Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ факторов демографического, социального и культурного характера.

Демография - это наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для изучения маркетинговой среды фирмы демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Для России демографическая среда характеризуется следующими тенденциями: снижение рождаемости, увеличение уровня смертности, увеличение уровня эмиграции, в результате всего этого снижение численности населения. С другой стороны, самые крупные фабрики сконцентрированы в нескольких крупных городах России - Москва, Санкт Петербург, Екатеринбург, Ростов. В большинстве случаев табачные фабрики даже не в состоянии удовлетворить местный спрос на свою продукцию - только в Москве и области неудовлетворенный спрос на сигареты местного производства в 1993г. составил 10 млрд. штук.[22]

Изменения в культурной среде в России и на Украине тоже сказываются на развитие производства табачных изделий. Падение образовательного уровня населения и раскрепощение нравов в переходный период к рыночным отношениям способствует увеличению потребления табачных изделий среди молодежи, что повышает спрос на продукцию рассматриваемых фабрик.

Социальное расслоение общества в России и на Украине тоже имеет значение для формирования макросреды табачных фабрик. Практическое отсутствие среднего класса, огромный процент малоимущих предопределяет наличие спроса на более дешевые, хотя и менее качественные, табачные изделия. Принимая во внимание и предпочтения потребителей табачных изделий в России и на Украине можно сказать, что в ближайшие годы сектор рынка, занимаемый местными производителями может потерпеть лишь небольшие изменения.

В заключение следует отметить, что факторы макросреды российских и украинских табачных фабрик, которая является частью маркетинговой среды, в которой они функционируют, являются как сдерживающими так и способствующими развитию табачной промышленности этих стран. Особая специфика макросреды для этих предприятий состоит в том, что экономика стран находится в переходном периоде, что предопределяет во многих случаях неготовность руководств фабрик и вышестоящих организаций принимать адекватных и быстрых маркетинговых решений, политическая и экономическая нестабильность мешает привлечению иностранных инвесторов в перестройку табачной промышленности России и Украины. По мнению руководителей табачных фабрик все их основные проблемы сводятся в конце концов к нехватки финансовых средств, и прежде всего валютных, для дальнейшего, нормального развития их предприятий.

Сами табачные фабрики не проводят детальное изучение макросреды, которая их окружает, а обращают внимание только на те ее факторы, которые их непосредственно касаются. Это, со своей стороны, лишает их возможности более целесообразно использовать сочетание этих факторов на определенный момент времени в свою пользу.

Глава II. Исследование микросреды табачных фабрик России и Украины.

В отличие от макросреды, российские и украинские табачные фабрики уделяют большее внимание на изучение маркетинговой микросреды и на использование результатов этих исследований в целях разрешения проблем производства и реализации своей продукции. Кроме того факторы, составляющие микросреду фирмы, из числа контролируемых, поэтому фирма может оказывать известное влияние на их формирование и стимулирование или ограничение их воздействия на деятельность фирмы. Знание микросреды фирмы является в известной степени залогом успеха фирмы на рынке, так как управляющие предприятием не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка, они должны принимать в расчет все факторы микросреды. Микросреду фирмы формируют такие факторы, как подразделения фирмы, посредники при продаже готовой продукции, поставщики, конкуренты и различные виды контактных аудиторий[23].

Анализ поставщиков.

Поставщики - это такие деловые фирмы или лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.[24] Для нормального функционирования предприятий табачной промышленности России и Украины важнейшее значение имеют поставщики основного сырья и материалов для производства сигарет - поставщики табака, фильтров и сигаретной бумаги, а также поставщики машин и оборудования.

Поставщики табака.

В бывшем СССР ежегодно выращивались 200 000 тонн табака в 1500 колхозах[25], расположенных преимущественно в южных республиках. С момента создания СНГ Россия была вынуждена ввозить из-за границы значительную часть табака, необходимого для работы фабрик. (см. Приложение). Производство табака в России удовлетворяет не более 20% совокупного спроса фабрик на этот вид сырья.[26] Это означает, что основные поставщики табака для российских табачных фабрик являются западные партнеры, что иногда затрудняет нормальное производство, вплоть до его остановки в связи с нехваткой валютных средств у фабрик. Проблема решается двумя способами - совместным предприятиям табак поставляет западный партнер, а остальным фабрикам помогает при поставках, по мере возможности, Ростабакпром.

