Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы смазочной системы




Насосы. Назначение масляного насо­са — подавать масло под давлением к основным трущимся поверхностям и к приборам его очистки и охлаждения. На автомобильных двигателях получи­ли распространение одно- и двухсек­ционные шестеренные масляные насосы, т. е. насосы, имеющие одну или две пары зубчатых колес. Они отличаются простотой устройства, небольшим чис­лом деталей, надежной работой и рав­номерностью подачи масла.

Схема работы шестеренного масляно­го насоса показана на рис. 59. В корпусе 4 с минимальными зазорами устано­влены два зубчатых колеса, ведомое 3 и ведущее 6. При работе насоса зуб­чатые колеса вращаются в направле­ниях, показанных стрелками. Масло, поступающее к насосу по каналу 2, за­полняет впадины между зубьями колес и переносится ими к отводящему каналу 5. Во время вращения колес между дву­мя парами зубьев масло сжимается в замкнутом пространстве, в результате чего между зубчатыми колесами возни­кают значительные «распирающие» силы. Для уменьшения этих сил на кор­пусе или крышке насоса делают разгру­зочную канавку, по которой масло вы­ходит из образовавшегося замкнутого пространства в полость нагнетания или всасывания.

Шестеренные масляные насосы уста­навливают в поддоне (двигатели авто­мобилей ГАЗ-24 «Волга», МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.) или снаружи блока цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и др.). Насосы, смонтированные снаружи на блоке цилиндров, можно осматривать, ремонтировать или заменять, не снимая поддона. Перед установкой на двигате-



Рис. 59.

Схема работы шестеренного насоса: /—редукционный клапан; 2 — подводящий канал; 3 — ведомое зубчатое колесо; 4 — корпус насоса; 5 — отводящий канал; 6 — ведущее зубчатое колесо


 

ли в эти насосы наливают масло для обеспечения их нормальной работы. Масляный насос (например, двигателя автомобиля ЗИЛ-130) приводится в движение зубчатым колесом, расположенным на заднем конце распределительного вала и входящим в зацепление с колесом, которое установлено на про межуточном валу (см. рис. 18). Выступ промежуточного вала входит в паз вала 5 (рис. 60, а) масляного насоса, а в паз промежуточного вала на верхнем конце входит выступ валика распределителя зажигания (см. рис. 18). Масляный насос — двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров, В корпусе 6 верхней секции (рис. 60, а) насоса находятся ведущее колесо 7, укрепленное на валу 5 при помощи шпонки и стопорного кольца 8, ведомое колесо 4, свободно вращающееся на оси. В корпусе нижней секции также расположены два зубчатых колеса: ве­дущее //, закрепленное шпонкой на ва­лу, и ведомое 12, свободно вращающее­ся на оси, запрессованной в корпус.

Крышка 9 масляного насоса является одновременно разъединительной пла­стиной, при установке которой с обеих ее сторон образуются две отдельные секции насоса. Прокладки 3 создают плотное соединение секций с крышкой. Штифт 10 служит для правильной уста­новки крышки и корпуса. В крышке насоса расположен редукционный кла­пан 13 верхней секции насоса. Когда да­вление в нагнетательной полости превы­сит 320 кПа, открывается редукционный клапан, отрегулированный на это давле­ние, и масло перетекает во всасываю­щую полость (рис. 60, 6). В корпусе нижней секции (рис. 60, а) установлен ре­дукционный клапан 15, отрегулирован­ный на давление 120 кПа.

