Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие методы и приемы обучения описал Я.А.Коменский?




Применяются ли эти методы и приемы обучения в современной школе?

Задача № 19

Известный педагог, доктор психологических наук Ш.А.Амонашвили описал два возможных подхода к организации самостоятельной работы учащихся.

Один учитель работает так: предложив детям какое-нибудь творческое или сложное самостоятельное задание - будь это сочинение на свободную тему, написание «книжки», решение задач и примеров, садится за парту и выполняет то же самое задание. Второй при выполнении учениками таких заданий начинает разгуливать по классу, контролировать, кто как работает. Кого-то хвалит, кому-то делает замечания - и ждет, когда дети закончат работу, чтобы собрать тетради и проверить выполнение задания

Какой из двух охарактеризованных подходов к организации самостоятельной работы учащихся наиболее часто встречается в школьной практике?

Какой подход оказывается наиболее продуктивным с позиции функций обучения и достижения цели и задач урока? Ответ обоснуйте.

 

Задача № 20

Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случаях. На какие ошибки учителей вы можете указать?

1. Идет урок по предмету «Человек и мир» в третьем классе. Коля С. Отвечает у
доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться или ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее
нетерпеливые трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела. Что они
внимательно слушают своего одноклассника и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще теряется - ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ мальчика, но не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше запутывается и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.

- Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!

2. Урок «Человек и мир». Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Одноклассники слушают ответ Иры? Некоторые - да. А остальные? Давайте понаблюдаем за учениками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно - на лица глубокая задумчивость... Другие тихонько открывают учебник чтения и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. Ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить...

 

Задача № 21

Умение использовать компьютерную технику в обучении становится одним из профессиональных качеств учителя. «Если рассматривать процесс компьютеризации обучения как одну из современных тенденций методики преподавания школьных предметов, то владение методологией, принципами и методикой компьютерного обучения является неизменным требованием квалификационной характеристики каждого учителя

Согласны ли вы с данным утверждением? Относится ли это утверждение к учителю начальной школы? Ответы аргументируйте.

Задача № 22

Проверка записи ответа производится после урока с учащимся, а при постоянном применении этой формы опроса - без него. Первое время запись прослушивает учитель, оценивает ее и выставляет отметки в журнал... В последствии прослушивание проводят сами ученики этого или другого класса. Прослушивание и оценивание записей ответов стимулируется учителем различными средствами: отметкой, оценкой и т.п.

Для осуществления каких целей и задач обучения применяется данная технология?

Какие технические средства обучения необходимы для ее реализации?

Каковы условия успешного применения технологий «Магнитофонный опрос»?

Есть ли противопоказания применения данной технологии? Ответ обоснуйте.


Задача № 23

Многочисленные наблюдения показывают, что большая часть вопросов, с которыми учителя обращаются к ученикам, требуют только механического воспроизведения знаний и мало активизируют их мыслительную деятельность.

Вот варианты бесед учителя с младшими школьниками на уроке по одной и той же теме:

1.- Дети, что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася.

- Мы проходили про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.

- Дети, кто дополнит Васю? Лена!

- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.

- Правильно, Лена, садись. Только снег - это то же лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?

2.- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)

- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале «стоит коробом», а потом полощется на ветру, как летом).

- Какого цвета пар? Какого цвета туман?

- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? (Никто не сознается, что в парте есть пар. Учитель объяснит: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой пар, и под партой.

Какие виды обучения представлены фрагментами этих уроков?

Назовите вопросы учителя, которые позволяют создать проблемную ситуацию. В каком варианте беседы на уроке они прозвучали?

Предложите окончания этих уроков соответственно в рамках объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.

 

Задача к билету № 24

Учительница попросила принести в класс по пять листьев дуба, клена, ясеня, каштана. Первоклассник Витя разволновался необыкновенно. Еще бы? Впервые ему предстояло выполнить такое серьезное задание. Он долго бродил по осенним улицам своего города и собирал нужные листья.

На следующий день вечером отец поинтересовался, что делали в класс с этими листьями. Оказалось, учительница ни словам не обмолвилась о своем задании. Не спросила она о листьях и на следующий день, и через неделю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...