Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в организации исполнения бюджета в условиях внедрения программно-целевых принципов




 

Использование программно-целевых методов в бюджетном процессе кардинальным образом меняет всю идеологию бюджетного процесса, а также способствует повышению его эффективности, в связи с тем, что в отличие от традиционного метода, внимание сосредотачивается на результатах, а не на ресурсах.

Сущность программно-целевых методов заключается в следующем:

акцент делается на обеспечение эффективности использования средств бюджета, то есть на то, какие результаты ожидаются от использования бюджетных средств;

акцент переносится с контроля за выполнение бюджетных обязательств на обеспечение эффективности;

обязательным компонентом программ является их оценка и экспертиза;

в бюджетный процесс вводятся элементы анализа соотношения между расходами и достигнутыми результатами [24, с. 48].

Программно - целевой метод предполагает группировку расходов бюджета по отдельным программам, то есть каждая статья расходов закреплена за определенным видом программы. Каждая программа представляет собой фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с позиции достижения целей программы.

Характерными чертами бюджетной программы являются:

отсутствуют ограничения во времени;

каждая бюджетная программа не имеет аналога и выполняется только одним распорядителем средств бюджета;

название программы отражает основную ее сущность, то есть направления использования средств;

четкость, конкретность и понятность для широкого круга масс.

К преимуществам программно - целевого метода относятся:

четкость в определении целей и задач, на достижение которых направляются бюджетные средства;

прозрачность и эффективность бюджетного процесса;

повышение эффективности контроля результатов выполнения программ;

возможность оценки деятельности участников бюджетного процесса по результатам достижения поставленных целей;

упорядочивает деятельность главного распорядителя средств бюджета по отношению к формированию и исполнению программ за счет четкого разграничения ответственности за реализацию определенной программы между ответственными исполнителями;

повышает эффективность распределения и использования средств бюджета [12, с. 44]

Переход к бюджетам, базирующимся на исполнении государственных целевых программа, является одним из способов, которые позволяет внести принципиальные изменения в методы и характер нецелевого расходования средств бюджета.

Применение программно-целевого принципа при формировании и расходовании средств бюджета усиливает понимание природы государственного бюджета (нами считается, что все бюджеты единой бюджетной системы являются государственными по целевому характеру решаемых задач) как особой формы перераспределительных отношений, связанных с обособлением части стоимости общественного продукта и ее использованием на удовлетворение бюджетных потребностей на разных уровнях единой бюджетной системы.[15, с. 86]

Также можно утверждать, что использование программно-целевого принципа, способствует увеличению эффективности расходования средств бюджета. С помощью методов программирования осуществляется целенаправленное воздействие на решение всех бюджетных задача, а также осуществляется контроль за полнотой и эффективностью исполнения расходной части бюджета.

Посредством взаимоувязки целевых программ и расходов бюджета у государства появляется возможность сосредоточения финансовых ресурсов на определенных участках социального и экономического развития.

Выполнение программно-целевого принципа предполагает:

- соответствие бюджета любого уровня бюджетной системы государственным программам;

обязанность государственных и местных органов управления к полному овладению процессом исполнения бюджетов и целевых программ.

Некоторыми авторами акцентируется внимание на достаточной сложности разработки и оценки подобных программ, однако, без исключения всеми авторами занимающимися данной проблемой, отмечается значимость поднятия уровня управленческих действий.

В частности, по мнению Сидоренко В.В., необходимо найти механизм, с помощью которого можно осуществлять эффективное управление программами, так как все имеющиеся на сегодняшний момент программы являются отраслевыми и существуют определенные проблемы их управляемости. [4]

Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

Единого общепринятого определения программно-целевого бюджетирования не существует. Это объясняется комплексностью понятия, его «открытостью», способностью эволюционировать.

В самом общем виде программно-целевое бюджетирование можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и экономической эффективностью. Хотя в этом определении речь идет о программно-целевом методе как о системе бюджетного планирования, одним только планированием особенности этого метода не ограничиваются. Программно-целевой подход оказывает влияние на все стадии бюджетного процесса. Вследствие этого программно-целевой характер принимают и исполнение бюджета, и контроль за его исполнением.

Комплексность описываемого термина хорошо демонстрирует определение, данное Ф.С. Мошером: «Для политолога и юриста программно-целевое бюджетирование означает представление и анализ бюджетных заявок в такой форме, которая обеспечивает (обществу) наиболее эффективный выбор. Для чиновника это понятие означает, помимо выше названного, большую гибкость и свободу маневра, а также большую личную ответственность и большую требовательность к подчиненным. Для министерств и ведомств оно может означать большую самостоятельность, гибкость в принятии решений и большую ответственность за использование выделенных им фондов. Для бухгалтера программно-целевое бюджетирование ассоциируется с учетом по начислению, разделением счетов по текущим и капитальным операциям, с обособленным учетом оборотных средств и использованием других специфических технологий учета».

Сложность концепции программно-целевого бюджетирования обусловлена еще и тем, что этот метод можно применять как для планирования расходов органов государственной власти и местного самоуправления, так и для планирования расходов отдельных распорядителей кредитов и бюджетополучателей - министерств, ведомств, бюджетных учреждений, государственных предприятий и др. Естественно, что в каждом конкретном случае возникают свои особенности, которые, впрочем, не меняют существа дела.

Открытость концепции программно-целевого бюджетирования означает, что включаемая в нее система элементов не является неизменной, а, напротив, допускает многовариантность, различные способы установления связи между государственными расходами и значимыми для общества результатами.

При использовании программно-целевых методов в бюджетном процессе контроль за исполнением бюджета постепенно смещается из внешней среды во внутреннюю, то есть от контроля за целевым использованием бюджетных средств, который осуществляется внешним контролирующим органом, к внутреннему контролю, который осуществляется отраслевыми министерствами, и в конечном итоге - к ответственности конкретных исполнителей. Последнее предполагает, то соответствующие подразделения отраслевых министерств получают право самостоятельно представлять и защищать свои бюджетные заявки на финансирование (обоснование расходов) в парламенте, а также принимать самостоятельные решения о направлениях расходования выделенных им средств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...