Маслоприемники. Чтобы масляные на­сосы могли забирать масло из поддона двигателя, их снабжают неподвижными маслоприемниками (реже плавающими). От применения плавающих маслоприемников в смазочной системе почти полностью отказались, так как они имеют существенные недостатки. На­пример, при движении автомобиля по пересеченной местности в смазочную систему может попасть воздух, что вы­зовет прекращение подачи масла, и дви­гатель выйдет из строя из-за расплавле­ния антифрикционного сплава подшип­ников коленчатого вала. Неподвижные маслоприемники получили широкое распространение. Они расположены в нижней части поддона, и воздух через них, как правило, не может попасть в смазочную систему. Маслоприемник насоса является первичным фильтром, так как масло может попасть внутрь трубки 19 (рис. 60, в) только пройдя че­рез фильтрующую сетку 21. Сетка удер­живается в корпусе 18 пружиной 20. На корпусе есть ребра, в которые кромкой упирается сетка, образуя щели между

 





 

 


 

Рис. 61.

Масляные фильтры:

а — полнопоточный; и — центрифуга; / — пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана;

6 — перепускной клапан; 7 —пружина; 8 — бол!
сливной трубки; 9 — уплотнение фильтрующего
элемента; 10 — крышка; // - маслопровод;

12 — фильтрующий элемент; 13— датчик аварийного снижения давления масла;

14— привалочная плоскость корпуса;

15— гайка-барашек; 16 — кожух; 17 — сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 — колпак ротора; 20 и 21 — прокладки; 22 — корпус ротора;

23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер;

25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной

отражатель; К — сила реакции

 

 


нею и корпусом. Если фильтрующая сетка засорена, то масло поступает в трубку 19 через щели (рис. 60, <').

Масляные фильтры. В процессе ра­боты двигателя свойства масла посте­пенно ухудшаются: понижается его вяз­кость и маслянистость. Масло загряз­няется твердыми механическими приме­сями, состоящими из нагара и мельчай­ших металлических частиц, которые появляются в масле в результате изна­шивания деталей. Кроме того, масло загрязняется смолами и продуктами окисления. Для очистки масла и сохра­нения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц на современных двигателях устанавливают различные масляные фильтры (грубой и тонкой очистки), которые могут быть полнопоточными или неполнопоточными.

Фильтр называют полнопоточном, если он установлен в смазочной системе последовательно и через него проходит все масло. Фильтр — неполнопоточный, если он установлен в смазочной системе параллельно и через него проходит только часть (10—15%) масла. Особен­но тщательно надо очищать масло в том случае, если подшипники коленча­того вала имеют антифрикционный сплав из свинцовистой бронзы или высокооловянистого алюминиевого спла­ва, так как эти материалы плохо погло­щают абразивные частицы. Тщательная фильтрация масла значительно повы­шает надежность двигателя.

Фильтр грубой очистки. Для очистки масла от крупных механических приме­сей и смолистых отложений служат фильтры грубой очистки. Они могут быть пластинчато-щелевого или сетча­того типа. В настоящее время фильтры грубой очистки применяют в смазочной системе очень ограниченно (двигатели некоторых моделей автомобилей МАЗ и др.).

Фильтр тонкой очистки. В качестве сменных фильтрующих элементов при­меняют ленточно-бумажные и кар­тонные пакеты или другие материалы, в которых масло фильтруется, просачиваясь через микропоры элемента (двига­тели автомобилей ВАЗ «Жигули», «Мо­сквиче 140», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53-12, КамАЗ-5320 и др.).

На двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» применен фильтр (рис. 61, а), состоящий из корпуса 3, сливной трубки 2, фильтрующего элемента 12, пружины

7 и крышки 10, которая болтом 8 кре­пится к корпусу. Сливная трубка прива­рена к болту 8. Масло, нагнетаемое на­сосом, по маслопроводу 11 подводится
к фильтру, просачивается через микро­
поры картонного фильтрующего эле-­
мента, проходит через многочисленные
отверстия внутрь сливной трубки и по каналу в привалочной плоскости 14 кор­пуса поступает в блок цилиндров.

