Участники исполнения бюджета, их полномочия и взаимодействие
организационный правовой российский бюджетный Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и органы муниципальных образований; ЦБ РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; распорядителю средств бюджета; администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели средств бюджета [1]. Законодательные (представительные) органы наделены следующими бюджетными полномочиями: рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении; осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов; осуществление полномочий согласно Бюджетному кодексу РФ. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно -распорядительные органы муниципальных образований) наделены следующими бюджетными полномочиями: обеспечение составления проектов бюджетов и среднесрочных финансовых планов; внесение проектов бюджетов на утверждение законодательных (представительных) органов; разработка и утверждение методик распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечение исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности. В сфере исполнения бюджета Центральный банк РФ выполняет одну единственную функцию - он осуществляет обслуживание счетов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы РФ, по средствам расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти (ст. 4). В Банке России хранятся средства государственных внебюджетных фондов и средства федерального бюджета.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным Кодексом. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по: аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Содержание основных процедур исполнения бюджета Стадия исполнения бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными (представительными) органами.
Основные процедуры данной стадии бюджетного процесса регламентируются положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетным кодексом выделены следующие основные процедуры исполнения бюджетов. Исполнение бюджета по доходам предусматривает следующие процедуры: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет; перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие процедуры исполнения бюджета по расходам: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств. [1] (рис. 2).
Рис. 2. Процедуры исполнения бюджета по расходам Процедура принятия бюджетных обязательств бюджетополучателями представляет собой оформление бюджетного обязательства по получению из бюджета денежных средств. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение бюджетных обязательств, которые представляют собой расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Условно, бюджетные обязательства можно разделить на две группы: бюджетные обязательства, обусловленные законом (публичные обязательства); гражданско-правовые бюджетные обязательства. Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства перед физическими или юридическими лицами, публично-правовыми образованиями, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере, именуются публичными обязательствами. Публичные обязательства в пользу физических лиц - публичные нормативные обязательства. Для публичных нормативных обязательств не предусмотрены процедуры утверждения лимитов бюджетных обязательств, их исполнение осуществляется на основе бюджетных ассигнований. Другая группа обязательств, принимаемых бюджетными учреждениями, относится к группе гражданско-правовых. Получатель бюджетных средств обязан принимать бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Важным элементом исполнения бюджета является использование лимитирования. Лимиты бюджетных обязательств - объем прав на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (и плановом периоде). Лимиты для главных распорядителей бюджетных средств утверждает финансовый орган, для распорядителей и получателей бюджетных средств - вышестоящий распорядитель. Для казенного учреждения, являющегося получателем средств бюджета, обязательным документом планирования расходов служит бюджетная смета. Бюджетная смета - это документ, устанавливающий объемы лимитов бюджетных обязательств, выделенных бюджетному учреждению в соответствии с классификацией расходов бюджетов.
Согласно статье 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определяемом главным распорядителем бюджетных средств. Принятие бюджетных обязательств осуществляется на основе заключения государственных (муниципальных контрактов), иных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством (иным правовым актом, соглашением), с целью выполнения бюджетной услуги. На втором этапе исполнения бюджета происходит подтверждение денежных обязательств. Получатели бюджетных средств подтверждают обязанность по оплате за счет бюджетных средств денежных обязательств на основании платежных и иных документов, которые необходимы для санкционирования их оплаты. Основной задачей процедуры санкционирования является исключение возможности принятии к финансированию расходов, которые не были предусмотрены утвержденным бюджетом. В санкционировании оплаты казначейство может отказать в нижеперечисленных следующих ситуациях: если платежные или иные предъявляемые документы не соответствуют требованиям; если обязательства не соответствуют закону о бюджете или выходят за пределы бюджетных обязательств; в случае блокировки расходов.. Процедура санкционирования расходов представлена на рисунке: Рис. 3. Схема процедуры санкционирования расходов
На заключительном этапе осуществляется подтверждение осуществления расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|