Воздушная система охлаждения
В настоящее время получает распространение воздушная система охлаждения, при которой необходимый температурный режим двигателя обеспечивается воздушным потоком. Например, на автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец» установлен У-образный двигатель с принудительной воздушной системой охлаждения. Цилиндры и головки блока двигателей с воздушным охлаждением делают оребренными, что значительно увеличивает площадь поверхности их охлаждения. Если двигатель с воздушным охлаждением многоцилиндровый, то цилиндры, как правило, выполняют отдельно и по одному присоединяют к общему блоку. Для поддержания нормального температурного режима мотоциклетного двигателя вполне достаточно иметь оребренные поверхности цилиндра, охлаждаемые встречным потоком воздуха. На автомобиле двигатель закрыт капотом, и для его охлаждения необходим принудительный обдув поверхностей вентилятором. Вентилятор и направляющие кожуха следует устанавливать еще и потому, что ребра, увеличивая площадь поверхности охлаждения двигателя, несколько затрудняют доступ холодного воздуха к наиболее нагретым участкам цилиндра и головки. При сравнении жидкостной системы охлаждения с воздушной выявляются следующие преимущества последней: простота и удобство в эксплуатации из-за отсутствия жидкости; отсутствие таких узлов и агрегатов, как жидкостный насос, радиатор и соответствующие уплотнения; меньшая масса двигателя с воздушным охлаждением по сравнению с массой аналогичного двигателя с жидкостным охлаждением; двигатель быстрее прогревается; более высокая температура цилиндров, а следовательно, меньше конденсируются пары бензина и воды на стенках цилиндров, что обусловливает меньший износ цилиндров; меньшая чувствительность к колебаниям температуры, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в районах с жарким или холодным климатом.
К недостаткам двигателей с воздушным охлаждением относятся следующие: значительные затраты мощности на привод вентилятора, некоторое ухудшение наполнения цилиндра, приводящее к тому, что при одинаковых частотах вращения коленчатого вала и других параметрах двигатель с воздушным охлаждением развивает несколько меньшую мощность, чем двигатель с жидкостным охлаждением; повышенный уровень шума при работе; большая тепловая напряженность отдельных деталей, что может привести к перегреву двигателя.
Глава 6 Смазочная система Смазочная система служит для подвода масла к трущимся поверхностям деталей, что уменьшает трение между ними и их износ, а также позволяет снизить потери мощности двигателя на преодоление сил трения. Во время работы двигателя масло, вводимое между деталями, непрерывно циркулирует, охлаждает детали, предохраняет их от коррозионного разрушения и уносит продукты их изнашивания. Тонкий же слой масла, находящийся на поршнях, поршневых кольцах и цилиндрах, не только снижает их износ, но и улучшает компрессию двигателя. Масла, применяемые для двигателей Для смазывания автомобильных карбюраторных двигателей и дизелей применяют моторные масла, соответствующие ГОСТ 10541-78* и ГОСТ 8581—78*. В обозначении масла (например, М-8А) первая буква указывает на его назначение (М — моторное); цифры — кинематическую вязкость масла в м2/с или в сСт (сантистоксах) при 100°С; вторая буква — группу масла. Моторные масла по эксплуатационным свойствам делят на шесть групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Группы масел отличаются количеством и эффективностью введенных присадок. Меньше всего присадок в маслах группы А, а в каждой последующей больше, чем в предыдущей. Присадки — это сложные органические или металлоорганические соединения, которые вводят в масла для улучшения их качества.
