Элементы топливной системы дизеля
В топливной системе дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 применяют фильтры грубой и тонкой очистки топлива, включенные в систему последовательно. Очистка топлива от различных примесей имеет большое значение для всех двигателей, но для дизелей особенно. От чистоты топлива и его соответствия окружающим температурным условиям зависит надежность работы двигателя, так как топливная аппаратура смазывается самим топливом. Дизельное топливо довольно густое, и его труднее очистить от механических примесей, чем бензин. Мельчайшие примеси могут вывести из строя плунжерные пары, нагнетательные клапаны, форсунки и т. д. Поэтому на нефтебазах дизельное топливо отстаивают прежде чем отпускать потребителям. Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236. Фильтр (рис. 90, а) имеет сменный фильтрующий элемент 2, вставленный в корпус 3, закрытый крышкой 5. Фильтрующий элемент представляет собой хлопчатобумажную пряжу, намотанную на каркас, который изготовлен в виде трубки с большим количеством отверстий. При установке фильтрующего элемента в корпус направляющая розетка, приваренная к днищу корпуса, входит в отверстие элемента. Кроме того, плотное соединение фильтрующего элемента с корпусом и крышкой достигается тем, что трехгранные кольцевые ребра крышки и днища корпуса вдавливаются в мягкие торцовые поверхности. Топливо, подаваемое к фильтру грубой очистки, проходит через отверстие 7 и заполняет пространство между корпусом и фильтрующим элементом. Пройдя через слои пряжи, очищенное топливо поступает внутрь каркасной трубки, поднимается вверх и_ гш_дсаналам крышки выходит через отверстие 4 в отводящий трубопровод. На внешней поверхности фильтрующего элемента и на днище корпуса осаждаются механические примеси. При заполнении топливной системы топливом воздух из фильтра удаляется через отверстие, закрываемое пробкой 6.
Фильтр грубой очистки топлива дизеля КамАЗ-740. Фильтр (рис. 90,6) установлен с левой стороны на раме автомобиля и состоит из корпуса 3, крышки 5, распылителя 9, отражателя 10, фильтрующей сетки 11 и успокоителя 12. В крышке есть пробка для удаления воздуха из фильтра и два отверстия, в которые ввертывают штуцера для подвода и отвода топлива. Топливо, поступающее к фильтру грубой очистки, подается к распылителю 9 и стекает по отражателю 10 в корпус 3. Крупные механические примеси и вода осаждаются на дне корпуса, а топливо, которое прошло фильтрующую сетку 11, поступает по центральному отверстию в топливопровод и к топливоподкачивающему насосу. Фильтр тонкой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236. Сменный фильтрующий элемент 4 фильтра (рис. 91, о) надет на стержень 6, приваренный к корпусу 5. Корпус фильтра закрыт крышкой 7, удерживаемой болтом 10, ввернутым в стержень. Фильтрующий элемент представляет собой перфорированный металлический каркас, обмотанный ситцевой лентой. На этом каркасе сформирована фильтрующая масса из древесной муки, пропитанной пульвербакелитом. Чтобы топливо не могло миновать фильтрующий элемент, он пружиной 2 прижат к крышке, имеющей отверстия для подвода топлива и его отвода. Топливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, заполняет все пространство между корпусом и фильтрующим элементом, просачивается через пористую фильтрующую массу, поднимается вдоль стержня и проходит к отводящему штуцеру крышки, а затем подводится к насосу высокого давления. В крышку ввернут штуцер 9 с калиброванным отверстием, через которое сливается в бак топливо и выходит воздух, попавший в него. Фильтр тонкой очистки топлива дизеля КамАЗ-740. Фильтр (рис. 91,5) установлен в верхней части топливной системы (на правой задней стороне двигателя). В нем собирается воздух, проникший в систему и удаляемый в бак вместе с частью топлива, подаваемого насосом. Фильтр тонкой очистки состоит из крышки 7, двух корпусов 5 с приваренными к ним стержнями 6, фильтрующих элементов 4, поджатых к крышке пружинами 2. В стержни ввернуты сливные пробки /. Корпуса соединены с крышкой пробками 12, навернутыми на стержни 6. Фильтрующие элементы, изготовленные из специальной бумаги, работают параллельно. В крышке фильтра имеется сливной клапан, открывающийся при избыточном давлении 130—170 кПа.
