Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика. Эстетика. Философская антропология,




Этика

 

Трофимова Е. А. Этическое учение Н. К. Рериха / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Ленинградский государственный университет), 09. 00. 05 (этика). – Ленинград, 1990. – 224 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01008122619

Из автореферата: На основе изучения источниковедческого материала предпринята попытка реконструкции этического учения Н. К. Рериха средствами концептуального анализа.

Уточнение источниковедческих аспектов привело к необходимости прояснить специфику феномена семьи Рерихов, выявить глубинную связь её духовного наследия с традицией «духовного наставничества». Это позволило по-новому взглянуть на роль Н. К. Рериха в русской культуре и её взаимосвязи с Востоком.

Выявлен свойственный Рериху «эстетически-художественный» или «поэтический» способ мыслительной деятельности, являющийся своеобразной реакцией на чрезмерную гносеологизацию различных областей культуры.

Идея «синтеза, выступающая как общая тенденция мироощущения Н. К. Рериха, рассмотрена на онтологическом, гносеологическом, эстетическом, социально-культурологическом и этическом уровнях. Произведенный анализ мировоззренческих и культурно-исторических предпосылок этического учения Н. К. Рериха показал, что он интересовался, по преимуществу, такими философско-этическими учениями, которые стремились синтезировать противоположные принципы культур Востока и Запада: неоплатонизм, гностицизм, манихейство, раннее христианство и др.

Показана многослойность текста Учения Живей Этики, выявлена цвето-свето-космичность его образно-символического ряда. Специфика учения Живой Этики прослеживается на пути синтеза традиционного и современного, «логосоцентричности» европейской мысли и восточной «идеационности», показана связь Живой Этики с традициями русского космизма. Выявлен совершенный Живой Этикой радикальный отказ от антропоцентризма в морали. Сделана попытка прояснить подлинно гуманистический смысл основных этических идей, принципов, ценностей этого учения.

Преодоление антропоцентризма в морали рассмотрено как выход человечества на новый уровень развития гуманизма и создание предпосылки формирования экологической этики.

 

Шаров Д. А. Живая Этика Рерихов / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Институт философии РАН): 09. 00. 05 (этика). – Москва, 1994. – 177 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01002192362

 

Эстетика

 

Козина О. А. Неомифология Н. К. и Е. И. Рерихов: философско-эстетические аспекты / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Санкт-Петербургский государственный университет): 09. 00. 04 (эстетика). – Санкт-Петербург, 1999. – 173. – Веб-публикация: 1) https: //search. rsl. ru/ru/record/01000259373, 2) http: //cheloveknauka. com/neomifologiya-n-k-i-e-i-rerihov

Из автореферата: Научная новизна исследования определяется выбором темы, а также постановкой задач исследования: определение наиболее общих черт мифологического мышления Рерихов; идентификация Учения Живой Этики в качестве неомифологии; выбор рабочей теоретической дефиниции мифа; интерпретация Учения Живой Этики в мифологических категориях; признание его истинности как мифического пространства; исследования мифопоэтики Рерихов; исследование стилистики Агни-Йоги; выделение основных архетипов в неомифологии Рерихов; уточнение понятия «архетип»; осуществление эстетического анализа основных мифологем Живой Этики; уточнение понятия «мифологема»; выявление панэстетизма и пантеизма Рерихов; анализ эстетики многоуровневой и многоплановой реальности мифа Живой Этики; выявление элементов платонизма в структуре Живой Этики; определение критериев структуризации Живой Этики; выявление антиэнтропийной сущности красоты; уточнение рериховской категории прекрасного; анализ взаимосвязи идей русского космизма и космической неомифологии Рерихов; выявление космософии Рерихов; выявление специфичности космизма Н. Рериха; рассмотрение проблемы взаимоотношения культур, затронутой в Живой Этике, на примере анализа тем евразийства, буддизма и ислама; выявление связи мифа Живой Этики и понятия «соборность».

