Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 93. Определите стилистическую принадлежность текста, его жанр (эссе, аннотация, рецензия, критическая статья, полемическая заметка, отзыв)? Ответ аргументируйте.




Несколько слов об одном спектакле…

Среди многочисленных театральных постановок наших дней спектакль «Юнона и Авось», без сомнения, принадлежит к шедеврам русской сцены. Этот спектакль прошел испытание временем и до сих пор, в XXI веке, собирает аншлаги. В самом деле, часто ли приходится видеть у современного зрителя неподдельные слезы, переживания и искреннее сочувствие?! В чем секрет такого успеха?

В одном из интервью режиссер М.Захаров объяснил этот феномен гениальной поэзией А.Вознесенского и неподражаемой, изумительной музыкой А.Рыбникова. Все так! Но воплотить поэзию в музыке и в человеческом духе, создать творческий ансамбль, гармонично соединив все виды искусства – это уже заслуга Мастера. Этот мудрый режиссер обратился к святая святых драматического искусства – к древнегреческому театру, основу которого составляла опера. Вспомним, как воплощались на сцене трагедии Эсхила, Эврипида, Софокла. Вместе с тем, спектакль необыкновенно современен, ибо «оживляют» действие элементы эксцентрики, современное световое оформление, «игра» с огнем, который, по замыслу режиссера, несет в себе символику страсти, тревоги, надежды. Отсюда и жанр спектакля – рок-опера.

Обратимся к сюжету. На первый взгляд, он очень прост и банален. Главный герой, князь Его Императорского Двора Резанов (Н.Караченцов), пережив личную трагедию – смерть жены, решил посвятить себя служению Государю Александру и Отечеству. Он готов наладить торговые связи и дружбу между народами России и Америки. Он снаряжает корабль с русским названием «Авось» («Авось пронесет!» – помните?), отражающим вечную надежду на благополучный исход, на чудо, на склонность к риску и желание испытать судьбу… А тем временем в Сан-Франциско идет подготовка к балу по случаю шестнадцатилетия прекрасной Кончиты (Е.Шанина), дочери губернатора.

Многие хотели бы овладеть ее сердцем, и, кажется, девушка готова принять нареченного жениха (А.Абдулов). Но пути Господни неисповедимы! На балу она увидела русского князя Резанова и полюбила его. Это была та самая любовь с первого взгляда, необъяснимая и страстная. Их свидание и ночь, проведенные вместе, – это песня любви, переходящая в молитву о спасении влюбленных и об отпущении грехов. Сцена прощания Кончиты и Резанова – кульминационная в спектакле:

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь!

Ты меня никогда не увидишь…

Глаза, полные слез! Вслед за актерами и их героями плачем мы, сидящие в зале…

Песня-опера «Я тебя никогда не увижу…» имеет смысл кольцевого обрамления и как лейтмотив пронизывает весь спектакль. Она звучит в начале пьесы как символ бренности всего сущего, как скорбь об умершей женщине, как неизвестность перед будущим. В момент расставания героев – как подтверждение мысли о зыбкости мира, о несвободе самого человека в несвободном мире. Отсюда главная идея спектакля – несвобода человека.

Мы дети полудорог.

Нам имя – Полудороги,

– говорит герой Н.Караченцова. Эти строки подтверждают зависимость людей от судьбы, от внешнего мира, от обстоятельств (Резанов не вернется к своей возлюбленной, путь к которой прервет внезапная смерть). Герои предчувствуют это. Их расставание напоминает древнегреческую трагедию. Но если в античной трагедии любовь отделена от мира и от внешних обстоятельств, то в данной человеческой трагедии именно обстоятельства определяют судьбу людей, защитить от которых может только надежда, произнесенная в молитве. Православная молитва также обрамляет сценическое действие и несет в себе символику скорби (отпущение грехов умершей – в начале), в любовной сцене – как оберег, а в конце спектакля – как гимн вечной любви, неподвластной смерти. Благодаря этому финал пьесы оптимистичен. «Аллилуйя! Аллилуйя!» – все радостнее и торжественнее звучит это слово «славься!», унося любовь к небесам, где парит над миром влюбленных его Кончита. Она стала той самой Юноной, символом неземной, божественной любви, женской верности (как древнеримская богиня Юнона, супруга Юпитера). Кончита ждала своего возлюбленного всю жизнь, храня лебединую верность.

Вся пьеса – это гимн вечной и чистой любви, на пути которой всегда стоят препоны, преодоление которых и есть доказательство этой любви:

Для любви не названа цена –

Лишь только жизнь одна…

И мы верим – они встретятся – там, в далеких мирах… После спектакля думаешь именно об этом. А способны ли мы любить так же сильно и искренне, хранить любовь и надежду в своем сердце и пронести ее через года?! Браво, ЛЕНКОМ, браво! Над тобой не властно время, как не знает времени истинная любовь Юнона и вечный луч надежды Авось! (Т. Жукова)

Задания к тексту:

1. Какую оценку в целом спектаклю дает автор статьи? Согласны ли вы с его точкой зрения?

2. О чем, на ваш взгляд, не сказал автор? Чем бы вы дополнили данный текст?

3. Напишите публицистическую статью в форме рецензии, эссе, критической статьи о просмотренном вами спектакле или фильме.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...