Рис. 90. Фильтры грубой очистки топлива дизелей: а — ЯМЗ-236; б — КамАЗ-740; / — сливная пробка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — корпус; 4, 7 и 13 — отверстия; 5 — крышка; б — пробка; прокладка; 9 — распылитель; 10 - отражатель; 11 — фильтрующая сетка; 12 — успокоитель
Рис. 91.Фильтры тонкой очистки топлива дизелей: а - ЯМЗ-236; б - КамАЗ-740; / - сливная пробка; 2 - пружина фильтрующего элемента; 3, 11, 13 и 14 - прокладки; 4 — фильтрующий элемент; 5 - корпус; 6 — стержень; 7 — крышка; 8 и 12 -пробки; 9 — штуцер с калиброванным отверстием; 10 — болт
периодически заменять, а сетку 11 (см. рис. 90,6) очищать и промывать. Топливоподкачивающий насос. Для подачи топлива из топливного бака через фильтры к насосам высокого давления в настоящее время применяют подкачивающие насосы поршневого типа (дизели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740). Насос (рис. 92), расположенный между фильтрами грубой и тонкой очистки
топлива, состоит из следующих деталей: корпуса 21; поршня 20 с пружиной 22, удерживаемой пробкой 23; толкателя 4 с осью 5 и роликом б; пружины 3 толкателя; штока 2; впускного 19 и выпускного 7 клапанов с пружинами соответственно 18 и 8. В корпус насоса ввернут цилиндр 12 насоса ручной подачи топлива, размещенный над впускным клапаном. Внутри цилиндра находятся поршень 13 и шток 14.
Рис. 92. Топливоподкачивающий насос поршневого типа: а — конструкция; б — схема перепуска топлива;
в — схема поступления топлива в насос и дачи его к фильтру тонкой очистки; / — втулка, 2 — шток толкателя; 3, 8, 18 и 22 — пружины; 4 - толкатель; 5 - ось ролика; 6 — ролик; 7-выпускной клапан: 9 и 16 - прокладки; 10 и
23 - пробки; 11 — корпус цилиндра; 12 - цилиндр; 13 - поршень; 14 — шток поршня; 15 - рукоятка;
17 -втулка цилиндра ручного насоса; 19 - впускной клапан; 20 - поршень; 21 - корпус насоса; 24 - эксцентрик; 25 и 26 - каналы; А -полость над поршнем: Б -полость под поршнем
Втулка 1 штока 2 ввернута в корпус насоса. Эти детали, изготовленные с очень большой точностью, составляют прецизионную пару, раскомплектование которой недопустимо. Топливоподкачивающий насос имеет два привода: ручной и механический. Ручным приводом пользуются для заполнения топливом фильтров, топливопроводов и удаления из топливной системы воздуха. Если возникают трудности с пуском дизеля (например, в систему попал воздух), то необходимо также воспользоваться ручным приводом. При перемещении поршня 13 рукояткой 75 вверх в цилиндре 12 создается разрежение, открывается впускной клапан 19, и топливо поступает внутрь цилиндра. При перемещении поршня 13 вниз он давит на топливо, впускной клапан закрывается, а выпускной клапан 7 открывается, и топливо подается к фильтру тонкой очистки. После прокачки системы ручным насосом поршень 13 опускают вниз и навертывают рукоятку 75 на резьбовой хвостовик цилиндра; поршень плотно прижимается к прокладке 16. При работе двигателя действует механический привод топливоподкачивающего насоса. Вращающийся эксцентрик 24 набегает на ролик б толкателя 4, вследствие чего сжимается пружина 3 и перемещается шток 2 (рис. 92,6) с поршнем 20, сжимая пружину 22. Под действием давления топлива в полости А над поршнем впускной клапан 19 прижимается к седлу, а выпускной клапан 7 открывается; топливо перетекает по перепускному каналу 26 в полость Б под поршень 20. Когда эксцентрик сходит с ролика толкателя, пружина 3 возвращает толкатель в исходное положение. Одновременно пружина 22, разжимаясь, перемещает поршень 20 в обратную сторону. Над поршнем в полости А создается разрежение, а под поршнем в полости Б повышенное давление. Выпускной клапан 7 садится на седло, и топливо из полости Б по каналам насоса и трубопроводу поступает к фильтру тонкой очистки (рис. 92, в). Вследствие наличия разрежения над поршнем открывается впускной клапан 79, и топливо заполняет полость А. При следующем набегании эксцентрика на ролик толкателя рассмотренные процессы повторяются.
