Общие сведения о фабриках.
Фабрика "Дукат" (г. Москва) Фабрика занимает третье место среди крупнейших производителей табачных изделий в России, приватизирована (30% акций находятся в руках государства). В настоящее время работает над проектом создания совместного предприятия с фирмой LIGGET & MEYERS. Ростабакпромом не контролируется и не является членом Ассоциации производителей табачных изделий. Объем производства составляет 13 млрд. штук в год. Проектная мощность оценивается в 14.4 млрд. штук в год. Фабрика "Ява" (г. Москва) Являясь самой крупной табачной фабрикой России (и в бывшем СССР), "Ява" до сих пор не образовала совместного предприятия и не была приватизирована. В течение последних лет производство сократилось (но незначительно) по причине финансовых затруднений, оказывающих свое влияние на поставки фильтров, бумаги, табака и запчастей к оборудованию. Однако прибыль фабрики увеличилась, несмотря на высокие налоги и введенные акцизы на табачную продукцию. Средняя зарплата на фабрике составляет 85.000 рублей ($55), а максимальная - 120.000 - 155.000 рублей ($82 - $103) по состоянию на декабрь-месяц 1993г. Объем производства составил в 1992 г. - 15 млрд. штук, а в 1993 г. - 15,3 млрд. Проектные мощности оцениваются в 17 млрд. штук в год. Виды выпускаемых сигарет представлены сигаретами только восточного типа (т.е. все изделия выпускаются только на основе восточных сортов табака), из которых 9.5 млрд. сигарет с фильтром 2.5 млрд. сигарет без фильтра 3.0 млрд. папирос А/О "Нево Табак" (г. Санкт-Петербург) А/О занимает седьмое место среди российских производителей табачных изделий, недавно было приватизировано, не находится в подчинении Ростабакпрома, не является членом Ассоциации производителей табачных изделий.
Объем производства табачной продукции составил 1992г. - 10 млрд. штук, 1993 г. - 9,8 млрд. Проектная мощность оценивается в 9.5 млрд. штук в год. Виды выпускаемых сигарет представлены: 7.6 млрд. сигарет без фильтра, 1.2 млрд. сигарет с фильтром и 1.2 млрд. папирос. "R.J.R. Петро" (г. Санкт-Петербург) Фабрика занимает второе место по объему производства среди российских табачных фабрик и является крупнейшим производителем папирос в России и в бывшем СССР. Приватизирована в декабре 1991 г. Недавно образовала совместное предприятие с R. J. Reynold’s, которой принадлежит контрольный пакет акций (52%), под названием "R.J.R PETRO". В настоящее время производит только сигареты восточного типа, однако выступает агентом по продаже сигарет R.J.R. на российском рынке. Число занятых составляет 1441 человек, 1228 из которых заняты непосредственно на производстве, 156 в непроизводственной сфере и 57 человек - административный персонал. Объем производства составил в 1992 г. - 14 млрд. штук, а в 1993 г. - 20,8 млрд. Проектные мощности оцениваются в 15.4 млрд. штук в год. Виды выпускаемых сигарет представлены: 4.2 млрд. сигарет без фильтра, 2.8 млрд. сигарет с фильтром, 7.0 млрд. папирос. Фабрика располагает 12 лини ми по производству папирос, что позволяет ей в значительной степени оторваться от ближайших конкурентов "Нево Табак" и фабрики в Ярославле, каждая из которых располагает только 2 такими лини ми. Фабрика "Смирнов" (г. Краснодар) Фабрика "Смирнов" занимает дев тое место среди российских табачных фабрик по объему производства. Не приватизирована. Находится в стадии переговоров о создании совместного производства с корпорацией Philip Morris сигарет восточного и американского типа. Объем производства составил в 1992 г. 6 млрд. штук, а в 1993 г. - 6,4 млрд. Проектная мощность оценивается в 7.3 млрд. штук в год.