Сопротивление чистого фильтра со­ответствует снижению давления, равно­му примерно 10 — 20кПа. В сливной труб­ке установлен перепускной клапан 6 с пружиной 5. Он вступает в работу и перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении филь­трующего элемента, когда его сопроти­вление оценивается снижением давле­ния, равным 70 — 90к11а. В корпус филь­тра ввернут датчик 4 указателя давле­ния масла в системе, а внизу корпуса — датчик 13 аварийного снижения дав­ления масла. Пробка / служит для удаления отстоя из корпуса фильтра.

Центрифуга. Центрифуги (рис. 61,6), устанавливаемые на двигаю лях автомо­билей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335 и др., хорошо очищаю! масло от меха­нических примесей и смол. Техническое обслуживание центрифуг заключается в периодической очистке их от 1 грязи без замены каких-либо частей.

Центрифуга состоит из корпуса 23, в который ввернута ось 18 ротора, кор­пуса 22 ротора с колпаком 19 и кожуха 16. Пластмассовый корпус 22, свободно установленный на оси. вместе с колпаком образует вращающийся ротор. Ме­жду корпусом и колпаком имеется рези­новая прокладка. В корпус запрессо­ваны две бронзовые втулки. Ротор опирается на упорный шарикоподшип­ник 25, а сверху закрыт стальным кожу­хом 16, закрепленным на оси гайкой-ба­рашком 75. Под фланец отражателя 26 поставлена резиновая прокладка 20. В оси 18 имеются центральное и ра­диальное отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен колпачок с сетчатым фильтром 77, а в нижнюю часть ввер­нуты два жиклера 24 (сопла), выходные отверстия которых направлены в проти­воположные стороны.

Масло, подаваемое в центрифугу, бы­стро заполняет внутреннюю полость ротора, проходит через сетчатый фильтр и вытекает с большой ско­ростью из жиклеров, создавая реак­тивные силы К, направленные в проти­воположные стороны. Под действием этих сил ротор начинает вращаться, и его частота вращения достигает 5000 — 6000 об/мин. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся в нем. Взвешенные механические примеси под действием сил инерции отбрасываются от оси вращения и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора; очищенное масло стекает в под­дон двигателя.

При эксплуатации двигателя необхо­димо следить, чтобы толщина осадка на стенках колпака ротора не превышала 15 мм, иначе значительно ухудшится ка­чество очистки масла. При смене масла в двигателе рекомендуется разобрать, очистить и промыть ротор, а затем ак­куратно его собрать и проверить работу центрифуги. Для этого двигатель пу­скают, прогревают, дают поработать некоторое время с повышенной часто­той вращения, а потом останавливают. После остановки двигателя ротор про­должает вращаться в течение 1,5 — 2 мин. При этом слышно характерное гу­дение, что свидетельствует об исправ­ной работе центрифуги.

Фильтры тонкой очистки и центрифу­ги иногда устанавливают в смазочной системе параллельно, так как они имеют значительное гидравлическое со­противление. При понижении темпера­туры масла и повышении его вязкости ухудшается работа центрифуги, поэтому необходимо постоянно следить за тем­пературой масла в двигателе.

Применение полнопоточных филь­тров тонкой очистки, в том числе и цен­трифуг, позволяет хорошо очищать масло и отказаться от фильтров грубой очистки, а следовательно, увеличить мо­торесурс двигателя. Получают распро­странение фильтры, в которых филь­трующие элементы выполнены из бума­ги или картона. Эти фильтры обеспечи­вают наилучшую очистку масла. Так, например, в смазочной системе двигате­ля ГАЗ-53-12 вместо центрифуги (ГАЗ-53А) установлен полнопоточный масляный фильтр.

Масляный радиатор. Для поддержа­ния температуры масла в требуемых пределах используют радиаторы, ко­торые получили распространение в дви­гателях грузовых автомобилей, так как они часто работают в тяжелых усло­виях.

Радиаторы устанавливают и на лег­ковые автомобили, если они имеют форсированные двигатели или двигате­ли большой мощности.