Топливоподкачивающий насос подает топлива больше, чем необходимо для работы двигателя. Если ход поршня насоса будет все время постоянным, то давление в топливопроводе сильно возрастет. При уменьшении расхода топлива двигателем давление в полости 75 повышается, и сжатая пружина не может преодолевать противодавление топлива. Вследствие этого ход поршня уменьшается и соответственно снижается подача топлива насосом. Толкатель 4 при этом свободно перемещается в обе стороны. По мере увеличения расхода топлива двигателем давление в полости Б уменьшается, ход поршня увеличивается, и подача топлива насосом возрастает. В топливной системе дизеля КамАЗ-740 имеются два топливоподкачивающих насоса подобного типа, лишь незначительно отличающиеся конструктивно (см. рис. 89,6). Топливный насос высокого давления. Насос подает через форсунки в камеру "сгорания необходимые порции топлива в строго определенные моменты. По принципу действия топливные насосы, применяемые на дизелях, относятся к золотниковому типу с постоянным ходом плунжера и регулированием конца подачи топлива. Число секций топливного насоса соответствует числу цилиндров двигателя. Каждая секция обслуживает один цилиндр" Топливный насос дизеля ЯМЗ-236 имеет шесть секций, а топливный насос дизеля КамАЗ-740 — восемь секций, объединенных в общем корпусе. Топливные насосы высокого давления дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 расположены между рядами цилиндров и приводятся в действие от зубчатых колес распределительного вала (см. рис. 20 и 22). На одном конце вала привода топливного насоса установлено зубчатое колесо, а другой конец вала соединен
На корпусе 8 (рис. 93) топливного насоса высокого давления дизеля ЯМЗ-236 укреплен топливоподкачивающий насос 18. Автоматическая муфта 7 опережения впрыскивания топлива и регулятор частоты вращения коленчатого вала объединены с насосом в один агрегат. Кулачковый вал 75 насоса вращается на конических роликоподшипниках 17, выходные концы вала уплотнены самоподжимными сальниками 16. Горизонтальная перегородка делит корпус на две части: верхнюю и нижнюю. В нижней части расположены кулачковый вал 75 и толкатели 43, а в верхней — плунжерные пары. В горизонтальной перегородке есть шесть отверстий и пазы для установки и направления движения толкателей. Кулачковый вал приводит в движение плунжеры 10 через ролики 44 толкателей 43 с регулировочными болтами 41. В нижнюю часть корпуса насоса наливают масло через отверстие, закрытое сапуном 75, уровень которого контролируют указателем 22.