Киевская табачная фабрика Фабрика занимает четвертое место среди производителей табачных изделий Украины. Не приватизирована. Не имеет иностранного партнера, однако были установлены контакты с фирмой Morgan Grenfell (Англия) при посредстве диаспоры и с фирмой Merill Lynch (США) при посредстве Госкомимущества. Последняя из этих фирм, по сведениям руководства фабрики, заинтересована в участии в приватизации всех табачных фабрик на Украине. Объем производства составляет 7 млрд. штук в год (1992г.). Проектная мощность оценивается в 10 млрд. штук в год Техническое состояние фабрик. Фабрика "Дукат" (г. Москва) Оборудование фабрики включает в себя машины фирмы Molin, модель №9, и машины итальянского производства, находящиеся в эксплуатации, как минимум, 10 лет. Фабрика "Ява" (г. Москва) Оборудование составляют машины старых образцов. Табл. 7 ОБОРУДОВАНИЕ ФАБРИКИ "ЯВА" Вид оборудования Срок эксплуатации Скорость Molin № 8/9 8 - 20 лет 3200 сиг/мин Hauni Proteus 8 и более 7200 сиг/мин Garant 9 и более 4000 сиг/мин ______________________ Источник: Внутренняя отчетность табачной фабрики "Ява" за 1992 - 1993гг. Киевская табачная фабрика Оборудование фабрики представлено двумя новыми машинами и несколькими старыми машинами (более 20 лет в эксплуатации) фирмы "Molin". Информация об оборудовании фабрик А/О "Нево Табак", "R.J.R. Петро" (г. Санкт-Петербург) и "Смирнов" (г. Краснодар) отсутствует. Перспективы развития. Фабрика "Дукат" (г. Москва) Объявленная стратегия ограничивается производством сигарет восточного типа и опирается на низкие цены на этот тип сигарет и на пристрастия российских потребителей табачных изделий, предпочитающих восточный табак. Планируется строительство нового филиала фабрики в Подмосковье. Планируемый объем производства фабрики, после открытия этого филиала составит 22 - 30 млрд. штук в год.[44] Руководство фабрики выразило свое стремление обеспечить в достаточной мере свое производство поставками оборудования, сырья и материалов. Они также проинформировали о разработке крупной инвестиционной программы в области производства сигаретной бумаги, которая связана с одним из заводов ВПК, выполняющего ранее государственные заказы на производство специальной бумаги по высокой технологии для проведения космических исследований.
Фабрика "Ява" (г. Москва) Руководство фабрики считает, что российские законы не позволяют и не позволят в будущем осуществлять выгодное сотрудничество с западными фирмами. "Ява" не будет стремиться к созданию совместного предприятия по производству сигарет. В связи с закрытием завода по производству ацетатных фильтров в Армении, которое повлекло за собой постоянные затраты 50% валютных средств фабрики ($5 - $6 млн.) на закупку фильтров, "Ява" отдает предпочтение созданию совместного предприятия в области производства фильтров. Однако, по мнению руководства фабрики, на инвестиции со стороны государства надеяться не приходится, а с другой стороны, отсутствуют любые гарантий для иностранных инвесторов. Остальная часть валютных средств фабрики направляется на закупку табака и запчастей для оборудования. Будущая стратегия фабрики включает в себя преимущественное производство сигарет восточного типа, разработку и внедрение производства собственных марок сигарет, увеличение качества используемого табака и открытие дистрибьюторского подразделения, которое будет заниматься реализацией продукции фабрики и подчиняться непосредственно ей. Идет процесс приватизации фабрики.[45] А/О "Нево Табак" (г. Санкт-Петербург) В июле 1992г. был подписан протокол о намерениях с фирмой Rothmans Ltd. с целью создания совместного предприятия. После его создания намечается открытие новой табачной фабрики за пределами города. Уже куплен земельный участок (9 га) с инженерными сооружениями под строительство новой фабрики. В соответствии с планами А/О за 2 года объем производства новой фабрики должен достигнуть 2 - 3 млрд. штук, из которых 1.2 млрд. будут экспортироваться. Планируется, что к 1995 г. фабрика будет производить высококачественные сигареты в количестве 10 - 20 млрд. штук для внутреннего рынка и на экспорт. Старая фабрика продолжит производство сигарет без фильтра и папирос восточного типа.
Из-за установления "космических цен" на урожай табака '92 г., '93 г. в СНГ, А/О заключило договоры по импорту табака марок Mauro u Gebel. Руководство считает, что в дальнейшем А/О будет продолжать закупки табака за границей. Планы развития А/О строятся на основании оценки, что в России потребляются 70% сигарет, произведенных на основе восточных сортов табака и 30% на основе западных сортов. По прогнозам экспертов А/О, спрос на папиросы (типа "Беломорканал") в течение ближайших 30 лет сократится до нулевого уровня. В связи с этим в дальнейшем производство папирос на фабрике будет сокращаться.[46] "R.J.R. Петро" (г. Санкт-Петербург) Развитие фабрики в последнее время представляет интерес с точки зрения своей показательности и, судя по всему, она будет развиваться быстрее своих сегодняшних конкурентов и в скорое время опередит их. Планы R.J.R, который является главным партнером фабрики, предусматривают крупные инвестиции в недавно созданное СП: в ближайшие 4 года инвестиции состав т $25 млн. и будут направлены на закупку 6 итальянских линий "Sassibo". Что касается политики по разработке новых марок и производству табачных изделий, фирма намеревается сохранить и в дальнейшем существующее соотношение производства сигарет и папирос (50%/50%). Фирма, со своей стороны, будет стремиться улучшать качество выпускаемых папирос и, согласно существующим планам, перейдет на производство длинных папирос с золотым мундштуком, с которыми можно будет выйти впоследствии на западные рынки. Это связано и с тем, что спрос на производимые в настоящее время фабрикой папиросы постоянно падает. Фирма намерена прекратить производство "общесоюзных" марок сигарет в течение двух ближайших лет и уже работает над созданием своих собственных марок "Санкт-Петербург" и "Петр I". Это означает, что фирма будет использовать новые мешки табака, что, со своей стороны, предполагает использование новых сортов и поиск новых поставщиков табака. По этому поводу фирма уже провела переговоры с возможными поставщиками из Италии и Индии. В связи с этим фирма планирует строительство нового завода для переработки итальянского и индийского табака, под который уже куплен земельный участок. В ближайшем будущем, но не ранее, чем через 2 года, фирма планирует наладить производство таких всемирно известных марок как Camel, Winston, More, Monte Carlo и Magna, на основе импортных материалов и сырья, и местной сборки. Фабрика "Смирнов" (г. Краснодар) а) В области производства Фабрика "Смирнов" предоставит для СП, которое создала вместе с корпорации Philip Morris, производственные площади, рабочую силу, землю и электроэнергию. После проведения реконструкции, фабрика планирует в течение ближайших двух лет увеличить свою производственную мощность почти в три раза - с 6 до 15 млрд. штук в год - при проектной мощности 25 млрд. штук в год. Такое увеличение выведет ее в первую пятерку табачных фабрик России.
