозначения многофакторного, комплексного подхода к анализу общества.
[4] Впервые термин «культурология» был введен в 1909 г. немецким философом В. Оствальдом, предложившим отличать научное знание о культуре от науки об обществе – социологии.
[5] В русском варианте – этнография – наука, изучающая развитие этносов, т.е. народов.
[6] Антропология – изучение человека, теория человека.
[7] Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой коммуникации в природе, обществе и в общении человека с машиной.
[8] Термины «вертикальное деление» и «горизонтальное деление» условны: они отражают разные подходы к выделению морфологических (составляющих) слоев, областей духовной жизни или видов духовной деятельности.
[9] Знак – предмет, упрощенный образ или сигнал, в процессе общения замещающий другой предмет.
[10] Код – это правила, способы, с помощью которых фиксируются и передаются смыслы (информация).
[11] Мессия – спаситель. Предназначение Москвы – «третьего Рима» – спасение мира с помощью православия.
[12] Начиная с греческой философии Хаосу (неупорядоченному бытию, разрушению, стихии) противостоит Космос – упорядоченный, целесообразный мир.
[13] Сегодня она иногда называется постнеклассической или постсовременной.
[14] Наибольшая плотность населения – свыше 600 чел. на 1 кв. км –
в Бангладеш.
[15] Данные о количественных показателях развития отечественной культуры см. подробнее в табл. 6 приложения.
[16] Объем дисциплины и виды учебной работы в НОУ ВПО ЗУИЭП см. на учебном портале сайта http://wuiel.ru.
[17] Например: Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 20; Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. №3. С. 30 – 34, 37.
[18] Философская энциклопедия... С. 20; Гринин Л.Е. Указ соч. С. 38 – 39.
[19] Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.
[20] Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с.
[21] Отечественная история: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2007. 222 с.
[22] Орачева Е.А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. / Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15 – 25; Покровский В.И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С. 27 – 33; Баньковский Л.В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.
[23] Иванов С.И. Проблема происхождения культуры в современной науке. – http://www.kulturology.ru/text/Ivanov/htm – дата просмотра 12.10.2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: