Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и история культуры. Социальная философия




Теория и история культуры

 

Трофимова Е. А. Космизм в русской культуре Серебряного века / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (Санкт-Петербургский государственный университет), 24. 00. 01 (теория и история культуры, искусство, искусствознание, история искусства). – Санкт-Петербург, 2015. – 350 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01008491234

Из отзыва оппонента: Диссертационное исследование посвящено исследованию феномена космизма в контексте парадигмы модерна и эпохи Серебряного века одновременно. Несмотря на то, что существует большой пласт научной литературы, посвященной описанию космизма, тем не менее, как целостное явление, имеющее свои корни и предпосылки в системе культуры Серебряного века и связанное с эпохой научно-технического прогресса начала ХХ в., данный феномен анализируется впервые. Космизм осмысливается как интегральный ответ русской культуры на вызов складывающегося технократического мышления, всю полноту отчуждающих характеристик которого представители космизма уже вполне отчетливо видели. Безусловно, актуальность предоставленного исследования связана также с осознанной и артикулированной в обществе необходимостью знания отечественной культуры и собственной истории. Кроме того, политические события последних лет актуализировали значимость многих идей космизма, которые могут быть востребованы в современных стратегиях и практиках сохранения мирового и отечественного культурного наследия.

Сквозной линией всего исследования является многогранная личность Н. К. Рериха и его семьи. В диссертации показана глубокая значимость духовно-творческого наследия этой выдающейся семьи для русской культуры. Учение Живой Этики (Агни-Йоги) исследуется в качестве своеобразного духовного феномена, как бы подводящего своеобразный итог Серебряного века и воплотившего идею «Живого Космоса». Диссертант провёл семиотический и аксиологический анализ учения, сумев извлечь из непростого и неоднозначного учения «рациональное зерно».

Автор выявляет глубинную гуманитарную миссию русского космизма на примере влияния на русскую и мировую культуру социокультурных проектов Общего дела Н. Ф. Фёдорова и знаменитого «Пакта Рериха», рассмотренных в широком контексте духовного наследия мыслителей и деятелей культуры. Сравнивая Пакт Рериха с категорическим императивом, диссертант настаивает на «творчески-побудительном характере» документа, представляющем «глубинное утверждение ценности жизни под знаменем культуры».

 

Социальная философия

 

Аблеев С. Р. Космическая эволюция человека в философии Живой Этики: социально-философский аспект / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Российский университет дружбы народов): 09. 00. 11 (социальная философия). – Тула: Тульский государственный университет, 1997. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01000181712.

Из автореферата: Основные результаты исследования:

1. Установлено, что основным стержнем многоплановой проблематики философии Живой Этики является концепция космической эволюции человека. Она вытекает из общих онтологических, эволюционных и антропологических представлений авторов Учения.

2. В диссертации проведен анализ философских оснований идеи космической эволюции человека. В результате исследования сформулированы три фундаментальных положения, синтез которых позволяет ставить вопрос о реальности процесса космической эволюции земной жизни и сознания.

3. Установлено, что философская концепция универсального космического эволюционизма Живой Этики имеет как многочисленные параллели c современным естественнонаучным глобальным эволюционизмом, так и значительные отличия от большинства его парадигм. Наиболее существенные отличия касаются проблем: масштабов эволюционного процесса и его направленности; эволюции неживой природы в природу живую; возникновения сознания и его физических носителей; перспектив дальнейшего развития человека.

4. Изучение социально-философского аспекта системы Живой Этики позволяет заключить, что он напрямую связан с концепцией космической эволюции человека. С практической точки зрения сущность взгляда авторов Учения на социальную сферу бытия заключается в том, что она, как предполагается, во всех своих проявлениях, гранях и формах должна способствовать процессу позитивного развития (эволюции) человеческой сущности (духа), человечества в целом и всей планетарной биосистемы.

5. В системе Живой Этики установлено обоснование общих ориентиров и принципов современного социального строительства. Выявлены и сформулированы важнейшие из них: равновесие Духовного и Материального начал; отношение к духовной культуре как фундаменту социальных систем и непосредственному фактору космической эволюции человека; Общее Благо; социальное сотрудничество и кооперация («общинность»); полное равноправие женщин и мужчин; приобщение к тончайшим психо-космическим энергиям; сотрудничество общественного и индивидуального сознания с силами Космической Иерархии Разума.