Масляный радиатор располагают перед водяным радиатором, чтобы он при движении автомобиля интенсивно обдувался встречным потоком воздуха. Масляный радиатор состоит из несколь­ких плоских латунных трубок, к ко­торым припаяны охлаждающие пла­стины, увеличивающие площадь его поверхности охлаждения. Маслопро­воды, по которым масло поступает к радиатору и отводится от него, мож­но присоединять с одной или с противо­положных сторон, как показано на рис. 62. С обеих сторон масляный ра­диатор 2 имеет бачки 3, к которым при­соединены резиновые шланги / и 4. По периметру радиатор охвачен каркасом. По шлангу 4 масло поступает в бачок 3, а затем в шесть трубок радиатора. С противоположной стороны охлажден­ное масло по шлангу стекает в поддон двигателя. На двигателе автомобиля ЗИЛ-130 установлен масляный радиатор другой конструкции (см. рис. 57).

§ 31. Вентиляция картера

При работе двигателей некоторое ко­личество горючей смеси и отработав­ших газов проникает в картер (поддон) через замки поршневых колец и неплот­ности между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. Количество газов, прорывающихся в картер, увеличивает­ся по мере изнашивания поршней, пор­шневых колен и цилиндров, а также при возрастании нагрузки на двигатель. В газах содержатся загрязняющие мас­ло сернистые соединения и пары воды. Они образуют серную и сернистую кис­лоты, что значительно ухудшает каче­ство масла. Кроме тог о. содержащиеся в газах пары воды вызывают вспенива­ние масла, образование эмульсии, что затрудняет поступление масла к тру­щимся поверхностям. Прорвавшиеся в картер газы повышают в нем давле­ние, что может вызвать утечку масла через сальники коленчатого вала. Недо­пустимо также проникновение отрабо­тавших газов под капот двигателя, а за­тем в кузов или кабину автомобиля, так как эти газы очень опасны для пассажи­ров и водителя.


Рис. 62. Масляный радиатор: а общий пил:" крап скрыт; в кран открыт; / и 4 - шланги; 2 масляный радиатор; 3 — бачок: 5 — кран: 6 - штуцер с предохранительным (ограничительным) клапаном

Вентиляция картера двигателя позво­ляет уменьшить вредные последствия прорыва паров топлива и отработавших газов в картер, а следовательно, и про­никновение этих газов в кабину или ку­зов автомобиля. В картере необходимо поддерживать атмосферное давление, поэтому взамен удаленных газов в него поступает воздух, предварительно про­шедший через фильтр. Вентиляция кар­тера

увеличивает срок службы масла и долговечность двигателя.

Вентиляция картера может быть вы­полнена с отсосом газов наружу — открытая система (двигатели автомоби­лей ГАЗ-53А, МАЗ-5335, КамАЗ-5320) или в систему питания двигателя — закрытая система (двигатели автомоби­лей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и др.), что позво-

ляет дополнительно сжигать пары бен­зина, содержащиеся в картерных газах. Во втором случае газы можно отсасы­вать непосредственно во впускной тру­бопровод или через воздушный фильтр и карбюратор. Закрытая система венти­ляции картера весьма эффективна, но при этом в карбюраторе осаждается смола, нарушается смесеобразование и несколько увеличивается расход мас­ла. Отсасывать картерные газы лучше через впускной трубопровод, так как в нем всегда имеется необходимое раз­режение.

Открытая система вентиляции. Вытяж­ную трубу при открытой системе венти­ляции картера (например, в двигателе ГАЗ-53А) укрепляют сзади на верхней плоскости впускного трубопровода. Она соединяет внутреннюю полость картера с окружающим воздухом. При движе­нии автомобиля в трубе создается раз­режение/в результате чего из поддона двигателя отсасываются пары бензина, воды и отработавшие газы. В приливе корпуса центрифуги установлена маслоналивная трубка с фильтром (неразбор­ной конструкции) из капронового во­локна для очистки воздуха, поступаю­щего в картер двигателя. Набивка филь­тра должна быть всегда смочена мас­лом, так как сухой фильтр пропускает пыль.

