Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра как показатель психологического здоровья семьи




Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые, правда, догадываются, что айсберг - несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Такой образ семьи рисует создатель семейной психотерапии Вирджиния Сатир [2]. Она пишет, что, не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее в опасном направлении. Подобно умению опытного капитана, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько ее члены понимают, осознают и учитывают чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли как себя самого, так и друг друга. А они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни.

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо прежде всего доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и “эмоциональной” компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и “эмоциональной” компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

Социальная компетенция воспитывается постепенно, начиная с самого рождения. В оптимальном случае родители должны развивать у ребенка чувство надежности, стабильности, устойчивости. Для помощи в воспитании социальной компетенции существуют специальные игры и упражнения.

Сейчас на рынке представлено огромное количество игр, направленных на развитие когнитивной стороны личности ребенка, на развитие абстрактного мышления, внимания, памяти. Это бесконечные потоки самых разнообразных Puzzle, альбомов с наклейками, ребусов, головоломок и т. п. Из интеллектуальных игр наиболее известны шахматы, шашки. По сравнению с этим ощущается явный дефицит игр, заставляющих задуматься о собственном поведении и психологических особенностях как себя самого, так и других людей. Причем эта ситуация характерна не только для России. На Западе уже существуют попытки создания подобных игр. Одна из таких попыток была предпринята немецким психотерапевтом из г. Карлсруэ Гюнтером Хорном, который разработал настольную психологическую игру для детей младшего и среднего школьного возраста, а также для их семей.

Игра состоит приблизительно из 170 карточек, на которых напечатаны фразы, характеризующие различные аспекты социальной и “эмоциональной” компетенции. По желанию ребенок может сам дописывать или допечатывать карточки (специально для этого оставлено несколько пустых карточек). Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник, в свою очередь, считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше или кладет в отдельную стопку - “корзину для мусора”. Когда все карты распределены, участники зачитывают их вслух. Если кто-то считает, что ему более важны карты других участников, чем свои собственные, он может попросить обменять их.

Выбор тематического содержания карточек определяется особенностями латентного возраста (6 1/2 -12 лет). В этот период повышенное внимание ребенка к взаимоотношениям с членами семьи (психоаналитики называет его эдипальной фиксацией) смещается к социальному взаимодействию между людьми в целом.

В то же время, сейчас наблюдается изменение общей картины наиболее характерных эмоционально-личностных нарушений детей младшего и среднего школьного возраста. Если раньше в основном приходилось сталкиваться с закомплексованностью и навязчивыми тенденциями у ребенка, то в последнее время все более растет число гиперактивных детей с расторможенной моторикой, с недостаточным эмоционально-личностным общением в семье. Родители и учителя все чаще жалуются на “плохое поведение” детей, на их агрессивность и неуправляемость. Именно этим детям наиболее показана игра Г. Хорна. Заторможенным детям, имеющим явные навязчивые черты, игра скорее противопоказана, так как она может усилить у них и без того завышенные внутренние моральные требования, их “Сверх-Я”.

Дети играют в игру с удовольствием. Особенность её заключается в том, что в ней не выигрывает кто‑ то один. В выигрыше остаются все, лучшее узнавая как себя самого, так и партнеров по игре. Огромную роль при этом играют разговоры в семье, которые актуализируются игрой. Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры - с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания. Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным терапевтическим фактором. Благодаря свободной игровой атмосфере возникающие во время игры беседы не вызывают так много скепсиса, опасения и сопротивления, как это часто бывает в случае обычных назиданий и замечаний родителей. Игра способна сделать более конструктивными межличностные взаимоотношения и улучшить психологический климат в семье.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию “Сверх-Я” ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается “золотая середина” - какие-то нормы ребенок принимает, а от каких‑ то отказывается.

Несмотря на то, что игра рекомендована детям начиная с восьмилетнего возраста, играть в нее можно и с более младшими детьми, если им помогать читать карточки. Интерес к игре сохраняется приблизительно до 12 лет. В связи с началом подросткового возраста и половым созреванием интерес ребенка переключается со взаимоотношений в семье на отношения в социальной группе, а также на собственные внутренние переживания. Для подростков будут интересны уже другие темы, отличные от тех, которые представлены на карточках игры Г. Хорна.

В настоящее время нами ведется работа по адаптации игры Г. Хорна в России. Ниже для примера приведены некоторые карточки:

 

Я всегда хочу быть первым. Когда другие говорят, я их не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат. Выводить из себя учителя доставляет мне удовольствие.
Когда находишься один в комнате, можно даже поковырять в носу. Иногда мне бывает страшно, что я могу потерять маму или папу. Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить.
Если у меня возникают вопросы о сексе, я никого не решаюсь об этом спросить. Мне больше нравится играть с девочками. Если мои родители ссорятся, я пытаюсь их примирить.
Когда папа спит, я веду себя тихо. Каждое утро я сам убираю свою постель. Для меня важно, чтобы у меня были чистые ногти.
Выполнение домашних заданий я часто стараюсь отложить. Я ребенок, который очень много смеется. С чужими людьми я ни за что никуда не пойду.
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали. С чужими вещами я обращаюсь очень осторожно. Я обычно говорю меньше, чем другие дети.
Ради моего друга или подруги я даже могу что-нибудь украсть. Мне уже приходилось что-то украсть. Если вечером я выхожу из комнаты, то я выключаю свет.
Когда мама готовит вкусную еду, я обычно забываю ее за это похвалить. Я чищу зубы каждый день. Карманные деньги я обычно сразу же трачу.

 

Мы надеемся, что эта игра поможет восполнить дефицит специальных психотерапевтических упражнений, служащих для развития социальной и “эмоциональной” компетенции ребенка. Мы также надеемся, что она будет способствовать установлению взаимопонимания, формированию гармоничных и теплых отношений в Вашей семье.

 

Литература:

1. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., Независимая фирма “Класс”, 1996.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., “Педагогика-Пресс”, 1992.

3. Horn G. Das Katathyme Bilderleben im Latenzalter. In: Leuner H., Horn G., Klessmann E. Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen, 3. Aufl. Reinhardt, Mü nchen 1990.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...