Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История изучения воображения в зарубежной и отечественной психологии




Выпускная квалификационная работа

Специальность 050144

«Дошкольное образование»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

История изучения воображения в зарубежной и отечественной психологии

Воображение как психический процесс

Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и форм воображения

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цели, задачи и методика исследования

Сущность экспериментальной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос о развитии воображения в дошкольном возрасте давно занимает прочное место в ряду актуальнейших педагогических проблем. В современных социокультурных условиях жизни российского общества, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов умение неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Основы подобного отношения к действительности закладываются с раннего детства и не возможны без развития воображения.

Весьма часто практика дошкольного воспитания строится на усвоении детьми различных эталонов, даваемых детям в готовом виде, что не способствует творческому продвижению школьников. Многие современные ученые (А.Н Леонтьев, И.М. Шадрина, Г.Ф.Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова, И.Л.Зайцева, В.С.Кукушкин, Г.Г Ларин, Н.А.Румега, В.И.Шатохина, Е.А.Медведева) обращают внимание на то, что проблема формирования творческих качеств, несмотря на многолетние исследования в данной области, по-прежнему остается открытой.

В настоящее время учеными выделены три стадии развития воображения в детском возрасте, а также три основных показателя в развитии функции воображения. Это опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции.

Разработка и основание современного производства, организация бытовой среды требуют от подрастающего поколения творческого, нестандартною мышления, умения найти собственное, неповторимое решение той или иной задачи. Надо сказать, что в дошкольных программах в последнее время постепенно усиливается творческий аспект обучения, но преобладающим является интерес в основном к одному виду творческой деятельности детей, нередко за счет других.

Однако, как показывают научные исследования, а также практический опыт, фактически все разновидности художественного творчества строятся на принципиально другой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез», а свободное оперирование соответствующими образами. Поэтому возникает необходимость научить детей в процессе творческой работы пользоваться элементами, входящими в структуру художественного образа, и воплощать первоначальный замысел в детализированный образ в своих изделиях.

В 40-е годы учеными Е.Флериной, К.Головской, Л.Пеньковской рассматривался вопрос о соотношении обучения и творчества детей [5, с.29]. Значительный вклад в изучение проблемы внесен работами Н.Сакулиной, А.Усовой, освещавших различные аспекты взаимосвязи творчества и обучения, места творчества в системе работы с дошкольниками [16, с.15].Однако проблема комплексного рассмотрения развития воображения до настоящего времени остается открытой.

Актуальность работы определяется необходимостью поиска эффективных способов развития воображения как важнейшего психического процесса, во многом определяющего успешность дальнейшей учебной деятельности и личностного развития дошкольников.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование проблемы развития творческого воображения как важного психического познавательного процесса у дошкольников в процессе игровой деятельности.

В соответствии с целью были определены следующие задачи работы:

    Изучение проблемы в историческом аспекте; анализ специальной литературы, связанной с развитием воображения детей дошкольного возраста.

    Рассмотрение сущности понятия воображение как психического познавательного процесса.

    Изучение способов диагностики развития творческого воображения дошкольников.

    Проведение экспериментальной работы по апробации эффективных способов развития творческого воображения младших школьников.

Объектом исследования является творческое воображение детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают эффективные способы развития творческого воображения в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.

Методологической основой проводимого исследования стали основные положения психолого-педагогической науки о формировании и развитии познавательных процессов личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы развития воображения школьников, история изучения поставленной проблемы в зарубежной и отечественной психологии, возрастные и индивидуальные особенности видов представления и форм воображения детей дошкольного возраста.

Вторая глава посвящена описанию практической деятельности по развитию творческого воображения детей. Предметом анализа стали условия, принципы и эффективные методы развития воображения дошкольников.

В заключении подводится итог данного исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы, освещенной в выпускной квалификационной работе. В конце дана библиография, составленная по алфавитному принципу, в которой представлены источники по психологии, общей и дошкольной педагогике.