Плунжер 10 и втулка 9 являются основными деталями отдельной секции насоса. Соединенные вместе, они образуют плунжерную пару. Плунжер имеет диаметр 9 мм и ход 10 мм. Для создания высокого давления зазор между плунжером и втулкой не должен превышать 0,0015 — 0,0020 мм. Положение втулки в насосе фиксируется стопорным винтом 27. В верхней части втулки 2 (рис. 94) имеются впускное 7 и перепускное 13 отверстия. Плунжер может перемещаться внутри втулки в вертикальном направлении и повертываться при помощи двух направляющих выступов, входящих в пазы поворотной втулки 38 (см. рис. 93). Последняя, в свою очередь, поворачивается закрепленным на ней зубчатым венцом 26, находящимся в зацеплении с рейкой 6. В продольный паз рейки входит стопорный винт 37, определяющий ее положение. На головке плунжера 3 профрезерованы две спиральные канавки 77 (см. рис. 94, а). При наличии спиральных канавок давление топлива с обеих сторон плунжера одинаковое (во время подачи топлива), и долговечность секций насоса увеличивается. На нижнем конце плунжера сделана Работа насоса высокого давления. Все секции топливного насоса высокого давления работают одинаково, поэтому рассмотрим работу только одной из них. При вращении кулачкового вала 75 (см. рис. 93) насоса кулачок 19 набегает на ролик 44 толкателя 43, который, поднимаясь, сжимает пружину 39 и перемещает плунжер 10 вверх во втулке 9. Во время дальнейшего поворота вала кулачок выходит из-под ролика толкателя, и пружина опускает плунжер вниз. При движении плунжера вверх секция подает топливо; при движении плунжера вниз происходит наполнение надплунжерного пространства топливом. Перемещение рейки 6 вызывает поворачивание плунжера на некоторый угол. Таким образом, плунжер совершает сложное движение — возвратно-поступательное и вращательное одновременно. Топливо поступает из фильтра тонкой очистки в канал 36 насоса высокого давления и при нижнем положении плунжера через впускное отверстие 7 (см. рис. 94, а, схема 7) подается внутрь втулки 2, заполняет надплунжерное пространство 4 и проходит через осевое 14 и диаметральное 15 отверстия к спиральным канавкам 7/. При подъеме плунжера 3 (схема II) топливо вначале вытесняется из надплунжерного пространства через впускное отверстие обратно в топливоподводящий канал. Затем, когда это отверстие перекроет плунжер, топливо сжимается в надплунжерном пространстве. При достижении давления 1 — 1,8 МПа нагнетательный клапан 6 поднимается вверх, сжимает пружину 9 и пропускает топливо из надплунжерного пространства в штуцер 8, откуда оно поступает к форсунке. Дальнейшее движение плунжера вверх сопровождается повышением давления до 16,5 МПа, при котором игла форсунки, приподнимаясь, открывает проход топливу, впрыскиваемому в камеру сгорания. Впрыскивание топлива из форсунки в камеру сгорания продолжается до тех пор, пока отсечная кромка спиральной канавки 11 движущегося вверх плунжера не начнет открывать перепускное отверстие 13 (схема Ш), соединяющее надплунжерное пространство с топливо отводящим каналом. Давление в надплунжерном пространстве резко снижается, топливо перетекает в указанный канал, и нагнетательный клапан 6 под действием пружины садится в седло 7.
Рис. 94. Плунжерные пары: а — схемы работы секции насоса: б — схемы изменения количества подаваемого топлива; / — впуск топлива; // — начало подачи; /// - конец подачи; IV — максимальная подача; V — половинная подача; VI — отсутствие подачи; 1 - впускное отверстие; 2 — втулка плунжера; 3 — плунжер; 4 — надплунжерное пространство; 5— разгрузочный поясок нагнетательного клапана; 6— нагнетательный клапан; 7 — седло нагнетательного клапана; 8 - штуцер; 9 — пружина нагнетательного клапана; 10 — канал подвода топлива; // — спиральная канавка на плунжере; 12 — канал отвода топлива; 13 — перепускное отверстие; 14 — осевое отверстие в плунжере; 15 — диаметральное отверстие в плунжере
Для устранения подтекания топлива в камеру сгорания между распылителем и иглой форсунки необходима быстрая посадка иглы в седло, т. е. четкая отсечка подачи топлива. Это обеспечивается нагнетательным клапаном, имеющим разгрузочный поясок 5, который при посадке клапана на седло способствует увеличению объема пространства за ним, что приводит к резкому снижению давления в трубке между штуцером и форсункой. Поясок клапана и седло (при опускании клапана)
работают как поршневая пара. Режим работы дизеля зависит от количества топлива, подаваемого в цилиндры секциями насоса за один ход плунжера. При повороте плунжеров во втулках на некоторый угол изменяется количество подаваемого топлива. Если смотреть на плунжер сверху, то поворот его против часовой стрелки сопровождается увеличением количества
Рис. 93 Топливный насос высокого давления дизеля ЯМЗ – 236: 1- автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 2- гайка; 3- шпонка; 4- втулка; 5- винт-ограничитель; 6- рейка; 7- перепускной клапан; 8- корпус насоса; 9- втулка плунжера; 10- плунжер; 11- ниппель; 12 и 29 – пробки; 13- сапун; 14- корпус регулятора; 15- кулачковый вал; 16- самоподжимной сальник; 17- конический роликоподшипник; 18- топливоподкачивающий насос; 19- кулачок; 20- регулировочная прокладка; 21- крышка подшипника; 22- указатель уровня масла; 23- крышка; 24- винт крепления крышки; 25- верхняя тарелка пружины; 26- зубчатый венец; 27, 37 и 45- винты; 28- канал отвода топлива; 30- штуцер; 31- упор клапана; 32- колпачковая гайка; 33- пружина нагнетального клапана; 34- нагнетальный клапан; 35- седло нагнетального клапана; 36- клапан подвода топлива; 38- поворотная втулка; 39- пружина; 40- нижняя опорная тарелка пружины; 41- регулировочный болт; 42- контргайка; 43- толкатель; 44- ролик толкателя; 46- промежуточная опора кулачкового вала.
