Баба-Яга или Дюймовочка?. Случай игротерапии детской ревности
Баба-Яга или Дюймовочка? Случай игротерапии детской ревности Журнал практического психолога № 4 1999 г. Про игротерапию можно сказать, что это экологичное средство комплексного влияния на психическое состояние ребенка. Этот вид работы дает возможность неограниченного творчества для психолога В то же время понимание всей сложности и комплексности психических процессов, происходящих на ранних стадиях развития ребенка, заставляют психолога с максимальной ответственностью подходить к психокоррекции ребенка. Феномен детской ревности описан в специальной литературе довольно широко. Принято считать, что проявление ревности характерно чаще веет для маленьких детей. Проявление агрессивных импульсов, компонентов тревоги или возбужденности выглядят как деструктивное поведение, что побуждает родителей обращаться за помощью к психологу. С жалобой на агрессивное поведение дочери по отношению к младшей сестре к нам обратилась молодая мама, приехавшая ненадолго с мужембизнесменом и дочерью в Москву. Назовем ребенка Алисой, ей 4 с половиной года. Анамнез, или рассказ мамы. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Ждали мальчика. Девочка родилась обвитая пуповиной, с большой гематомой на голове, фиксировалась гипоксия, гипертонус. Была очень беспокойной до двух лет. Первые слова произнесла в семь месяцев, а в год говорила чистыми фразами. Аппетит плохой, сама не может поесть, отвлекается. Моторика плохая, одевается небрежно, ест неаккуратно. Если слышит, что что-то нельзя взять, начинает упрашивать, потом обязательно разобьет или сломает, вроде ненарочно. Из двух одинаковых игрушек долго выбирает себе получше, и никак не может решиться, если сестра что-то взяла, то тут же отбирает у нее. На вопрос, зачем ты так поступаешь, отвечает, «а мне тоже сразу хочется». Утром может проснуться с плохим настроением и невыносимо канючить: это не то, это не эдак. Сама говорят «Я не знаю, мама, что со мной». Не любит гулять, особенно зимой, ей неприятна одежда, шапка. Младшую сестру может толкнуть, стукнуть по голове, прищемить. Помимо работы с девочкой мы регулярно встречаемся с мамой. Эти встречи мама рассматривает как собственную психотерапию.
Первая встреча. Первые 10 минут девочка молча стоит в комнате, не отвечает на приветствие и другие обычные вопросы, внезапно в коридоре мяукает кошка, мы идем ее искать. Этого достаточно, чтобы установить контакт. Еще десять минут мы играем в мяч втроем с мамой. Девочка вполне освоилась и тянется к игрушкам. В этот момент я говорю, что маме необходимо в магазин, а я покажу Алисе все игрушки. Девочка легко остается без мамы. Отметим легкость расставания, это диагностично. Алиса подходит к полке с несколькими мягкими игрушками, берет их по одной, сообщает, например, что у нее есть почти такая же зверюшка, и берет следующую, такая процедура заканчивается через три минуты и ребенок готов потребовать новые игрушки. Я начинаю говорить от лица каждой из игрушек, вовлекая в диалог ребенка. «Я — собака с черным ухом, придумай мне имя, я люблю скакать, а ты любишь? » — и так повторяется с несколькими игрушками. Примерно на пятой игрушке я демонстрирую нарциссическое поведение. «Я — енот, выбрось другие игрушки и давай играть только со мной». Алиса резонерствует: «Надо играть всем вместе! » Переходит к другим игрушкам, но неожиданно возвращается к еноту, хватает с помощью его лапок другую игрушку, и кидает ее под стул, объясняет: «Он утащил ее к себе в домик на обед», — и смотрит выжидательно.