 

Зорина Е. В. Социально-философская инфраструктура эзотерической традиции в России XX века / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (Российский университет дружбы народов): 09. 00. 11 (социальная философия). – Москва, 2002. – 310 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01002316013

Из автореферата: Цель предпринятого критического анализа – раскрыть структуру социально-мировоззренческих и концептуальных оснований эзотеризма в России, взятых в их взаимообусловленности и развитии. Объект исследования – социальный феномен мистического «модернизма» в России XX в. в его историческом становлении и содержательном многообразии. Предмет исследования – социальная обусловленность, внутренняя «анатомия», противоречия функционирования в обществе, критерии оценки эзотерических учений.

Методологической основой работы являются принципы конкретно-исторического анализа феноменов духовной культуры, признание связи и взаимообусловленности между общественным бытием и духовно-культурными процессами. Историзм, детерминизм, системность позволяют раскрыть динамику эзотеризма в его противоречиях и специфической целостности.

Разработка проблем, исследуемых в диссертации, и полученные результаты способствуют уточнению и углублению представлений о специфике изменений в российской духовной культуре, неоднозначном характере её переориентации, о необходимости защиты ценностей научного сообщества. В этом смысле разработка методологии оценки эзотеризма важна для прогнозирования мотивационной активности общественного сознания. В практическом отношении критика текстов эзотерической традиции может быть использована в качестве эмпирической базы для социального анализа тенденций развития массового сознания и российской интеллигенции, а также для разработки спецкурсов по истории духовной культуры России; в педагогических целях этот материал может оказаться общеметодологической базой для формирования устойчивого интеллектуального иммунитета к псевдоэзотеризму и религиозному шарлатанству, а также для создания системы экспертных оценок контр-культурных и анти-духовных течений и сект среди молодёжи.

От библиографа: В данном исследовании теософия Е. П. Блаватской и учение живой этики Рерихов рассматриваются в едином контексте эзотерических традиций России и русского зарубежья прошлого столетия, как одна из основных его составляющих.

 

Хачатрян А. С. Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики: социально-философский аспект / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова): 09. 00. 11 (социальная философия). – Москва, 1998. – (Опубликована: Ереван, 1999. – 156 с. ). – Веб-публикации: 1) https: //search. rsl. ru/ru/record/01000211809; 2) https: //web. archive. org/web/20100101184339/http: //dissertation1. narod. ru/avtoreferats/avtoref192. htm

Из автореферата: Конкретные результаты исследований и их научная новизна состоит в следующем:

1. В диссертационном исследовании проведен сопоставительный анализ символа «Огня» в некоторых религиях, философии, науке и Учении Агни Йоги, а также исследована биполярность его, а именно, как светлого и чёрного.

2. В диссертационном исследовании раскрыта специфика онтологического обоснования Живой Этикой великой роли женщины в космической эволюции человечества и судьбе нашей планеты.

3. Предпринято сопоставление некоторых аспектов женской проблематики в Живой Этике и в творчестве русских философов: B. C. Соловьёва, H. A. Бердяева, В. Б. Розанова, А. И. Клизовского, Д. Л. Андреева. В результате этого сопоставления было обнаружено определенное созвучие идей Живой Этики с русской философией в ее софиологии, с попытками нетрадиционной интерпретации Св. Троицы, а также в активном интересе к проблемам женского начала.

4. В диссертации проанализирован один из важнейших для Живой Этики принципов биполярности и равновесия противоположных начал как универсальный закон мироздания и человеческих отношений. Показано, что в Живой Этике сущность этого закона понимается не как борьба противоположностей, в результате которой одна сила побеждает другую, а как взаимодействие двух полюсов единого целого, основанных на равновесии и притяжении друг к другу.

5. Выявлен механизм взаимоотношений между процессом эмансипации женщины и равновесием начал в обществе. Показано, что Учение Живой Этики утверждает гармоничность усилий мужчин и женщин в установлении мира и согласия в обществе, декларирует равенство прав и возможностей двух полов в вопросах его социально-политического устройства.

6. В диссертации проведен сравнительный анализ между физическим процессом энтропии (предположим, взаимодействием между холодными и горячими телами) и космическим Законом нарушения Равновесия Начал. Установлено, что в обоих случаях нарушение равновесия при столкновении Начал приводит к кризису, а установление равновесия, наоборот, к прогрессу.

7. В работе анализируются проблемы семьи и воспитания детей на основе принципа равновесия духовного и материального начал, как фактора космической эволюции и фундамента социального устройства, а также учета действия Законов Кармы и Реинкарнации в свете как идей Учения Живой Этики, так и современных исследований трансперсональной психологии (в частности, в работах С. Грофа).

Научная новизна полученного результата исследования состоит в раскрытии практической ценности принципов воспитания, предложенных Учением Живой Этики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...