Масла групп Д и Е используют для специальных двигателей. Масла групп Б, В и Г вырабатывают двух видов: Бь В] и Г[ - для карбюраторных двигателей; Бг, Вг и Г2 — для дизелей. Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса. Масло группы А рекомендуется для нефорсированных двигателей; группы Б — для малофорсированных; группы В — для среднефорсированных и группы Г — для высокофорсированных двигателей. В зимних и всесезонных сортах масел вязкость указывают двумя цифрами (дробью). Например, в обозначениях 4з/10 или 6з/8 цифры 4 и 6, указанные в числителе, обозначают кинематическую вязкость масла при температуре минус 18 СС: 4 — вязкость не менее 1300 и не более 2600 сСт, а 6 — вязкость не менее 2600 и не более 10400 сСТ. Буква «з» в числителе означает, что масло содержит загущающие присадки и предназначено для использования в зимнее время или в качестве всесезонного; цифра в знаменателе соответствует кинематической вязкости масла в сСТ при температуре 100 °С. Для смазывания двигателей необходимо применять масла только тех сортов, которые указаны в инструкции по эксплуатации. В теплое время года применяют масла с большей вязкостью, а в холодное время — с меньшей вязкостью или всесезонные масла. По ГОСТ 10541—78* выпускают сле- дующие масла: М-8А, М-8Б[, М-8В], М-8ГЬ М-бз/ЮГ,, М-12Г!. ГОСТ 8581 — 78* устанавливает следующие марки моторных масел для автотракторных дизелей: М-8В->, М-8Г2, М-8Г2 к — зимние; М-10В2, М-10Г2, М-ЮГ2 к - летние. В маркировке моторных масел для дизелей есть буква «к», которая указывает, что данное масло применяется для дизелей типа КамАЗ. Гарантийный срок хранения автомобильных масел — 5 лет со дня изготовления. По истечении гарантийного срока хранения перед применением масло
М-бз/ЮГ]: можно применять летом масло М-12Г], а зимой М-8П или М-12Ги и М-8Ги (ТУ 38-101-48-75). Буква «и» указывает, что данное масло имеет импортную присадку. Для смазывания двигателей автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 используют всесезонные масла М-8Б] или дублирующие масла М-8В,, М-8А или М-бз/ЮВ. Для двигателей автомобилей ЗИЛ-130 применяют всесезонные масла М-8В], М-8Б], М-8А и М-бз/ЮВ. Для двигателей автомобилей МАЗ-5335 применяют всесезонное масло М-бз/ЮВ: или зимой М-8В2. а летом М-10В2. Для двигателей автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и КамАЗ-5320 применяют летом масло М-10Г-» к, а зимой М-8Го к.
Схемы смазочных систем Автомобильные двигатели имею! комбинированную смазочную систему. В этом случае особо нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распредели 1ельно1 о вала, коромысла, иногда поршневые пальцы и другие детали) смазываются под давлением к другим деталям масло поступает разбрызгиванием или самотеком. Следует отметить, что смазывание пол давлением производится двумя способами: непрерывной подачей масла к трущимся поверхностям или пульсирующим потоком. Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Смазочная система состоит из масляного насоса 3 (рис. 55), установленного внутри поддона 22, полнопоточного масляного фильтра 17, масляной магистрали 6 с каналами, радиатора 8, маслоналивной горловины с крышкой 9, указателя 26 уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в действие от распределительного вала 7 при помощи двух зубчатых колес. Шестерня выполнена как одно целое с распределительным валом, а колесо установлено на промежуточном валу привода насоса. Во время работы двигателя масло из поддона 22 забирается насосом через неподвижный маслоприемник 2 и нагнетается в фильтр 17. Пройдя полнопоточный фильтр, масло по каналу во второй перегородке блока цилиндров (канал просверлен вдоль всего блока цилиндров с его правой стороны) поступает в масляную магистраль. Из масляной магистрали по поперечным каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала 5 и подшипникам распределительного вала.