Беру другую игрушку и говорю, что сейчас вот этот клоун пойдет спасать мышку, пока ее не съели. Девочка начинает настоящий бой. Енотом колошматит изо всех сил клоуна, находящегося уменя в руках, я с трудом выдерживаю эти удары и отступаю. Итак, енот — откровенно отрицательный герой, и ребенок явно выступает на его стороне. Действие продолжается, енот знакомится со слоненком. Я веду нейтральный диалог за них обоих, но Алиса поправляет меня: «Ты забыла, они же злые! » Хватает еще игрушку и кидает ее под стул: «Это они утащили себе на второй обед». Отбить вторую игрушку клоуну в руках игротерапевта не удается тоже. Теперь она разглядывает двух одинаковых динозавров: «Смотри, они однинаковые, пусть они будут друзья». Динозавров постигла еще более ужасная участь, их утащили, пожарили. И Алиса покормила енота со слоненком, приговаривая, «тебе — хвостик, а тебе — лапку». Игра была бурной, мною предпринимались попытки спасти похищенных зверюшек, которые кричали «спасите, помогите». Я говорила за десятерых. С моей стороны, это была мультиролевая игра. Чтобы успокоиться к завершению сеанса предлагаю немного порисовать, например, то, во что мы играли. После небольшого сопротивления рисует хаотичный рисунок, состоящий из волнообразных и круговых линий, Вторая встреча. Алиса приносит с собой две игрушки, просит маму поскорее уйти, но я настаиваю на короткой совместной игре с маленьким шариком. Как только мама уходит, начинаем знакомить новые игрушки со вчерашними героями. Про енота напоминает: «Он же злой, пусть они утащили девочку и хотят приготовитьеена обед пополам, пустьмама не велела ей гулять, а она все равно ушла». Итак, сюжет вновь задан, положительные герои — мои, а злые — у Алисы. Игрушечные герои идут спасать куклу, Алиса встает на пути: «Я — стражница, я вас не пропущу». Алиса очень энергично раскидывает игрушечных спасателей. И сама предлагает: «А пусть они притворятся, что они злые». Изображаю притворство: «Стражница, мы тоже злые, пропусти нас к злому еноту». Но ход не удается. Алиса нас разоблачает: «Я вас узнала, ты и ты вчера приходил». Но вдруг, руками Алисы похищенная кукла сама убегает от злых похитителей. Изображаю радость голосом мамы и спрашиваю: «Что с тобой делали, милая дочка? » — и слышу в ответ голос Алисы: «Мне чуть-чуть отрезали ножки». Надо звать врача. За врача Алиса: «Мне надо осмотреть ребенка и сделать ей укол». Девочка изо всех сил втыкает карандаш кукле в область половых органов, смотрит выжидательно на меня, я плачу голосом куклы. Кукла получает еще один такой же «осмотр» и еще пять уколов, в то же место. Агрессия и сексуальный интерес одновременно. (С чем связан детский онанизм, с недостатком положительный ощущений или с агрессией? )
Третья встреча. Спешит остаться поскорее со мной и выталкивает маму из комнаты. На столе стоит набор игрушечной посуды. Алиса: «Это ты дляменя такой купила? У меня такой есть, но ты можешь дать для моей сестры». Играем некоторое время в «приготовление обеда». Я радуюсь, что удалось избежать стереотипа, но преждевременно. Алиса просит; «Давай играть как в прошлый раз. Вот дочка, а кто мама? » (У нас нет вчерашней куклы). Психотерапевт: «Мама ушла в магазин». Алиса: «Пусть мама ночью ушла, а вот эти злые опять утащили дочку». Опять вчерашний сюжет, все герои, пытающиеся спасти дочку, оказываются схвачены Алисой и брошены под стул. Похищенная кукла опять спасается самостоятельно, и снова Алиса приглашает врача: «Кто врач? Ну, опять я! » Повторяется процедура с уколом, — «А ты плачь за девочку», — «Давай, ты сама». — «Нет, у тебя лучше получается». Мне остается только плакать кукольным голосом. К счастью, сегодня обошлось одним уколом. Четвертая встреча. Недолго играем втроем с мамой, игра с прикосновениями. Потом я достаю различные манипулятивные игрушки. Провожу диагностическую методику «шесть кукол». Результата довольно низкие: плохо узнает игрушки, мало называет игровых действий. Просит дать другие игрушки. Пытаемся сделать рисунок человека. Изображение головоногое. Нет глаз, большие уши, руки и ноги вместо шеи. Прошу «нарисуй меня», рисует огромные уши, как у диснеевской мыши. Вместо кисти и ступней — круги. Рисует мне платье, потом добавляет ноги, все равно от головы, то есть ноги оказываются внутри платья.
