Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

философия культуры,. религиоведение




философия культуры,

религиоведение

 

Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма: В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский / Диссертация на соискание степени кандидата философских наук (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого): 09. 00. 13 (религиоведение, философская антропология, философия культуры). – Тула, 2004. – 192 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01002632469

Из автореферата: Впервые в исследовании феномена русского космизма выявлены сущность, содержание и роль понятия преображения человека, как важнейшей ценностно-антропологической категории русского космизма. Установлены общие признаки преображения, свойственные концепциям В. И. Вернадского, Н. К. и Е. И. Рерихов и К. Э. Циолковского: космический эволюционизм, прогрессизм, телеологизм, энергетизм, этический универсализм, иерархизм, наукоцентризм.

Преображение типологизируется на процессуальную, субстанциальную и холистическую модели и предполагает два уровня – одномерную и многомерную антропоструктуры. Персонализм и имперсонализм служат логическими способами конструирования этих моделей. Гуманистическое содержание преображения обусловлено его значением для истории человеческой цивилизации; в философии космизма процесс преображения являет собой единственный способ выживания и эволюционного развития человечества в сложных, изменяющихся космо-планетарных условиях. Система нравственных приоритетов в философии космистов основана на идее нравственного преображения (совершенства) человека, из которого выводятся другие цели трансформации – освоение космоса, достижение бессмертия, интеллектуальное, техническое могущество и др.

 

Новиков А. А. Концепция нового человека в учении Живой Этики / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Тульский государственный педагогический университет): 09. 00. 13 (религиоведение, философская антропология, философия культуры). – Москва, 2006. – 134 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01002935262

Из автореферата: В диссертации изучены идеи философско-антропологического характера, раскрывающие концепцию нового человека в учении Живой Этики. Проведены реконструкция и анализ концепции нового человека в учении Живой Этики, которая представляет собой стратегию духовно-нравственного преображения человечества, являющегося результатом развития и гармонического совершенствования нравственно-ценностных качеств человека.

Научная новизна работы состоит в теоретической реконструкции и анализе концепции нового человека в учении Живой Этики, которая представляет собой стратегию духовно- нравственного преображения человечества, являющегося результатом развития и гармонического совершенствования нравственно-ценностных качеств человека.

Основные положения работы: человеческое сознание в учении Живой Этики рассматривается как трёхуровневая энергетическая система: низшее сознание (подсознание), среднее сознание (бодрствующее сознание); интеллект и высшее сознание (сверхсознание), что создаёт возможность духовного преображения человека; новый человек в Живой Этике представляет собой новый антропологический вид, который по уровню развития сознания качественно превосходит современных представителей вида Нomo sapiens, характерной чертой которого является доминирование высшего, духовного сознания; формирование нового человека раскрывается как процесс развития духовных качеств представителя вида Нomo sapiens; главным фактором формирования нового человека в Живой Этике является духовно-энергетическое взаимодействие человека и Космоса при активной роли самого человека в этом взаимодействии; в диссертации, на материалах учения Живой Этики, определены основные пути и средства духовного совершенствования человека, характеристики его духовного преображения.

 

Симанженкова Т. К. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Сибирский государственный технологический университет): 09. 00. 13 (религиоведение, философская антропология, философия культуры). – Красноярск, 2006. – 150 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01003028441

Из автореферата: В представленной диссертации впервые проведено комплексное философское исследование движения Рерихов в философско-культурологическом и религиозно-мистическом аспектах; выявлены особенности трансформации его концептуального содержания в вероучительных доктринах различных течений, объединений и групп движения последователей Рерихов. Определено, что данное движение является проекцией и логическим продолжением общемировых процессов НРД, но имеет ярко выраженные национальные черты, связанные с социально-политическими особенностями развития России в период социально-культурных кризисов и наличием богоискательской среды, нуждающейся в новых религиозных и духовных ориентирах.

Раскрыто многоаспектное содержание системы ценностей культурологического, мировоззренческого, религиозно-мистического компонентов учения Н. К. и Е. И. Рерихов. На современном этапе оно может интерпретироваться и в качестве особого идеологического направления, и как новая мировоззренческая концепция, и как религиозно-мистическое и как оккультно-мистическое течение, центральным ядром которого является религиозно-философское учение, являющееся по сути продолжением и развитием идей теософии, с её неоориентализмом и доминирующим универсализмом вероучения.

Рассмотрены основные этапы эволюции движения последователей учения Рерихов в советской и постсоветской России: первый (1920–1975) связан с общественной, политической деятельностью семьи Рерихов и носил международной характер; второй (1976–1990) связан с легализацией рериховского движения в стране, в результате перестроечных процессов, происходящих в СССР; третий (1991–2004) связан с распадом движения на течения и группы, развивающие различные аспекты учения Рерихов.

Проанализировано содержание качественно различных концепций, интерпретаций, доктрин, особенностей религиозно-мистической, культовой практики и социальной деятельности обособленных течений, объединений, групп последователей учения Рерихов в современной России. На основании проведенного анализа автором выделяются три основных течения: 1) организации и общества, имеющие культурологическую, культурно-просветительскую и научно-педагогическую направленность; 2) организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется и включает решение конкретных социально – гуманистических задач; 3) организации и общества, деятельность которых направлена на изучение теософско-мистического аспекта учения Рерихов, исследование и применение оккультных практик, изложенных в учении и созданных непосредственно лидерами данных течений.

Показано соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры».

Проведено исследование структурно-организационных особенностей, специфики проявления, динамики и тенденций развития новых нетрадиционных культов, возникших на основе учения Рерихов в современной России.

Выявлены основные тенденции и вероятные перспективы дальнейшей эволюции движения последователей учения Рерихов в современной России.

 

Соколов В. Г. Парадигма культуры в философском наследии Е. И. Рерих и Н. К. Рериха / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Харьковская государственная академия культуры): 26. 00. 01 (теория и история культуры). − Харьков, 2008. – Веб-публикация: https: //web. archive. org/web/20130514014824/http: //roerich. scana. com. ua/avtoref_sokolol_rus. htm

Из автореферата: В исследовании впервые представлены философско-культурологические идеи и разработки, содержащиеся в творческом наследии Е. И. Рерих и Н. К. Рериха.

Диссертация содержит такие составляющие научной новизны: раскрыта сущность культуры с точки зрения мировоззренческих основ Живой Этики; осуществлено теоретическое обобщение рассмотрения природы духа человека; раскрыт исторический контекст проблемного пути осмысления духа; сформулированы основные методологические подходы к исследованию творческого наследия Е. И. Рерих и Н. К. Рериха.

В работе сделана попытка утверждения «вклада Л. В. Шапошниковой в разработку концепции культуры Н. К. Рериха, а также в изучение особенностей космического мышления, или космизма».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...