Закрытая система вентиляции. В дви­гателе автомобиля ЗИЛ-130 картерные газы отсасываются через маслоулови­тель 8 (рис. 63, а) и клапан 3 во впуск­ной трубопровод. Положение клапана в корпусе зависит от степени открытия дроссельной заслонки карбюратора. Ес­ли двигатель работает с прикрытой дроссельной заслонкой, то во впускном трубопроводе создается сильное разре­жение. Клапан поднимается вверх, ча­стично перекрывает проходное отвер­стие, уменьшая количество отсасы­ваемых из картера газов.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разре­жение во впускном трубопроводе значи­тельно уменьшается. Клапан 3 под дей­ствием силы тяжести опускается вниз и открывает проходное отверстие, увеличивая количество картерных газов, проходящих через это отверстие в труб­ку 9. Газы увлекаются потоком горючей смеси в цилиндр двигателя через откры­тый впускной клапан 10. Таким обра­зом, клапан 3 регулирует количество га­зов, отсасываемых из картера, и предот­вращает сильное загрязнение горючей смеси при работе двигателя с малыми нагрузками. Нарушение состава смеси может вызвать перебои в работе двига­теля. Для очистки картерных газов от масла применяют маслоуловитель 8. Воздух в картер двигателя поступает че­рез фильтр /, установленный на маслозаливной горловине.

На двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 63, о) применяется закры­тая принудительная вентиляция карте­ра. В ней используется разрежение во впускном трубопроводе /бив воздуш­ном фильтре 11. При работе двигателя на частичных нагрузках (дроссельная за­слонка открыта не полностью) за за­слонкой создается высокое разрежение. Оно передается в картер двигателя по шлангу 14 и в воздушный фильтр по шлангу 12. Картерные газы отсасы­ваются через маслоуловитель 13, сет­чатые элементы 15, расположенные в крышке коромысел, и по шлангу 14 малого диаметра через щелевое отвер­стие 18 поступают за дроссельную за­слонку во впускной трубопровод 16. К картерным газам, идущим по шлангу 14, добавляется чистый воздух, посту­пающий по шлангу 12 большого диаме­тра. Все эти газы и воздух смешиваются с горючей смесью, поступают через от­крытый впускной клапан в цилиндр дви­гателя и там сгорают.

На полных нагрузках (дроссельная за­слонка открыта почти полностью) воз­растает разрежение в воздушном филь­тре 11, и отсос картерных газов в цилиндры происходит через два шлан­га 12 и 14. Причем большая часть газов по более широкому шлангу 12 и через воздушный фильтр попадает в карбюра­тор и впускной трубопровод 16. Мень­шая часть — по шлангу 14 через щеле­вое отверстие 18 под дроссельную за­слонку и во впускной трубопровод.

При эксплуатации автомобиля нельзя нарушать герметичность закрытой си­стемы вентиляции картера. Не следует допускать работу двигателя при откры­той маслозаливной горловине, так как это приводит к повышенному износу двигателя. Работу системы вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работающем с малой ча­стотой вращения на режиме холостого хода двигателе нужно пережать шланг 14 малого диаметра. Если частота вра­щения коленчатого вала двигателя ре­зко уменьшается или двигатель остана­вливается, то система вентиляции рабо­тает нормально.

Известно, что автомобиль выделяет много токсических веществ. Если при­нять все токсические вещества, выде­ляемые автомобилем, за 100%, то 65% составят отработавшие газы, 20% картерные газы и 15% пары топлива. Не­сомненно, что тип системы вентиляции картера отражается на количестве выде­ляемых токсических веществ, т. е. на за­грязнении окружающей среды. В на­стоящее время на автомобилях полу­чает широкое распространение закрытая система вентиляции картера, позволяю­щая уменьшить выброс токсических ве­ществ с отработавшими газами в ат­мосферу.

Глава 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...