Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Пухова Татьяна Ивановна




 

ИГРОТЕРАПИЯ

 

 

Методические материалы



Лебедева Н. Н.

 

ИГРА - ДОКТОР

«Давай, поиграем! » — как часто в житейской суете мы не придаем значения этому призыву, просьбе, а иногда — голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему сегодняиз уст собственного ребенка. «Давай поиграем, ну давай, давай'» — «Да некогда мне, не видишь разве, что я занята! » (Не могу, устала, тороплюсь, и так не успеваю, ужинать пора, еще рано, уже поздно... )

Неужели действительно поздно? Уважаемая Серьезная Мама! Давно ли Вы в последний раз чувствовали себя ребенком? Как Вы переживали это состояние? Хо­телось баловаться, танцевать, примерить маскарадный костюм, носиться напере­гонки? Может быть. Вам хотелось сражаться с воинственным противником и не­пременно победить его? А может быть, просто хотелось плакать. Или не просто плакать, а чтобы кто-то обязательно пришел, большой и сильный, обнял, взял на руки и сказал: «Я здесь, с тобой»...

Оказывается, ребенку не всегда нужен такой партнер, который делает в игре примерно то же, что и он сам. Вам совершенно не обязательно лазить на четверень­ках под стол (хотя из-под стола, между прочим, вся комната, предметы и люди при­обретают совершенно иной вид — можете проверить! ). Вам можно даже не разук­рашивать свое лицо и тело, как у индейца (но если Вы попробуете это сделать или, еще лучше, позволите своему ребенку с помощью актерского грима нарисовать маску на Вашем лице — Вас ждут самые неожиданные открытия).

Самое главное, что ждет от вас ребенок — это умение слышать, видеть и чув­ствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те пере­живания, потребности и желания, которыеему бывает иногда трудно выразить сло­вами. А с помощью игры легко. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов и разных национальностей.

В игре ребенок учится новым способам поведения, осваивает новые формы отношений с людьми, приобретает опыт руководителя и подчиненного, учителя и ученика, партнера и соперника, серьезной мамы и строгого папы, беспомощной старушки и заботливой няни, доблестного рыцаря, умирающего гладиатора, добро­го доктора, благодарного пациента, романтичной принцессы, коварной Бабы Яги и т. д. и т. п. То есть игра, оказывается, незаменимыйучебник жизни.

Но игра позволяет не только осваивать новые социальные роли, общественные нормы и правила поведения, то есть сделать шаг в будущее.

Игра открывает возможность вернуться в прошлое, восстановить нарушенные эмоциональные связи, залечить старые душевные травмы, возвращая ребенку ра­дость общения со сверстниками и значимыми взрослыми. И тогда игра становится целительной.

Для того, чтобы это произошло, чтобы Игра-Веселый Друг, Игра-Язык Взаимопонимания и Игра-Учебник жизни повернулась своей новой гранью, явившись как Игра-ДОКТОР, ребенку нужен помощник. Таким помощником для него будет психолог, специалист по игровой психотерапии — игротерапевт.

Игротерапевты бывают разные. Одни ставят своей целью раскрыть, понять и объяснить тайный смысл и скрытые желания, проявляющиеся в детской игре.

Другие позволяют «отыграть» — отреагировать травмирующие эмоции, вы­плеснуть накопившуюся и не имевшую прежде открытого выхода энергию, разру­шавшую гармонию внутреннего мира ребенка.

Третьи создают условия для того, чтобы ребенок мог приобрести новый опыт в области поведения, эмоциональной жизни и отношении с людьми, эксперименти­руя с помощью терапевта в специально созданной для этого безопасной обстановке.

Четвертые помогают сформировать новые способы поведения с помощью обучения («научения») и подкрепления, поощрения успешных действий, помощи в закреплении положительного опыта при переносе освоенных умений и навыков в иные условия.

Пятые преимущественно оказывают эмоциональную поддержку любым про­явлениям душевной жизни клиента, принимая его таким, какой он есть, веря в его личностные ресурсы, создавая благоприятную атмосферу для роста и развития его внутренней свободы, самопринятия и самоуважения, веры в собственные силы, для самостоятельной активности и творческого самовыражения.