б) В области разработки и внедрения в производства новых марок сигарет Работа в этой области на новом СП будет вестись по двум направлениям: 1) Улучшение качества российских марок сигарет, производимых на фабрике (таких, как "Вольница", "Екатеринодар", "Общесоюзные", "Столичные" и "БАМ"); 2) Производство фирменных сигарет Philip Morris - Marlboro, Bond и др.[47] Киевская табачная фабрика Фабрика функционирует на условиях аренды с дальнейшим выкупом. Оценена Госкомимуществом в 150 млн. рублей. Планировалось провести приватизацию фабрики до конца 1992г. 35% акций было куплено предприятием сразу, для покупки 15% акций был взят кредит у государства, 25% было оставлено для иностранного партнера и, соответственно, 25% остались у государства. Предприятие разработало программу "минимум" иностранных инвестиций, опираясь на которую, оно вступает в контакт с возможными западными партнерами. В соответствии с этой программой начальные инвестиции должны составить: $5 млн. на закупку оборудования, $2 млн. на закупку материалов и $2 млн. на закупку табака. Программа "максимум" предполагает получение иностранных инвестиций в размере $20 млн. До настоящего момента было проведено уже 15 встреч по вопросу создания СП, однако, переговоры не продвигаются вперед главным образом по причине того, что фабрика является все еще государственной. В планы предприятия входит осуществление запуска в действие линии по производству собственных марок сигарет, таких как "Дипломат", "Славутич" и "Киев". Уже была произведена первая партия сигарет "Дипломат" (0.5 млрд. штук). В дальнейшем планируется выход на западный рынок с новыми марками сигарет. В частности украинская диаспора в Канаде и Греции уже про вила интерес к этим маркам и готова купить уже сейчас определенное их количество. Доля этих сигарет в производстве предприятия должна достигнуть к 1995г. уровня 20 - 30%. В соответствии с программой Укртабакпрома в будущем объем производства Киевской табачной фабрики для внутреннего рынка должен ограничиться уровнем потребления табачных изделий в Киеве. Заключение Логическим завершением любого исследования маркетинговой среды является представление полученных результатов в форме определенных выводов и рекомендаций. Рекомендации представляют собой "предложения о будущих действиях компаний или фирм, основанные на собранных данных, которые обычно составляются в письменной форме и должны быть понятны для людей, которые будут читать эти предложения ".[48] Мое исследование включает в себя несколько этапов. В первой главе выяснил основные понятия своей работы, и, в первую очередь, понятие маркетинговой среды. Далее внимания заслужила первая ее составляющая - макросреда. С точки зрения конкретного экономического субъекта (табачных фабрик России и Украины) рассмотрены и факторы, ее образующие, такие как политическая, экономическая, демографическая, социальная и культурная среда и пр. Во второй главе более подробно исследуется микросреда предприятий табачной промышленности, которая определяется факторами имеющими непосредственное отношение к фабрикам, такими как поставщики, конкуренты, клиентура, контактные аудитории, посредники. Это позволило вы вить влияние всех вышеперечисленных факторов на функционирование предприятий табачной промышленности в условиях перехода к рынку, определить тенденции их развития. Поэтому в результате проведенного исследования маркетинговой среды предприятий табачной промышленности России и Украины представляется целесообразным дать некоторые обобщающие рекомендации и выводы. Проведенный анализ микро- и макросреды предприятий табачной промышленности России и Украины позволяет сделать следующие выводы: 1) Экономическая конъюнктура как фактор макросреды предприятия оказывает существенное влияние на его развитие. В России сложилась более благоприятная экономическая среда, чем на Украине, что, со своей стороны, привело к разработке и применению различных стратегий развития предприятий: в то время, как на Украине фабрики надеются только на помощь извне и уповают на программы, разработанные Укртабакпромом, крупные российские фабрики обособились, отделились от вышестоящих ведомств и приступили либо к самостоятельному поиску иностранных партнеров, либо к реорганизации своими собственными силами производства и сбыта своей продукции. 2) Политические и социологические факторы макросреды действуют благоприятно на формирование стратегии развития табачных фабрик. Во-первых, приняты законы, которые поддерживают предпринимательство, способствуют развитию частной инициативы, а изменения в законодательстве об инвестициях и совместных предприятиях благоприятствуют притоку иностранных инвестиций в эти предприятия. Но воздействие политической среды находится в прямой зависимости от стабильности экономических факторов, и именно поэтому на Украине оно проявляется в более слабой форме, чем в России. Социальное расслоение общества в конечном итоге способствует увеличению спроса на более дешевые табачные изделия со стороны бедных слоев населения, что оставляет за местными производителями незыблемые позиции на этом сегменте рынка. 