подаваемого топлива. При движении рейки внутрь насоса плунжеры всех секций одновременно повертываются в положение, соответствующее максимальной подаче (схема IV). В этом случае расстояние А от отсечной кромки плунжера 3 до перепускного отверстия 13 будет наибольшим. При повороте плунжера по часовой стрелке подача топлива снижается (схема V), так как перепускное отверстие открывается раньше. Подача топлива плунжерной парой прекращается при совмещении диаметрального отверстия 15 плунжера с перепускным 13 (схема VI), так как при движении плунжера вверх надплунжерное пространство 4 сообщается сначала с отверстием 13, а затем с отверстием 1. Таким образом, при повороте плунжера изменяется момент окончания подачи и количество подаваемого топлива, а момент начала подачи топлива насосом остается неизменным. Момент начала подачи топлива регулируют болтом 41 (см. рис. 93), ввернутым в толкатель 43. Если болт вывертывать, то при повороте кулачкового вала толкатель раньше будет поднимать плунжер и топливо будет раньше поступать к форсунке, т. е. угол начала подачи топлива секцией насоса увеличится. При ввертывании болта в толкатель этот угол уменьшается. Такую регулировку насоса выполняют на специальном стенде, где можно также отрегулировать и равномерность подачи топлива отдельными секциями, для чего необходимо ослабить крепление зубчатого венца 26 (см. рис. 93) на втулке 38, чтобы можно было поворачивать плунжер 10 (вместе с втулкой при неподвижной рейке б) в ту или иную сторону. Поворачивая кулачковый вал, можно изменять угол опережения подачи топлива для всего насоса. При повороте кулачкового вала в направлении его вращения при работе двигателя угол опережения подачи топлива увеличивается, а при повороте этого вала в обратном направлении указанный угол уменьшается. В процессе работы двигателя кулачковый вал повертывается автоматически — центробежной муфтой опережения впрыскивания топлива. Насос начинает подавать топливо в цилиндр еще тогда, когда кривошип коленчатого вала не доходит на некоторый угол до ВМТ. Этот угол называют углом начала подачи топлива или углом опережения подачи топлива насосом. Форсунка позднее насоса начинает подавать топливо в цилиндр двигателя вследствие некоторого расширения топливопроводов, незначительной сжимаемости топлива и небольших его утечек в насосе и форсунке. „Необходимо помнить, что нельзя нарушать угол опережения подачи топлива насосом как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В обоих случаях снижается мощность двигателя и возрастает износ его деталей. При изменении угла с 20° (нормальный для дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238) до 28° (ранняя подача топлива) жесткость работы двигателя возрастает в 1,5 — 2,5 раза, а износ цилиндров — почти в 2,5 раза. Поэтому нужно своевременно проверять и, если необходимо, регулировать угол опережения подачи топлива насосом. Топливный насос высокого давления дизеля КамАЗ-740. Этот насос также от- носится к насосам золотникового типа, но он У-образный и имеет несколько иную конструкцию. При использовании на многоцилиндровых двигателях рядных насосов выявляется их недостаток — увеличение длины насосов. Применение на двигателях У-образных насосов позволяет уменьшить длину кулачкового вала, повысить его жесткость и увеличить давление впрыскивания топлива до 70 МПа. Угол развала секций насоса (рис. 95) составляет 75е. В корпусе 1 насоса на роликоподшипниках 28 установлен кулачковый вал 29, уплотняемый самоподжимным сальником 26. На переднем конце (со стороны привода) кулачкового вала на шпонке 25 укреплена муфта 23 регулировки опережения впрыскивания топлива, удерживаемая от смещения гайкой 24, а на заднем конце — ведущее зубчатое колесо 2. На шпонке 5 установлены фланец 4 зубчатого колеса и эксцентрик 6 привода топливоподкачивающего насоса; гайка 7 удерживает эти детали от смещения. Движение от фланца к зубчатому колесу 2 передается через сухари 3, далее к промежуточному зубчатому колесу 8, укрепленному на пальце 9, и к зубчатому колесу // привода всережимного регулятора. Задний торец насоса закрыт крышкой 10 регулятора, на которой расположен топливоподкачивающий насос. На переднем торце корпуса насоса установлен перепускной клапан 20. Сверху насос закрыт