 

1.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Современная психология рассматривает воображение как важнейший психический процесс, определяющий успех детского творчества. В зарубежной науке экспериментальное изучение данного процесса стало предметом внимания ученых с 50-х годов XX века. Большинство работ, посвященных этому вопросу, базируются на теории творческого (креативного) интеллекта, разработанной Дж. Гилфордом и его последователями. В качестве основного использовался метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов. Наибольшую известность приобрела методика, разработанная в 1965 году английским ученым Е.Торренсом, применяемая для изучения творческого мышления ребенка [7,с. 85].

Спектр проблем, связанных с развитием воображения детей весьма широк. Так, ученые Дж. Моран, Р. Мильграм, Дж. Сойер, В. Фу пришли к выводу, что оригинальность мышления детей школьного возраста относительно независима от общего уровня интеллекта, но тесно связана с наличием четкого замысла в продуктивной деятельности. Выявлены факторы, связанные с высокими творческими достижениями [ 5,с.72]:

· уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойер и др., 1984 г.);

· общение, принятие роли (Дж. Коннели, А.Дойл, 1984г.);

· использование языка и стремление к лидерству (В. Фу, Х. Кенноди, 1982 г.);

- возможность самовыражения, интересы и уровень образования родителей (Т. Ковач, 1984 г.).

С Маккейтсон в 1982 году разработал методику изучения особенностей развития детского воображения на материале особого его вида - создания паракосма, т.е. построения ребенком целостного «придуманного» фантастического мира, что является показателем высокого уровня художественных способностей. Ученый пришел к выводу, что тип активного воображения характеризуется изменением построения содержания фантастических образов в течение трех периодов:

· 3- 6 лет,

· 7-12 лет,

·  13-18 лет.

В работах Х.Розенберг и П.Пинчиотти (1983-1984 гг.) разрабатывается программа изучения процесса воображения в драматической активности и в ролевой игре у детей, где центральным понятием выступает «образ». При этом воображение понимается как навык, ориентированный на получение продукта, требующего четкого образа и высоко развитой образной способности.

Проведенный обзор исследований в современной зарубежной психологии по вопросу изучения воображения и творчества детей позволяет сделать некоторые выводы:

· в настоящий период происходит переориентация исследований на изучение качественных характеристик детского воображения, однако, до сих пор не разработаны общепризнанные теории развития воображения и творчества;

· значительные успехи в области изучения воображения и творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста достигнуты в рамках теории креативного интеллекта.

В.Синельников обращает внимание на то, что особенностью нынешнего состояния разработки проблемы является отсутствие специальных экспериментов и работ, затрагивающих сферу взаимодействия ребенка и взрослого в развертывании воображения. Он же отмечает: «проблема диагностики детского воображения и творчества остается не решенной в современной зарубежной психологии» [12,с. 70].

В отечественной науке значительной вехой в изучении вопроса стал труд Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». Психолог придавал особое значение развитию данного познавательного процесса в дошкольном возрасте, поскольку считал его центральным психологическим новообразованием дошкольного периода, в младшем школьном возрасте данный процесс также крайне значим для успешного личностного развития ребенка. Воображение он определяет как «умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания» [4, с.35].

Как и большинство исследователей, Л.С.Выготский обращает внимание на сложность творческой комбинирующей деятельности, на ее постепенное развитие от элементарных к более сложным формам. Психолог формулирует закон, определяющий характер связи исследуемого процесса с действительностью: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» [2, с. 98]. Он выделяет основные факторы, от которых зависит деятельность воображения: опыт, потребности, интересы, в которых эти потребности выражаются.

В последние годы, когда особенно остро встал вопрос о необходимости развития с самого раннего возраста творческих качеств, умение нестандартно мыслить, находить оригинальные, неординарные решения, проблема диагностики и создания оптимальных условий для успешного протекания данного познавательного процесса снова стала актуальной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...