3) Факторы научно-технической среды во многом играют сдерживающую роль в развитии табачных фабрик, прежде всего, из-за нехватки финансовых средств на закупку новейшего оборудования за границей либо на ассигнования его производства в стране. Это предопределяет использование в производстве фабрик физически и морально устаревшего оборудования и, как следствие этого, выпуск продукции низкого качества. 4) Проанализировав факторы маркетинговой микросреды фабрик, можно заключить, что они оказывают существенное влияние на стратегию развития предприятия. Так, например, российские фабрики полностью зависимы от иностранных поставщиков сырья, материалов и оборудования, что дает возможность только крупным или имеющим западного партнера фабрикам нормально функционировать. На Украине, наоборот, производители работают только с местными поставщиками и с местным сырьем, что приводит к выпуску низкокачественной продукции. 5) Конкурентные факторы все еще оказывают слабое влияние на микросреду фабрики ввиду, прежде всего, отсутствия четкой диверсификации марок сигарет и папирос, что зачастую не дает отдельному производителю возможности обособиться и выступать на рынке от своего имени. 6) Посредники и клиентура определяют значительную долю стратегии развития предприятий табачной промышленности. Принимая во внимание сложившиеся и устойчивые предпочтения потребителей табачных изделий, можно сделать вывод, что российские и украинские фабрик занимают прочные позиции на рынке сигарет, так как восточные сорта табака, применяемые при их производстве, предпочитают от 54 до 69% потребителей табачных изделий. 7) Анализ иностранных фирм, ведущих борьбу за долю рынка России, показывает, что это одни из крупнейших производителей сигарет в мире. Следовательно, российский рынок является привлекательным для инвестиций с их стороны, а сотрудничество с ними может принести немалую пользу российским производителям. Примером тому являются показатели развития за последние два года петербургского СП "R.J.R Петро" (См. Приложения) 8) Оценив всех факторы маркетинговой среды, можно предложить два возможных, с моей точки зрения, пути развития табачных фабрик России и Украины: либо создание СП с крупными западными партнерами, либо привлечение внутренних инвесторов, поскольку создание ассоциации или укрупнение (как например, Ассоциация производителей табачных изделий) не дают ощутимых результатов. 9)Привлекательность украинского рынка в силу общего снижения уровня жизни и спада в производстве представляется довольно слабой по сравнению с привлекательностью российского рынка. Местные производители не выдерживают конкуренцию с иностранными фирмами (импорт сигарет на Украину превышает импорт в Россию на 15%), которые пока еще очень осторожны в своих действиях на пути завоевания украинского рынка. Результаты данного исследования маркетинговой среды, на мой взгляд, могут быть использованы фирмами при внедрении на российский рынок с целью завоевания определенных позиций (рынок сигаретной бумаги, табачных изделий, фильтров, табака), создании СП с российскими и украинскими фабриками, а также местными фабриками при разработке стратегии развития фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики. Список литературы 1. Герчикова И. Н., "Маркетинг и международное коммерческое дело", Москва, Внешторгиздат, 1990г. 2. Герчикова И. Н., "Маркетинг. Организация и технологи ", Москва, изд. Школы международного бизнеса МГИМО, 1990г. 3. Котлер Ф., "Основы маркетинга", Москва, "Прогресс", 1993г. 4. Эванс ‑ж. М., Берман Б., "Маркетинг", Москва, "Экономика", 1993 г. 5. Заварский Л., "Реальность и перспективы развития табачной промышленности", "Экономика и жизнь", №5, 16я января 1994г. 6. Иванов И., "Реформа и приватизация на Украине”, "Экономика и жизнь", №67, 17 сентября 1993 г. 7. Ковалев А., "Табачный концерн R. J. R. расширяет свою деятельность в России", "Коммерсантъ - Daily" №115, 27 июня 1992г. 8. Смирнов В., "Philip Morris создает СП в Краснодарском крае", "Коммерсантъ-Daily", №43, 10 марта 1993г. 9. Смирнов В., "Philip Morris разворачивается на Кубани", "Коммерсантъ-Daily", №69, 15 апреля 1993г. 10. Сычева В., "Путешествие из Москвы в Киев", "Коммерсантъ-Daily", №185, 5 октября 1993 г. 11. "Аргументы и факты" №40, 22 сентября 1993г. 12. "Аргументы и факты" №54, 8 декабря 1993г. 13. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Дукат" за 1992 - 1993 гг. 14. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Ява" за 1992 - 1993гг. 15. Внутренняя отчетность и годовой отчет общего собрания акционеров А/О "Нево Табак" за 1992 - 1993 гг. 16. Внутренняя отчетность табачной фабрики "АС Петро" за 1992 - 1993 гг. 17. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Коммунар" за 1993 г. 18. Внутренняя отчетность Киевской табачной фабрики за 1993г. 19. Материалы Укртабакпрома за 1992 - 1993г. 20. Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. 21. United States Department of Agriculture Report, Washington, 1989 - 1993гг.