Рис. 95. Топливный насос высокого давления дизеля КамАЗ-740: / — корпус; 2 — ведущее зубчатое колесо; 3 - сухарь; 4 — фланец ведущего зубчатого колеса 5 и 25 — шпонки; 6 — эксцентрик привода топливоподкачивающего насоса; 7 и 24 — гайки; 5 — промежуточное зубчатое колесо; 9 и 17 — пальцы; 10 — крышка регулятора; //—зубчатое колесо регулятора; 12 — державка грузов; 13 — ось грузов; 14 — груз; 15 — упорный шарикоподшипник; 16 — муфта; 18 — верхняя крышка; 19 — рычаг пружины; 20 — перепускной клапан; 21 — втулка рейки; 22 — рейка; 23 — муфта регулировки опережения впрыскивания топлива; 26 — самоподжимной сальник 27 — крышка подшипника; 28 — роликоподшипник; 29 — кулачковый вал; 30 — ролик толкателя; 31 — упорная втулка; 32 — пята толкателя; 33 — пружина; 34 — плунжер; 35 — впускное отверстие; 36 — корпус секции; 37 — нагнетательный клапан; 38 — штуцер; 39 — втулка плунжера; 40 — рычаг реек крышкой 18, на которой находится рычаг управления регулятором. В насосе имеются две рейки — левая и правая, соединенные общим рычагом 40. По числу цилиндров двигателя в корпусе насоса расположено восемь секций, установленных в отдельных корпусах 36 В секцию насоса (рис. 96) входят следующие детали и узлы: роликовый толкатель 4, пята 5, тарелка 6, пружина 7, опорная втулка 9, поворотная втулка 23, плунжер 10, втулка 13, нагнетательный клапан 14 с седлом и шайбой 18, штуцер 15, ввернутый в корпус 17 секции, установленной в корпусе 2 насоса. Уплотнение между корпусом секции насоса и корпусом насоса высокого давления осуществлено кольцами 16 и 21, сделанными из бензомаслостойкой резины. Втулка 13 плунжера, фиксированная в корпусе секции насоса штифтом 11, имеет два отверстия: впускное 12 и перепускное 20. Плунжер в верхней части имеет осевое и диаметральное отверстия и две спиральные канавки 19. Рис. 96. Секция насоса: / — кулачок распределительного вала; 2 — корпус насоса; 3 — ролик толкателя; 4 — толкатель; 5 - пята толкателя; 6 - тарелка пружины;7 — пружина; 8 — опорная шайба; 9 — опорная втулка; 10 - плунжер; 11 - штифт; 12 - впускное отверстие; 13 — втулка плунжера; 14 — нагнетательный клапан; 15 — штуцер;16 и 21 — уплотнительные кольца секции; 16— корпус секции насоса; 18 — шайба; 19 — спиральная канавка плунжера; 20 — перепускное отверстие; 22 - рейка; 23 - поворотная втулка плунжера Секция насоса работает так же, как и секция топливного насоса высокого давления дизеля ЯМЗ-236, с той лишь разницей, что давление впрыскивания топлива увеличено до 18 МПа. Форсунка. Насос подает топливо в камеру сгорания через форсунки, которые обеспечивают поступление топлива в камеру сгорания при определенном давлении и в мелкораспыленное виде. На дизелях применяют форсунки нескольких типов: открытые или закрытые, с распылителем, имеющим одно или несколько отверстий. Закрытые форсунки могут быть штифтовые или бесштифтовые. На дизелях ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 применяют закрытые бесштифтовые форсунки (рис. 97). Форсунку называют закрытой, так как отверстия (сопла) в распылителе 4 закрыты иглой 1 и только в момент впрыскивания топлива сообщаются с камерой сгорания. Для выхода топлива распылитель