В отличие от России, Украина почти полностью удовлетворяет спрос на табак внутренним производством. На Украине табак выращивается в 8 областях. Этим определяется и расположение табачно-ферментационных заводов, которые являются основными поставщиками табака для местных фабрик.

Самой крупной областью, в которой выращивается табак, является Тернопольская область. Табак из этой области перерабатывается на 4 ТФЗ.

В зависимости от экономической ситуации в последние годы объем производства табака изменяется.

Табл.

Производство табака

Год Объем производства

(в тоннах)

1988 24 000

1991 14 000

1992 19 000

1993 свыше 22 000

Источник: "Аргументы и факты" №54, 8 декабря 1993г.

В последние годы производство табака увеличивается по двум причинам: во-первых, была решена проблема со свободным ценообразованием и, во-вторых, государство предоставило определенные льготы производителям табака. Это, в свою очередь, способствовало увеличению числа частных производителей табака с нескольких десятков в 1990 г. до нескольких сотен в 1991 г. и нескольких тысяч в 1992 г. Теперь существуют области, в которых половина выращиваемого табака производится на частных плантациях.

В рамках комплексной программы Укртабакпрома, которая основывается на факте, что Украина почти полностью обеспечена собственным сырьем и материалами для производства сигарет, предусматриваются следующие шаги развития поставки табака:

1) Развитие производства табака в направлении улучшения качества местных сортов (на Украине выращиваются все виды восточных сортов табака) и выращивания западных сортов табака типа Virginia u Burley. В трех областях уже развернут эксперимент по выращиванию этих сортов табака на площади 85 гектаров (в качестве сравнения можно привести тот факт, что в России экспериментальное выращивание табака по программе Philip Morris осуществляется на площади 10 га и началось лишь в 1993 г.);

2) Реконструкция табачно-ферментационных заводов;

Комплексный подход к решению проблем табачной промышленности позволил Укртабакпрому увеличить производство табака за год на 36%, а в перспективе планируется увеличение еще на 16%. Это значит, что проблемы поставки табака в украинские табачные фабрики решены полностью, и что контроль за поставщиками этого сырья для табачных фабрик, которые являются составной частью маркетинговой микросреды для них, осуществляется вышестоящим ведомством.

Поставщики фильтров.

Ацетатные фильтры

В России нет мощностей по производству ацетатных фильтров. Фактически все поставки ацетатных фильтров в страны СНГ осуществлялись единственной на территории бывшего СССР фабрикой по их производству, которая находится в Армении, но после землетрясения и начала конфликта с соседним Азербайджаном поставки практически прекратились.

Последняя импортная поставка ацетатных фильтров в Россию, была осуществлена на петербургскую фабрику "АС Петро" при посредничестве ее зарубежного партнера R.J.R.

Только московская фабрика "Ява" выразила желание производить на своей территории ацетатные фильтры и активно ищет западного партнера для организации этого производства. Фабрика производит 9.8% сигарет в России, а ее производственные мощности составляют 9.39% всех мощностей табачной промышленности.[27] Около 50% своих валютных средств ($5 - 6,000,000)[28] фабрика тратит на закупку фильтров за рубежом, что определяет решающее
значение иностранных поставщиков для формирования маркетинговой микросреды и нормального функционирования фабрики.

Бумажные фильтры

Рабочая группа, проводившая маркетинговое исследование, данные из которого легли в основе этой работы не нашла никакой информации о бумажных фильтрах, за исключением того, что производители заменяют при необходимости ацетатные фильтры на бумажные. Соответственно отсутствуют данные о производителях и поставщиках бумажных фильтров в России.

На Украине сигаретные фильтры производятся на Заводе сигаретных фильтров. До 1991 г. завод производил шестикратные ацетатные фильтры (т.е. из одного шестикратного фильтра делаются фильтры для шести сигарет). Объем производства составлял 2.5 млрд. штук в год, что полностью покрывало спрос на ацетатные фильтры в стране.[29] В 1992 г. возникли проблемы с поставкой основного сырья для производства фильтров - ацетатного волокна, которое ввозилось преимущественно из Армении и частично по импорту. По этой причине завод перешел на производство бумажных фильтров. Так или иначе этот завод, являясь практически монопольным поставщиком фильтров для табачных фабрик Украины, оказывает сильное влияние на формирование микросреды этих предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...