[1]. Фили Котлер. "Основы маркетинга", М. 1993г., "Прогресс", с. 47 [2]. Дж. М. Эванс, Б. Берман "Маркетинг", М. 1993г., "Экономика”, с. 20. [3]. Дж. М. Эванс, Б. Берман "Маркетинг", М. 1993г., "Экономика”, с. 21. [4]. Фили Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. [5]. Фили Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 47 [6]. Там же, с. 56 [7]. Доклад Ростабакпрома в Правительство РФ от 7.02.1993г. [8]. Фили Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 47 [9]. Фили Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 161 [10]. United States Department of Agriculture Report, Washington, 1993г. [11].я Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. 12. Заварский Л., "Реальность и перспективы развития табачной промышленности", "Экономика и жизнь", №5, 16 января 1994г. [13]. По данным Укртабакпрома за 1992г. [14]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 166. [15]. Заварский Л., "Реальность и перспективы развития табачной промышленности", "Экономика и жизнь", №5, 16 января 1994г. [16].я Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. [17]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 167. [18]. По данным Укртабакпрома за 1992г. [19]. Заварский Л., "Реальность и перспективы развития табачной промышленности", "Экономика и жизнь", №5, 16 января 1994г. 20. Доклад Ростабакпрома в Правительство РФ от 7.02.1993г. [21]. "Коммерсантъ",№91 за 1994г. [22]. По данным фабрики "Ява", Москва. [23]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 143. [24]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 144. [25]. United States Department of Agriculture Report, Washington, 1993г. [26]. Там же. [27].я Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. [28]. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Ява" за 1992 - 1993гг. [29]. Данные Укртабакпрома. [30]. "Аргументы и факты" №40, 22 сентября 1993г. [31].я Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. [32]. Данные Укртабакпрома. [33]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 145. [34]. По данным Укртабакпрома за 1993г. [35]. По данным "А.С. Петро", Санкт Петербург. [36]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 148. [37]. United States Department of Agriculture Report, Washington, 1993г. [38]. Филипп Котлер. "Основы маркетинга”, М. 1993г. с. 149. [39]. "Коммерсантъ - Daily" №22 за 1994г. [40]. Рекламная брошюра R. J. R. Petro, Ст.-Петербург, 1992г. [41]. Ковалев А., "Табачный концерн R. J. R. расширяет свою деятельность в России", "Коммерсантъ - Daily" №115, 27 июня 1992г. [42]. Смирнов В., " Philip Morris разворачивается на Кубани", "Коммерсантъ-Daily", №69, 15 апреля 1993г. [43]. Смирнов В., " Philip Morris разворачивается на Кубани", "Коммерсантъ-Daily", №69, 15 апреля 1993г. [44]. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Дукат" за 1992 - 1993 гг. [45]. Внутренняя отчетность табачной фабрики "Ява" за 1992 - 1993гг. [46]. Годовой отчет общего собрания акционеров А/О "Нево Табак" за 1992 - 1993 гг. [47]. Смирнов В., " Philip я Morris создает СП в Краснодарском крае", "Коммерсантъ-Daily", №43, 10 марта 1993г. [48]. Дж. М. Эванс, Берман Б., "Маркетинг", Москва, "Экономика", 1993 г., стр. 77.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|