имеет четыре отверстия диаметром 0,34 мм. Форсунку на дизеле ЯМЗ-236 устанавливают в латунный стакан 24 (рис. 97, а) головки 25 блока. Под торцом накидной гайки 5 крепления распылителя имеется медная шайба 2, предотвращающая прорыв газов. Каждая форсунка укреплена скобой, имеющей лапки, которые опираются на буртик колпака 15. В месте соединения штуцера 20 форсунки с головкой блока и колпаком головки установлен резиновый уплотнитель 19. Накидная гайка 5 прижимает тщательно притертые поверхности торцов распылителя и корпуса 8 форсунки, обеспечивая необходимую герметичность соединения. Внутри корпуса форсунки проходит штанга 9, на верхнем конце которой закреплена тарелка 10. Пружина 11, упираясь одним концом в винт 12, а другим в тарелку 10, через штангу 9 прижимает иглу / к распылителю. В штангу с нижней стороны запрессован шарик 7 для плотной посадки иглы на седло. Винт 12 ввернут в стакан 13 пружины, закреплен от самоотвертывания контргайкой 14 и закрыт колпаком 75. В корпус 8 форсунки запрессовано два штифта 6 для правильной установки распылителя. Топливо подводится к форсунке через штуцер 20 с сетчатым фильтром 18 и поступает по наклонному каналу 21 в кольцевую проточку 22 на распылителе. Затем топливо по трем каналам 23 проходит в кольцевую полость 3, расположенную под утолщенной частью иглы. Топливо, поступающее в полость 3, находится под давлением, создаваемым насосом, и, в свою очередь, воздействует на нижний конус иглы. Отверстия распылителя открываются тогда, когда давление топлива в полости 3 и на нижнем конце иглы превысит сопротивление пружины //. В этот момент топливо впрыскивается в камеру сгорания. После впрыскивания топлива давление в полости 3 снижается, и под действием пружины игла плотно садится на седло в распылителе. Затяжку пружины // можно изменять регулировочным винтом 12 при ослабленной контргайке 14. Более сильная затяжка пружины приводит к повышению давления и запаздыванию впрыскивания, а менее сильная — к уменьшению давления и опережению впрыскивания. Топливо, которое просочилось между иглой и распылителем, отводится в по
Рис. 97. Форсунки дизелей: а - ЯМЗ-236; б - КамАЗ-740; 1 - игла распылителя; 2 — медная шайба; 3 — кольцевая полость; 4 - распылитель; 5 - накидная гайка; 6 — штифт; 7 - шарик; 8 - корпус; 9 - штанга; 10— тарелка пружины; //-пружина; 12 — регулировочный винт; 13 — стакан пружины; 14 — контргайка; 15 — колпак; 16 — прокладка; 11— втулка; 18 — сетчатый фильтр; 19 — уплотнитель штуцера; 20 — штуцер; 21 и 23 -каналы; 22 — кольцевая проточка; 24 — латунный стакан; 25 — головка блока цилиндров; 26 — проставка; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — регулировочные шайбы; 29 — опорная шайба
лость пружины, затем через отверстие в стакане 13 поступает в сливную трубку, соединенную с отверстиями колпака 15 форсунки. Форсунка дизеля КамАЗ-740 устроена и работает аналогично рассмотренной. Система подачи и очистки воздуха дизеля КамАЗ-740. На этом дизеле применен воздухоочиститель (рис. 98, а и 6) без масла, двухступенчатый, с автомагическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Колпак / для забора воздуха установлен сзади кабины 10, а воздухоочиститель 6 прикреплен к левому лонжерону рамы. Воздухоочиститель состоит из корпуса //, фильтрующего элемента 12, крышки 18, соединенной с корпусом защелками 75. В качестве фильтрующего элемента используется гофрированный картон. При работе двигателя воздух через сетку в колпаке 1 проходит по трубам в воздухоочиститель 6. По входному патрубку 13 воздух попадает в первую ступень очистки с инерционной решеткой и резко изменяет направление. Крупные механические частицы отделяются от воздуха и под влиянием разрежения, которое