После сеанса с девочкой сеанс с мамой. Узнаю, что девочка ходила в детский сад, но продержалась там всего лишь неделю. В тихий час, когда все дети засыпали, она вставала в кровати и кричала: «Эй, вы, что вы все спите, надо играть». Узнаю, что в семье Алисе часто говорят: «Ты злая девочка». Объясняю, почему это недопустимо. Пятая встреча. Тема похищения уже кажется мне навязчивой. Хотя сегодня Алиса принесла куклу — грудной ребеночек, — и мы долго обсуждаем, какие предметы нужны, чтобы ухаживать за грудным ребенком, и даже начинаем в это играть. Надо кормить ребенка, посадить на горшок, Алиса перебивает меня: «Погоди, погоди, давай ее спустим в унитаз! » (Оказалось, что Алиса слышала такую угрозу от родителей. ) Предлагаю искупать ребенка, вот помыли ручки, ножки, вытираем ножки, попку. Прерывает. «А попку не мыли», — «Ну давай помоем попку». (Демонстрирую, что сексуальный интерес не наказуем). И снова сюжет с похищением. «Давай, мама ушла в магазин, а преступник залез в окно, и утащил ребенка, и накрыл аккуратно постель, чтобы красиво было». Психолог: Мама увидела, что ребенка нет, и умерла от горя. Алиса: А девочка убежала от злого енота и легла снова в постельку, и мама не заметила. Пусть девочку там отравили. Наступило утро и мама позвала врача. Врач опять Алиса, но сегодня лечит только мазями и горчичниками. И никаких садистских уколов или осмотров. Злой герой — опять енот, произошло закрепление отрицательной роли за игрушкой—это застревание. Просит достать ей перо павлина. Играет с ним как с волшебной палочкой. Помахала и все исчезло. Сначала исчезают игрушки, потом игротерапевт, потом исчезает комната, и исчезает сама Алиса. По скоро все возвращается. Мое гротескное поведение вызывает хохот. Как интерпретировать это? Безусловно, есть связь между похищением игрушек руками злых героев и волшебными исчезновениями с помощью павлиньего пера. Про что это? Желание, чтобы исчезла младшая сестра, что бы ее похитила какая-нибудь Баба-Яга. Или страх, что Алиса сама может бить похищена, как Дюймовочка. Детей в семье иногда пугают: не будешь слушаться — утащит Бабай. Известно, что Алиса инициатор всех игр с сестрой, ей нравится ею командовать. Но может быть ей хочется, чтобы сестра могла исчезать и появляться по команде самой Алисы? Может быть, что самостоятельная попытка самоисцеления, популярный мотив волшебного исчезновения используется маленьким ребенком для компенсации своей беспомощности. Волшебное перо или волшебная палочка дает возможность ощутить собственное всемогущество, это способ повлиять на мир вокруг ребенка.
На встрече с мамой слышу признание: «Мне трудно сказать дочери, что я люблю ее, особенно при посторонних и тем более при свекрови. Даже своей младшей дочери мне трудно сказать: ты моя хорошая, я обычно говорю: ты моя ушастенькая. Свекровь часто говорит мне, ты плохо относишься к детям. Ты плохая мать». Снова рассказываю о вреде отрицательных ярлыков. Моя задача поднять у мамы чувство собственной материнской компетентности, помочь справиться со своей неуверенностью, снять чувство вины за «разлаженное» поведение ребенка. Говорю, что нервная система ребенка находится еще в состоянии формирования, этот процесс будет долгим, и задача родителей только не навредить, а не переделывать дочь. Представьте, что чувствует ваша дочь, когда отец произносит: «Не буду играть с такой злой девочкой! » Шестая встреча. В начале сеанса пытаюсь организовать совместную игру с мамой. Мы передаем друг другу куклу-малыша и должны произнести: какой хороший ребеночек, как я его люблю. Еле удается заставить маму произнести эту фразу. Не справляется с задачей и Алиса. Следующее задание — взять Алису на руки и сказать ей эту фразу. Алиса сопротивляетсямоим объятьям, амаме вообще не дается в руки. На этом совместная часть закончена и мы остаемся одни. (Каждый раз Алиса довольно решительно выталкивает маму из комнаты). Сегодня девочке предложен поднос с мелкими игрушками. Она перебирает их, пытается сортировать. Это лошади, а это из «киндера», а этоиз другого набора. Быстро пресыщается и произносит; «Здесь нет ничего интересного, давай другие игрушки». Я беру из се рук резиновую змею и произношу шепотом: «Я королевская кобра, ш-ш-ш». Девочка отскакивает — «Не пугай меня», — потом возбужденно берет сама в руки кобру и начинает игру, задавая сюжет и вынуждая меня, как обычно, озвучивать множество героев. Главный отрицательный герой — кобра. На мое предложение дать положительному герою волшебный меч, быстро возражает: «Нет, это у кобры был волшебный меч». Опять зло хорошо вооружено и выигрывает. Десяток игрушек приходит наниматься на службу злой кобре. Я предлагаю отправить наемников добывать райские яблоки. Алиса вдруг капризно произносит: «Я тоже хочу яблок» (Вспомним, как мама жаловалась, стоит младшей сестре взять игрушку, как Алиса сразу ее отнимает, ей тоже хочется, это поступок не из вредности, просто у ребенка индуцируется соответствующий мотив — проблема соподчинения мотивов). Алиса придумывает, что надо еще похитить яйцо, в котором спрятана молодость кобры. Опять злые похитители побеждают. Но совершенно