В верхних вкладышах коренных подшипников просверлены отверстия для прохода масла к коренным шейкам коленчатого вала. На вкладышах коренных подшипников сделаны маслораспределительные канавки, постоянно сообщающиеся с каналами 30, просверленными в щеках, по которым масло поступает от коренных шеек к шатунным. В шатунных шейках коленчатого вала имеются гря-зеуловительные полости 31 для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло поступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшипник. У некоторых двигателей (автомобилей семейства ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) в нижних головках шатунов сделаны небольшие отверстия 23, по которым при совпадении их с отверстиями в шатунных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распределительного вала. Коромысла 10 и верхние наконечники штанг 14 смазываются также пульсирующим потоком. На пятой (задней) опорной шейке распределительного вала имеется кольцевая канавка. При вращении вала эта канавка соединяет вертикальный канал 25 в блоке цилиндров с каналом, подводящим к ней масло. Из канала 25 масло поступает в канал 24 головки 12 блока, нагнетается под заднюю пустотелую стойку оси коромысел и заполняет полость в оси. Под каждым коромыслом, установленным на оси, есть отверстие, по которому масло подводится к втулке коромысла. По каналам в коротких плечах коромысел и в регулировочных винтах масло подается к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло смазывает их нижние наконечники, толкатели 75 и кулачки распределительного вала, а затем поступает в поддон. Масло подхватывается вращающимися деталями кривошипно-шатунного механизма и мелко разбрызгивается, образуя масляный туман. Концы коромысел и стержни клапанов смазываются этим туманом, а также маслом, вытекающим из зазоров втулок коромысел. Поршневые пальцы, поршни и цилиндры смазываются разбрызгивающимся и стекающим маслом. На передней опорной шейке распределительного вала имеются две незамкнутые канавки 34. Одна из канавок при помощи двух отверстий (радиального и осевого) соединена с передним торцом опорной шейки, что обеспечивает поступление масла к упорному фланцу. В переднем торце блока цилиндров просверлено отверстие, в которое вставлена трубка 33. При вращении распределительного вала канавки 34 дважды за один его оборот соединяют поперечный масляный канал с отверстием, и масло по трубке 33 поступает к распределительным зубчатым колесам 35 и 36. Из пятой опорной шейки распределительного вала вытекающее масло попадает
в полость между заглушкой и валом, а затем по каналу 32 отводится в поддон. В смазочной системе есть три клапана: редукционный 4, расположенный в крышке масляного насоса; перепускной, установленный в полнопоточном фильтре 17; ограничительный 20, находящийся в штуцере крана масляного радиатора. Редукционный клапан необходим для поддержания соответствующего давления в смазочной системе. Масляный насос подает масла больше, чем необходимо для работы двигателя, поэтому давление в смазочной системе увеличивается (особенно в зимний период). Вследствие повышения давления клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во всасывающую. В процессе работы двигателя коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распредели- ^ тельного вала и все подшипники постепенно изнашиваются. Это приводит к увеличению зазоров в трущихся парах и возрастанию
Рис. 55. Схема смазочной системы двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: / и /«V — пробки маслосливных отверстий; 2 — маслоприемник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — коленчатый вал; 6 — масляная магистраль; 7 — распределительный вал; 8 — масляный радиатор; 9 — крышка маслозаливной горловины; 10 — коромысло; // — крышка головки блока; 12 — головка блока; 13 — клапан; 14 — штанга; 15 — толкатель; 16 — датчик указателя давления масла;17 — полнопоточный масляный фильтр; 19 — датчик лампы аварийного снижения давления масла; 20 — ограничительный клапан; 21 — кран масляного радиатора; 22 — поддон; 23 — отверстие в шатуне; 24 и 25 — каналы соответственно в головке и блоке цилиндров; 26 — указатель уровня масла; 27 — винтовая канавка; 28 и 32 — каналы.тля стока масла; 29 — пробка; 30 — канал в коленчатом валу; 31— грязеуловительная полость; 33 — трубка для смазывания зубчатых колес; 34 — канавки на шейке распределительною вала; 35 — зубчатое колесо распределительного вала; ^6 — зубчатое колесо коленчатого вала
расхода масла через подшипники. Редукционный клапан, поддерживающий необходимое давление в смазочной системе, обеспечивает меньший перепуск масла во всасывающую полость насоса. Перепускной клапан вступает в работу при засорении фильтра 17. Ограничительный клапан 20 масляного радиатора 8 обеспечивает поступление масла в радиатор только при давлении более 70 — 90 кПа и при включенном радиаторе. Давление в смазочной системе контролируют с помощью указателя давления масла, датчик 16 которого установлен на корпусе фильтра. Масло в поддон двигателя наливают через горловину, расположенную на крышке головки блока. Количество масла в поддоне двигателя контролируют по меткам П и 0, выбитым на указателе 26. Масло наливают в поддон до метки П, после чего двигатель может работать до снижения уровня масла до метки 0. При уровне масла ниже метки 0 работать запрещено, так как двигатель может выйти из строя вследствие выплавления подшипников Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53А. Особенностью смазочной системы этого двигателя (рис. 56) является наличие двухсекционного насоса и фильтра центробежной очистки масла — центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет зубчатые колеса большего размера, чем нижняя секция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя — дополнительной. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос через неподвижный маслоприемник 18 забирает масло из поддона 19. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция 16 масляного насоса по маслопроводу 14 постоянно нагнетает масло центрифугу 8, после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция 15 масляного насоса подает масло в главную масляную магистраль 11 блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным подшипникам. От второй 22 и четвертой 23 шеек распределительного вала масло подводится соответственно к правой и левой головкам блока. Вторая опорная шейка распределительного вала имеет для прохода масла две лыски, расположенные диаметрально на дуге 120°. Для этой же цели четвертая опорная шейка