Практическая значимость работы. Диссертационное исследование, переосмысляя материал, накопленный в рериховедении с эстетико-философских позиций, может принести пользу в ходе дальнейшего философского исследования творчества и духовного наследия семьи Рерихов, изучения таких вопросов, как: история эстетических категорий, и в том числе категории прекрасного, эстетика мифа, соотношение мифологии и философии, генезис неомифологии.

Теоретические выводы и материалы исследования могут быть использованы в практике эстетического и художественного воспитания, при чтений лекций по эстетике, философии, истории философии, в спецкурсах по проблемам культуры, религии, истории развития русского космизма, соборности и софиологии.

 

Сабадаш Ю. С. Эстетические основания «Живой Этики» Николая Рериха / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко): 09. 00. 08 (эстетика). – Киев, 2000. – 200 с. – Веб-публикация: https: //rusneb. ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_482865/

Из автореферата: Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлён анализ Живой Этики Н. К. Рериха – которая представляет наиболее влиятельную эстетическую концепцию в пределах неклассической философии – с точки зрения эстетики.

Результаты диссертационного исследования выражены в следующих положениях: показано, что теоретическое наследие Н. К. Рериха в значительной мере отражает его собственный личностный мир, а он сам является уникальным примером целостной деятельности – личная жизнь, художественное творчество, научная и общественная деятельность, – которая обеспечила формирование и последовательное воплощение в культуре ХХ века идеи связи «Запад-Восток»; доказано, что эстетические и этические идеи Н. К. Рериха является органическим проявлением культурологического аспекта в философии космизма, направленного на дальнейшее развитие гуманистического миротворчества, сознательного восприятия идеи гармонии «человек – природа», «человек – общество» и постепенного формирования «космической гармонии мира»; аргументировано, что последовательные обработки и использования Н. К. Рерихом понятий «гармония», «целесообразность», «добро», «красота», «совершенство» и др. способствовали формированию калокагативного принципа, как специфического теоретико-методологического основания Живой Этики; определено, что самоценное значение художественного наследия Н. К. Рериха одновременно выполнило для искусства ХХ века и эвристически-стимулирующую функцию, активизировало интерес к мифо-символичным средствам художественной выразительности и положительно повлияло на такие виды искусства как живопись, литература, кино; обосновано, что воспитательные идеи Живой Этики Н. К. Рериха являются значительным вкладом в расширение форм и методов воспитательной работы с молодёжью, которая выделяет значение восприимчивости человека, побуждает к формированию культуры восприятия цвета, звука, развитию ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

Элементы научной новизны содержатся в опыте диссертанта по систематизации понятийного аппарата, которым пользовался Н. К. Рерих, а также по выделению совпадений отдельных его теоретических идей с этико-эстетическими поисками выдающихся украинских мыслителей Г. Сковороды, П. Юркевича, В. Винниченко.

 

Шлемова Н. А. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Московский государственный университет сервиса): 09. 00. 04 (эстетика). – Москва, 2005. – 166 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01003043362

Из автореферата: Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые, как в отечественном рериховедении, так и в истории эстетики, проблемно-тематически систематизируются и описываются в модусе философской рефлексии, с уклоном к художественно-синтетической манере философствования, эстетические аспекты философии Агни-Йоги в сопоставлении с основными положениями классической и, отчасти, неклассической эстетики. Впервые в научный оборот вводится Агни-Йога как сущностно-эстетическое учение, предвосхитившее многие аспекты становящейся в начале XXI века постнеклассической эстетики, ранее – художественно-эстетические открытия авангарда, в частности, абстрактное искусство, инициируя (осознанные или неосознаваемые) поиски Духа и духовного, как спасения от культуроразрушающего засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстрактного искусства (Кандинский, Мондриан), в супрематизме Малевича, в метафизической живописи, в сюрреализме.

Автором используются исторический, феноменологический, компаративистсткий и герменевтический методы анализа. Натурфилософский подход Живой Этики ко многим аспектам бытия, стремление сблизить философскую проблематику с научной представляют характерную черту методологических установок Агни-Йоги. В основу критической компоненты философского анализа текста положен принцип его развития и катафатический ценностный акцент в описании духовно-сакрального типа текста.

 

Философская антропология,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...