Мы обозначили в самых общих чертах различные подходы, формировавшиеся в игровой психотерапии на протяжении восьмидесятилетней истории ее существо­вания. Зародившись в недрах психоанализа (в практике А. Фрейд и М. Клейн), игротерапия начала постепенно распространяться по широкому спектру направлений современной психологии. Так наряду с психоаналитической появилась освобож­дающая терапия (или терапия отреагированием) Дэвида Леви, структурированная, поведенческая, недирективная (В. Экслайн) и другие разновидности игротерапии. Богатство и разнообразие методов, находящих обоснование в различных направле­ниях психологической теории, характеризует современное состояние игровой тера­пии за рубежом [I]. В нашей стране специалистов в этой чрезвычайно интересной и продуктивной отрасли психотерапии пока очень мало. А между тем возможности игровой терапии, как показывает опыт, весьма широки.

Кому может помочь игровая терапия?

Игровому терапевту приходится сталкиваться в своей практике с широким спектром проблем. Иногда ребенку необходима помощь в ситуации развода роди­телей, когда тяжесть потери близкого человека для оставляемого и самого безза­щитного члена семьи усугубляется эмоциональным напряжением, конфликтностью в отношениях самых дорогих для него людей.

Нередко малышу бывает трудно пережить появление в семье отчима или младшего братишки, сестренки.

Интимная жизнь родителей тожеможет стать для ребенка источником сильного стресса. Страхи и тревожность, агрессивность и депрессии, заниженная самооценка и неуверенность в себе, застенчивость и многие другие особенности эмоциональной и личностной сферы растущего человека, доставляющие ему немало неприятных переживаний, могут уступить место в игре — а затем и в дальнейшей жизни — бо­лее гармоничному состоянию, наполненному радостью и творчеством.

Много неприятностей могут принести ребенку школьные проблемы, мера его успешности в обучении и взаимоотношениях со сверстниками, отношения с учите­лями и родителями. Игровая терапия поможет выразить накопившиеся чувства и получить поддержку, освоить более эффективные способы поведения, лучше по­нять себя и окружающих, осознать мотивы своего и чужого поведения.

Игровая терапия может оказаться полезной детям с хроническими заболева­ниями, накладывающими ограничения на образ жизни членов их семьи. Эмоцио­нальные проблемы, выступающие одной из возможных причин энуреза и энкопреза, также могут быть предметом работы игротерапевта.

Нередко помощь игровой терапии может оказаться очень эффективной в ра­боте с детьми, в семьях которых кто-то страдает химической зависимостью. Нару­шение контактов в семьях больных алкоголизмом или наркоманией ставит детей в уязвимое положение. Игротерапия может помочь в установлении нормальных взаимоотношений при условии ее совмещения со специальными реабилитационными программами (типа «12 шагов») [2].

Особую группу клиентов, которым необходима игровая терапия, составляют дети, подвергшиеся насилию или испытывающие пренебрежительное отношение, отвержение со стороны родителей. Такие лети обычно имеют много эмоциональ­ных и других психологических проблем. Специально разработанные программы психологической помощи этим детям включают индивидуальные и групповые за­нятия, одной из форм которых выступает игра [З].

Специалист по игровой терапии может помочь не только ребенку. Более того. Если работа ведется только с ребенком, эффективность ее часто снижается оттого, что, попадая в привычные условия давно сложившихся семейных отношений, он вновь оказывается под угрозой возникновения старого симптома (будь то страхи, энурез и т. п. ) Психотерапевты, работающие с семьями, в которых у детей обнару­живаются те или иные трудности, послужившие поводом для обращения за психо­логической помощью, часто встречаются с нежеланием членов семьи признать не­обходимость изменить что-то и самих себе, в своих отношениях (например, между папой и мамой), а не только в ребенке. Нередко люди боятся перемен или просто не хотят усложнять себе жизнь, тратить время на осваивание новых способов поведе­ния, иного стиля воспитания. Они приходят к психотерапевту с жалобой на ребен­ка, и запрос их звучит примерно так: «Исправьте его (ее), вылечите, у него (нее) что-то не так».