Рис. 56. Схема смазочной системы двигателя автомобиля ГАЗ-53А: / — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — ось коромысел; 5 — стойка оси коромысел; 6 — канал в головке блока; 7 канал в блоке; 8 — центрифуга; 9 — штанга; 10 — толкатель; 11 — главная масляная магистраль;12 — отверстие в корпусе распределителя; 13 — полость; 14 — маслопровод к центрифуге; 75 и 16 — соответственно верхняя и нижняя секции масляного насоса; 17 и 21 — редукционные клапаны; 18 — маслоприемник; 19 — поддон; 20 — маслопровод для слива масла из радиатора; 22 — вторая шейка распределительного вала; 23 — четвертая шейка распределительного вала распределительного вала имеет сквозное отверстие и две лыски. Масло пульсирующим потоком по каналам 7 и 6 через стойки 5 поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные зубчатые колеса смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу распределителя зажигания. Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением маслом, поступающим из отверстия во втулке первой шейки в тот момент, когда радиальный канал в этой шейке совпадает с отверстием втулки. Из радиального канала масло проходит в продольный и в виде пульсирующего потока подводится к упорному фланцу. В смазочной системе имеется масляный радиатор /, который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 С. При тяжелых условиях работы автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу 20 в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении около 100 кПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при давлении в магистрали больше 100 кПа. При снижении давления масла до 40 — 80 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного снижения давления масла. Если смазочная система исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала контрольная лампа должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или большой частоте вращения коленчатого вала, то это указывает на неисправность системы. В этом случае двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее. В смазочной системе имеются редукционные клапаны 17 и 21. Клапан 17 расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан 21 — в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан 17 перепускает масло из полости нагнетания во всасывающую полость насоса; через клапан 21 масло сливается в поддон. Все клапаны регулируют на заводе-изготовителе; в период эксплуатации автомобиля регулировку этих клапанов изменять не рекомендуется. Надежность двигателя зависит от работы центрифуги, ее состояния и чистоты масла. Заправка двигателя загрязненным маслом и плохая его очистка вызывают преждевременное изнашивание трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала. Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 такая же, как и двигателя автомобиля ГАЗ-53А, но есть два отличия: масляный насос в первой односекционный и вместо центрифуги установлен полнопоточный масляный фильтр. Смазочная система двигателя автомобиля ЗИЛ-130. Схемы смазывания двигателей автомобилей ЗИЛ-130 (рис. 57) и ГАЗ-53А аналогичны, поэтому рассмотрим только путь масла. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса 3 по маслопроводу 4 нагнетает масло в полнопоточную центрифугу 8. Далее масло поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры масло нагнетается в левый 11 и правый 21 магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы 18 для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком посту-пае г по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках в полые оси 24 коромысел. Масло смазывает бронзовые втулки ступиц коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком. Из правого магистрального канала по трубопроводу 12 масло подается к компрессору, откуда по трубке 13 сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2 нагнетает масло по трубопроводу 1 в масляный радиатор 14, из которого оно по трубопроводу 75 сливается в поддон 20. Масляный радиатор воздушного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охлаждения. Он выполнен из алюминиевой трубки, имеющей ребра для увеличения площади поверхности охлаждения. Масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 должен быть постоянно включен, и отключать его следует только Рис. 57. Схема смазочной системы двигателя автомобиля ЗИЛ-130: а — общая схема; б — подача масла в ось, коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; / — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центрифуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (манометр); 7 -контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — полнопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группакомпрессора (смазывание разбрызгиванием); 11 — левый магистральный канал; 12 — трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 трубка для слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор; 15 — трубопровод для слива масла из радиатора; 16— зубчатое колесо распределительного вала; 17 — зубчатое колесо коленчатого вала; 18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 — грязеуловительная полость; 20 — поддон; 21 — правый магистральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндр
при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0°С. При снижении давления в смазочной системе 60 — 30 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 с линзой красного цвета. В корпусе центрифуги установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений 100 кПа. Клапан предназначен для перепуска масла в распределительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя. Рассмотрев смазочные системы (двигателей автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А и ЗИЛ-130), можно отметить, что давление в смазочной системе прогретых двигателей при
скорости движения автомобиля 50 км/ч должно быть равно 200 — 400 кПа — для двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» и не менее 250 кПа для ГАЗ-53А. При малой частоте вращения коленчатого вала давление должно быть не менее 50 кПа для двигателей всех трех автомобилей. При движении автомобиля ЗИЛ-130 со скоростью 40 км/ч давление в смазочной системе нового двигателя должно составлять 200 — 400 к Па. Если указанные двигатели не прогреты, то давление повышается до 450 — 550 кПа. Смазочная система двигателя автомобиля КамАЗ-5320. Смазочная система этого двигателя (рис. 58) аналогична смазочным
Рис. 58. Схема смазочной системы двигателя автомобиля КамАЗ-5320: / — масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23 и 24 — маслопроводы; 4 — сливной клапан центрифуги; 5 — перепускной клапан центрифуги; 6— кран включения масляного радиатора; 7— центрифуга; 8 — предохранительный клапан нагнетающей секции; 9 — радиаторная секция масляного насоса; 10 — нагнетающая секция масляного насоса; 11 — клапан смазочной системы; 12 -- полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13 — главная масляная магистраль; 14 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15 — манометр; 16 — указатель уровня масла; 17 — сапун; 20 - компрессор; 22 — топливной насос высокого давления; 25 - кран включения гидромуфты; 26 - термосиловой датчик; 27 — гидромуфта привода вентилятора; 28 — поддон; 29 — предохранительный клапан радиаторной секции
системам других V -образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секции — нагнетающую 10 (переднюю) и радиаторную 9 (заднюю). От насоса приводится в действие гидромуфта 27 привода вентилятора. В смазочной системе есть шесть клапанов: три у масляного насоса — предохранительные клапаны 29 и 8 соответственно радиаторной и нагнетающей секций и клапан 11; два у центрифуги — сливной 4 и перепускной 5 клапаны; один у фильтра тонкой очистки — перепускной клапан 14. Масло наливают в поддон 28 через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя. При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция 10 подает масло по каналам блока цилиндров в полнопоточный фильтр 12 тонкой очистки, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, а затем поступает в главную масляную магистраль 13. Из магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным подшипникам масло.проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По каналам в блоке масло поступает к подшипникам распределительного вала. Необходимо особо отметить, что введение центробежной очистки масла привело к значительному уменьшению износа шатунных шеек коленчатого вала, хотя нагрузки на них больше, чем на коренные шейки. При загрязнении грязеуловительных полостей износ шатунных шеек возрастает, поэтому полости надо своевременно очищать. К подшипникам компрессора 20 масло поступает из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу 19. Из канала в передней стенке блока цилиндров по маслопроводу 23 масло проходит к подшипникам топливного насоса 22 высокого давления. Из каналов блока цилиндров масло по маслопроводам 18 подается в стойки коромысел, смазывает бронзовые втулки ступиц, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние наконечники, толкатели, кулачки распределительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается в головках цилиндров, по наклонным маслопроводам 24 отводится в полости для штанг и далее? в поддон. Радиаторная секция 9 насоса по маслопроводу 3 подает масло к центрифуге, из которой оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопроводу 2 в радиатор 1, если открыт кран 6. Масляный радиатор — трубчатопластинчатый. Он должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя, а также при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя. Если кран 6 закрыт, то масло из центрифуги сливается в поддон двигателя через сливной клапан 4, открывающийся при давлении 50 — 70 кПа. В случае номинальной частоты вращения коленчатого вала давление в смазочной системе поддерживается равным 450 — 500 кПа при прогретом двигателе и не менее 100 кПа при минимальной температуре двигателя. Клапан 11 смазочной системы, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление масла в главной магистрали и открывается при 400 — 450 кПа. Предохранительные клапаны 8 и 29 насоса открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 800 — 850 кПа. Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При их засорении или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через перепускной клапан 14, открывающийся в том случае, если давление возрастает до 700 — 800 кПа. При срабатывании перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла. Центрифуга работает нормально, если давление масла на входе в нее составляет 600 кПа и ротор имеет частоту вращения 5000 об/мин. Перепускной клапан 5 ограничивает давление масла перед центрифугой до 600 — 650 кПа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|