Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диссертации. Философия. Онтология и теория познания




ДИССЕРТАЦИИ

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Онтология и теория познания

 

Аблеев С. Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (Вятский государственный гуманитарный университет): 09. 00. 01 (онтология и теория познания). – Киров, 2010. – 458 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01005026404

Из автореферата: Впервые в философской науке осуществлена системная теоретическая реконструкция основных положений онтологии сознания евразийского антропокосмизма, а также установлены корреляции идей антропокосмизма и постклассического научного рационализма.

Разработана авторская методологическая концепция исследования философии сознания евразийского антропокосмизма, основанная на теоретическом анализе базовых онтологических экзистенций сознания (космологических, антропологических и моральных). Установлена и обоснована исходная философская парадигма онтологии сознания антропокосмизма, обозначаемая как универсальный монизм. Её основная идея: существование единой природной субстанции, диалектично объединяющей ментальные модусы. Сформулированы основные тезисы решения психофизической проблемы в философской парадигме евразийского антропокосмизма и его теоретическая позиция относительно физикалистских редукций сознания. Проведён философский анализ теологического аспекта онтологии сознания евразийского антропокосмизма, выводы которого свидетельствуют о дистанцировании антропокосмизма от классических видов теологии (теизм, политеизм и деизм).

Исследована проблема совершенного сознания и онтология моральных идеалов антропокосмизма. Автором представлены основные положения теоретической модели морального сознания и специфика его онтологического обоснования. Смысл человеческого существования в этой модели рассматривается в неразрывной связи с космическим процессом эволюции сознания. Совершенное сознание становится духовной целью исторического развития общества и экзистенциальным ориентиром эволюции индивидуального духа.

 

Павлов А. Ю. Концептуальные основания онтологии и гносеологии в Живой Этике / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Алтайский государственный университет): 09. 00. 01 (онтология и теория познания). – Барнаул, 2004. – 149 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01003298409

Из автореферата: В данной работе Живая Этика рассмотрена с позиций структурно- функциональных внутрисистемных и межсистемных взаимодействий с философскими системами, определившими её развитие. В качестве подсистемы она развивается в поле русской философии, в качестве самостоятельной системы философского знания она находится во взаимосвязи с восточной философией.

Выявлены специфические системные представления в Агни Йоге об открытых, самоорганизующихся системах, системообразующем факторе, системной корреляции, единстве целевой и причинной детерминации, о направленном характере эволюции систем.

Обнаружена близость онтологических построений Живой Этики с теми представлениями, которые изложены в платоновском «Тимее». В связи с этим, проанализированы и интерпретированы основные понятия, встречаемые в «Тимее» и отражающие онтолого-гносеологическую особенность данного диалога, «парадигма», «эйдос», «идея», «иное», «не-сущее». Показана эвристичность их применения при интерпретации онтологических и гносеологических представлений в Живой Этике.

Отмечено, что понимание бытия в Живой Этике имеет сходство с современными представлениями о тонких структурах мироздания – энергоинформационных полях. Соответственно, в теории познания Агни Иоги, как особой теории отражения, рассмотрен механизм, который, как выяснилось, также имеет аналогии с современным пониманием процессов энергоинформационных взаимодействий.

Вскрыты параллели веданты, теософии и Агни Йоги.

Показано, что методология познания в Живой Этике базируется на йогическом представлении о процессе познания. Основные этапы и принципы познания в Агни Иоге соотносятся с их пониманием в Веданте и йоге Патанджали. Прослеживается общее Понимание назначения йоги – «соединение», «созвучие» познающего и познаваемого.

Таким образом, исследование концептуальных оснований онтологии и гносеологии в Живой Этике обладает научной новизной и позволяет дать иное представление основных идей данной философской системы по сравнению с другими исследованиями.

 

Хакимьянов А. М. Онтологичность постнеклассической этики / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Башкирский государственный университет), 09. 00. 01 (онтология и теория познания). – Уфа, 2010. – 141 с. – (Один из пяти разделов диссертации: «Космоцентрический характер Учения Живой Этики»). – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01004950086

Из автореферата: В данном исследовании выявлена специфика перехода к постнеклассической рациональности в контексте современной философии, заключающаяся в необходимости учёта в философских исследованиях синергетического взаимодействия антропологического аспекта теории морали, во-первых, с нелинейными процессами в сложных экологических системах, и, во-вторых, с динамикой социокультурной реальности.

Обоснована необходимость исследования взаимосвязей Живой Этики и современных научных инноваций в области общей теории поля.

Доказано, что общим фундаментальным принципом парадигмы нетрадиционной этики является принцип онтологизации категории моральной ответственности. Человек сегодня ответственен не только перед собой и обществом, как это было принято в рамках парадигмы традиционной, классической этики, а перед всем Универсумом в целом, так что ответственность носит поистине космический характер, что свидетельствует о её онтологизации. В область действия этой ответственности сегодня включено практически всё живое.

Установлено, что космоцентризм Живой Этики и онтологизация категории моральной ответственности в экологической этике и биоэтике обусловили онтологичность постнеклассической (современной неклассической) этики.

Обосновано, что в целях внедрения этих принципов в современное духовное бытие, как индивидуализированное, так и объективированное, необходимо изменить духовные основы образования, внести в него идею общей включённости человека в единый эволюционный процесс Вселенной, а также принцип «благоговения перед жизнью».

Установлено, что для человечества более целесообразно не противопоставлять себя Вселенной, не рассматривать себя в качестве «венца творения», то есть не исключать себя из общей линии эволюции Вселенной, а возвратиться к идее единой глобальной совместной эволюции (коэволюции) человека и Вселенной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...