В таких случаях первое, что приходится делать всякому психотерапевту, в том числе и специалисту по игровой терапии, это начать работать с родителями, помо­гая им осознать значение их собственных потребностей и переживаний, отношений и действий в том процессе изменений, который, начавшись у одного из членов семьи (ребенка) обязательно вовлечет в свою орбиту остальных. Проще говоря, роди­телям, если они действительно желают добра своему ребенку, придется во многом меняться самим. Готовы ли вы к переменам в себе, в своей жизни, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки? Если да, то в добрый путь!

Мы начинаем вместе с вами увлекательное путешествие в Мир Ребенка — мир, где большая часть пространства и времени принадлежит Ее Величеству Игре. Однако власть се не беспредельна, ибо верховный повелитель этого мира — ваш сын или дочь. Ваше знакомство с игрой итеми законами, которые для нее устанав­ливает ваш ребенок, возможно, начнется с того, что психотерапевт покажет вам, как может развертываться игровое взаимодействие между ним самим, взрослым и опытным человеком, и маленьким повелителем игры, пришедшим сегодня к нему на прием. Вас, быть может, удивит распределение ролей или что-то новое в поведе­нии и способах выражения чувств вашего сына или дочки. А может быть, в словах и действиях ребенка вы узнаете себя или своих родственников? (Одна четырехлетняя девочка, у которой недавно появился отчим, приходя ко мне в кабинет игровой те­рапии, в конце каждой сессии ложилась на кровать, взваливая на себя огромного плюшевого медведя, и начинала бить его и обзывать неуместными в литературном тексте словами. Родители в нашей работе участия не принимали. Девочка пришла на игровую терапию по просьбе воспитателей детского сада, жаловавшихся на неуправляемость ее поведения и неспособность ребенка к сосредоточенности на заня­тиях). Если что-то вызовет у вас беспокойство, гнев или другие переживания, кото­рые захочется выразить, то после завершения сеанса игротерапевт посвятит специ­альное время вам, вашим мыслям и чувствам, вопросам и сомнениям.

Присутствие родителей на сеансе игровой терапии бывает часто возможным, иногда необходимым, а в некоторых случаях, наоборот, нежелательным. Решение по этому поводу принимает игротерапевт, согласовывая его с родителями и руково­дствуясь всей имеющейся информацией относительно самого ребенка и характера его проблем и отношений с каждым из родителей и семенной ситуации в целом.

Существуют специальные программы обучения родителей способам игротерапевтического взаимодействия с ребенком. Это обучение может быть как индивидуальным, так и групповым, когда игротерапевт формирует небольшую группу из заинтересованных родителей, обратившихся за психологической помощью. Дли­тельность обучения может варьироваться в зависимости от успешности овладения родителям и необходимыми практическими навыками игрового взаимодействия с детьми, а главное — формирования у взрослых, уже сложившихся людей нового взгляда на Мир Ребенка, открытый для тех, кто сам открыт и готов к изменениям, кто хочет учиться играть — то есть творить, понимать, принимать и снова творить. Творить вместе с ребенком, создавая новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу.

В атмосфере любви и взаимногоуважения между родителями и ребенком, в совместной игре, которая именно в этих условиях проявляет свои целительные возможности, преодоление трудностей, послуживших причиной обращения к психоте­рапевту, становится общим творческим делом, объединяющим всю семью. И если семья, успешно справившись с проблемой, которая привела ее за помощью к спе­циалисту, становится более сплоченной, а родители и дети продолжают испытывать радость в совместной игре и других общих делах, это значит, что игровая психоте­рапия помогла. И Игра-Доктор снова открывается как Игра-Веселый Друг, Учебник жизни и Язык Взаимопонимания.

Литература

1. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. — М., 1997 // Библио­течка практического психолога.

2. Баушева И. Л. Двенадцать шагов // Семейная психология и семейная терапия. — М., 1998. № 2.

3. Курасова Н. В. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия // Семейная психология и семейная терапия. — М., 1998. № 1.

4. Лебедева Н. Н. Игротерапия в контексте различных парадигм психологическо­го знания // Журнал практического психолога. М., 1997. № 2.

5. Лебедева Н. Н. Реализация основных исследовательских программ зарубежной психологии в практической работе с детьми // Журнал практического психолога. М., 1997. № 3.

6. Play therapy. Dynamics of the process of Counseling with Children. Ed. By Garry L-Landreth— 1982.

Пухова Татьяна Ивановна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...