Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как могут помочь родители и педагоги ребенку в развитии его индивидуальности? Насколько успешно решается эта задача в современной школе? Приведите примеры.




Перечень

Теоретических вопросов к экзамену

По дисциплине «Педагогика»

(группа П-21)

1. Воспитание как общественное явление. Исторический характер воспитания.

2. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики, её основные категории.

3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. Основные отрасли педагогики.

4. Методы научно-педагогических исследований. Характеристика методов эмпирического уровня.

5. Сущность понятий «развитие», «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Движущие силы развития личности.

6. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности.

7. Общее понятие о целях воспитания. Факторы, определяющие цели воспитания. Задачи воспитания.

8. Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие дидактики. Задачи дидактики на современном этапе.

9. Роль Я.А. Коменского в развитии дидактики.

10. Общее понятие о процессе обучения как совместной познавательной деятельности учителя и учеников. Признаки и противоречия процесса обучения.

11. Структура процесса обучения.

12. Полный цикл (этапы) овладения знаниями.

13. Мотивы учения школьников.

14. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций процесса обучения.

15. Понятие о принципах обучения.

16. Принцип научности обучения.

17. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

18. Принцип доступности.

19. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

20. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

21. Принцип наглядности обучения.

22. Принцип учета индивидуальных особенностей в обучении.

23. Принцип прочности обучения.

24. Понятие «содержание образования». Требования, определяющие содержание образования. Факторы, влияющие на содержание образования.

25. Исторический характер задач содержания образования. Теории формального и материального образования.

26. Единство общего, политехнического и профессионального образования.

27. Документы, определяющие содержание школьного образования в начальной школе: государственный образовательный стандарт, учебный план.

28. Документы, определяющие содержание школьного образования в начальной школе: учебные программы.

 

29. Документы, определяющие содержание школьного образования в начальной школе: учебники, учебные пособия.

30. Понятие «метод обучения». Соотношение метода и приёма в педагогике. Критерии выбора методов обучения.

31. Подходы к классификации методов обучения.

32. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

33. Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся.

34. Характеристика словесных методов обучения (рассказ, диспут, дискуссия, работа с книгой).

35. Характеристика словесных методов обучения (беседа, лекция).

36. Характеристика наглядных методов обучения.

37. Характеристика практических методов обучения.

38. Понятие о «форме организации обучения в школе». Формы организации обучения в истории развития школы.

39. Виды обучения.

40. Классно-урочная система обучения.

41. Урок - основная форма организации обучения в школе. Комплекс требований к современному уроку.

42. Типы и структура уроков. Подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе.

43. Дидактические задачи и показатели реализации структурных элементов урока.

44. Особенности организации и проведения уроков в первом классе и малокомплектной школе.

45. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования.

46. Домашняя работа учащихся, её назначение, виды, требования к проверке.

47. Нестандартные уроки и их характеристика.

48. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

49. Дополнительные формы организации учебного процесса.

50. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

51. Технические и наглядные средства обучения, их использование в учебном процессе.

52. Физические минутки в процессе обучения младших школьников.

53. Анализ и самоанализ урока.

54. Сущность и основные функции контроля и оценки учебной деятельности. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся.

55. Основные формы контроля.

56. Основные виды и методы контроля.

57. Оценка и отметка ЗУН. Бальная система отметок.

58. Причины неуспеваемости школьников.

59. Безотметочное обучение в начальной школе.

60. Учебный предмет.

 

Практические задания

Задача № 1

Для изучения представлений детей о хорошем друге классный руководитель предложил им следующие вопросы:

1.Кого можно назвать хорошим другом? Почему?

2.Вспомни случай из своей жизни или поступок литературного героя, который свидетельствовал бы о настоящей дружбе.

Собранные ответы анализировались классным руководителем и им же делались выводы.

Какой метод изучения представлений детей применил классный руководитель?

Насколько объективными, по вашему мнению, были полученные им результаты?

Задача № 2

Установлено, что наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носовой полоски, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких.

Достаточно ли этих данных, чтобы реализовать свои вокальные возможности? Ответ аргументируйте.

Задача № 3

Иногда можно услышать такое мнение: «психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессмысленна». Прокомментируйте его с точки зрения взаимосвязи педагогики и психологии.

Задача № 4

Известный педагог Н.Е.Щуркова пишет: «Сколько учеников - столько индивидуальностей. Но добавим: могло бы быть! Индивидуальность определяется мерой развитости внутреннего мира личности, ее духовного содержания... Ребенок лишь в потенции индивидуальность. Если ему педагоги и родители не помогут, он теряет ансамбль своих особенных отношений с миром и к миру

Как могут помочь родители и педагоги ребенку в развитии его индивидуальности? Насколько успешно решается эта задача в современной школе? Приведите примеры.

 

Задача № 5

Известно, что большинство детей с большим желанием идут в школу и хотят учиться на самые высокие отметки. Они стремятся занять новое положение среди окружающих - положение школьника и выполнять соответствующую деятельность, связанную с этим новым положением,- учебную. Некоторое время большинству первоклассников в школе интересно, они добросовестно, ответственно относятся к учению. Постепенно ситуация меняется. За партами сидят уже разные группы детей: успевающие и отстающие, веселые и грустные, верящие в свои силы и не верящие в них. И отношение между этими группами далеко не гуманные. А главное - у многих гаснет положительное отношение к учению. Одни дети становятся вялыми, равнодушными, другие начинают вести себя агрессивно, третьи проявляют невнимательность, четвертые списывают, обманывают и т.п.

Обычно причину такого поведения младших школьников учителя видят в отсутствии у них способностей... Для того чтобы улучшить отношение детей к учебной деятельности, учителя нередко прибегают к дисциплинарным методам воздействия на них (дополнительные занятия после уроков, запись в дневник, вызов родителей и пр.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...