неожиданно по сравнению со всеми предыдущими сеансами, наконец-то наступает возмездие: Алиса решает расправиться с коброй: какой-то положительный герой разламывает яйцо и злая кобра погибает. Я изображаю вопли умирающей кобры. Алиса хохочет. Я тоже рада, что Алиса отделяла себя от злого персонажа. Сеанс заканчивается. Вдруг Алиса кладет себе в карман яйцо и яблочко, со словами: «Мне это понравилось». Для меня это всегда самый трудный момент: настоять на том, что все игрушки должны остаться здесь. Алиса выкрикивает: «В этом яйце твоя молодость, я сейчас разломлю его! » Приходится подыгрывать: «Ах, я — старая скрюченная старушка, верните, пожалуйста, мне мою молодость! » Алиса хохочет, отдает игрушки. Как хорошо, что на этом сеансе похищают только яблоки, и нет проявлений жестокости. В коррекционной работе мы не боимся проявлений агрессии, мы направляем ее. В природе агрессивность должна проявляться как реакция на события, несущие угрозу. В норме агрессивность — это активная реакция на страх. Задача игротерапии — помочь канализировать непережитые реакции, подсказать подходящий для этого способ. В конце сеанса девочка позволит мне взять себя на руки, пощекотать и пощипать. И мама получит возможность увидеть, как можно обнять девочку. В семье обычно только бабушка обнимает детей и играет с ними, а мама, по ее словам, как бы смотрит со, стороны, поэтому свекровь и ставит себя в пример, но мама Алисы твердо заявляет, что не хочет быть такой, как свекровь. Седьмая встреча, последняя. Сегодня Алиса выглядит чуть-чуть грустной: «Ты знаешь, что я больше не приду. Видишь, у меня юбочка». Позволяет себя обнять, пощипать. Разглядывает свежий гиацинт в вазе: «Дай мне его подержать, он мне очень нравится». Объясняю, что живые цветы очень нежные, и их легко нечаянно испортить, предлагаю взять искусственный подсолнух. Алиса соглашается и начинается игра. Вот рос подсолнух, ночью к нему пробрались два ослика и съели его, наутро сторож кричит, кто съел подсолнух? Ослики сразу сознались. Надо их наказать, но как? Алиса предлагает отшлепать их, шлепаем осликов (чуть-чуть! ). После наказания ослики решают вырастить свой подсолнух, сторож даст им зернышко и ослики сажает его, поливают водой и отгоняют от него других зверей. Потоммы переходим к другим игрушкам, и Алиса разыгрывает другой сюжет. Молодой жеребенок прыгает через других животных, это не понравилось оленю, он начинает охотиться за жеребенком, а после продолжительной погони, пряток и прыжков герои мирятся и вместе строят дом. Как обычномы играем вместе: Алиса придумывает, кто, куда и зачем идет, а я озвучиваю большинство героев со всей эмоциональностью на которую только способна. Совершенно ясно, что сегодня вся игра носит созидательный характер. Нет стереотипных ролей. Беспричинная злоба и агрессия у героев совершенно отсутствуют. Девочка уже проиграла свои фрустрации, о содержании которыхмы можем только догадываться. Нет мотива исчезновений. Мама рассказала, что после прошлой встречи она объясняла мужу, почему нельзя называть ребенка злой девочкой. Алиса тоже внимательно слушала эти объяснения. В рисунке после игры Алиса рисует лошадь в виде одной головы и несчетного количества ног, себя головоногую, но зато с колечком и браслетом, а игротерапевт на рисунке имеет туловище. Девочка не капризничает в конце сеанса, но как всегда уходит не попрощавшись. Родители покидают Москву. Терапевтические сессии окончены. Это был удачный случай работы с матерью и ребенком. Мы занимались отдельно, час с мамой, час с девочкой. Я показывала маме, что в ее поведении по отношении к свекрови можно увидеть маленького ребенка. Свекровь, представляющая себя как идеальная мать, вызывает у мамы Алисы чувство вины и сопротивление, нежелание слушать ее, учиться у нее. Я поддерживаю ее стремление развенчать героический ореол свекрови, мы вместе обсуждаем ее недостатки и достоинства, стараясь уйти от дихотомной оценки старой женщины. Мать Алисы соперничает с матерью мужа, и ее более или менее осознаваемый порыв — отделиться от свекрови, — несомненно проецируется на девочку. У девочки неравномерные отношения с матерью: от моментов безразличия до симбиоза. Мама очень эмоциональна и ее состояние индуцирует в ребенке непонятные ему чувства. Так кто же наша Алиса — Баба-Яга или Дюймовочка? Процесс работы с ребенком состоит в том, что психолог угадывает эмоциональные импульсы ребенка, усиливает их, осуществляя сопричастность к бессознательным переживаниям ребенка, помогая их выразить, пережить и освободиться от них. Игра создается нами вместе. У ребенка еще недостаточно высок уровень развития игровой деятельности, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Алисе нужна помощь в образном воссоздании проблемы, что возможно благодаря опыту и знаниям психолога. В реальной жизни у ребенка ограничены возможности проявить свою сексуальность или агрессивность, так как такое поведение сразу же подавляется воспитывающими взрослыми. Выразив с помощью принимающего взрослого свои проблемы, Алиса стала просто четырехлетней девочкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|