передается через патрубок 7, отсасываются отработавшими газами в атмосферу. Для этой цели в выпускном трубопроводе двигателя установлен эжектор, соединенный трубопроводом с патрубком 7. Далее воздух проходит через микропоры картона (вторая ступень) и уже очищенный по трубе 8 поступает во впускной трубопровод 4 двигателя. Ориентировочный срок службы фильтрующего элемента составляет около 1000 ч. Для оценки состояния фильтрующего элемента на левом впускном трубопроводе установлен индикатор 3. При засорении фильтрующего картона во впускном трубопроводе возрастает разрежение (более 70 кПа), индикатор срабатывает, и его красный флажок фиксируется напротив окна, указывая на необходимость замены или промывки фильтрующего элемента. Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля КамАЗ-5320 нужно периодически снимать фильтрующий элемент воздухоочистителя для осмотра. Налет пыли на внутренней стороне элемента — браковочный признак.
Рис. 98. Система подачи и очистки воздуха дизеля КамАЗ-740:
Рис. 99. Система выпуска отработавших газов двигателя автомобиля КамАЗ-5320: 1 — двигатель; 2 — выпускной трубопровод; 3 и 4 — левая и правая приемные трубы; 5 — пневматические цилиндры тормозной системы; 6 — вспомогательные тормозные механизмы; 7—тройник; (V — гибкий металлический рукав; 9 — глушитель; 10 — рама; 11 — перфорированная труба; 12 — фланец приемного патрубка; 13 и 16 — передняя и задняя стенки корпуса глушителя; 14 — корпус глушителя; 15 — выпускной патрубок; 17— расширительная или резонаторная камера В этом случае фильтрующий элемент необходимо заменить. Система выпуска отработавших газов двигателя автомобиля КамАЗ-5320. Отработавшие газы по выпускным 2 (рис. 99) трубопроводам поступают в приемные трубы 3 и 4, которые соединены в тройнике 7. К глушителю 9 газы подходят по гибкому металлическому рукаву 8. В корпусе 14 глушителя есть три камеры 17, где газы расширяются, их давление и скорость уменьшаются, и по патрубку 15 газы выходят в атмосферу. Автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива. Автоматическая муфта (рис. 100) изменяет угол опережения впрыскивания топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. При использовании автоматической муфты повышается экономичность дизеля при различных режимах работы и улучшаются условия его пуска. Муфта установлена на. переднем конце кулачкового вала топливного насоса высоко- го давления (дизели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740). Муфта опережения впрыскивания топлива дизеля ЯМЗ-236 состоит из следующих деталей: ведущей полумуфты 5 с пальцами 14 и шипами 11; ведомой полумуфты 1 с осями 2 грузов 15; корпуса 13; двух пружин 4 с шайбами. Ведущая пол у муфта надета на ступицу 10 ведомой полумуфты и может на ней поворачиваться. В ведущую полумуфту запрессованы втулка 7 и самоподжимной сальник 8. При сборке муфты корпус 13 навертывают на ведомую полумуфту. Для уплотнения соединения ведущей полумуфты с корпусом в него запрессован самоподжимной сальник 12. Два груза, шарнирно установленные на осях 2, имеют криволинейную поверхность А, на которую через простаки 19 опираются пальцы 14 ведущей полумуфты. Движение от ведущей полумуфты на ведомую передается через два груза. Ведомая полумуфта, укрепленная на кулачковом валу топливного насоса при помощи шпонки 17, удерживается от смещения гайкой 9, навернутой на конец вала 18. Во время работы двигателя ведущая полумуфта пальцами 14 через проставки 19 нажимает на криволинейную поверхность А грузов 15. Вследствие этого сила через оси 2 передается ведомой полумуфте 1, а от нее кулачковому валу насоса. При увеличении частоты враще-
Рис. 100. Ав
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|