Цели, задачи и методика исследования
В современной психологии для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. [13]. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учеником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого педагогического опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений, можно судить о сфере вторичных образов ученика и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представлений можно судить потому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня - решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун). Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности оригинальности, самостоятельности творческого процесса. Успешность решения образных задач тоже может служить критерием развития способности воображения, об этом же говорит и склонность ученика к различного рода сочинительству и изобретательству. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка в процессе его деятельности, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Никакое обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. То есть, деятельность предъявляет большие требования к воображению. Вместе с тем обучение способствует его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение дошкольника становится более точным, а творческое воображение более глубоким по своему содержанию [12,с. 138]. Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий, и, прежде всего организации правильной воспитательной работы [7,с. 19]. При отсутствии правильного педагогического руководства, развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в не желательном направлении. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей деятельности. Выделяют 3 группы показателей, по которым возможно оценивать уровень развития творческого воображения детей: 1. Показателями, характеризующими мотивационно-потребностный компонент и интерес, являются: активное восприятие предлагаемого материала, увлеченность деятельностью, положительное отношение к творчеству, возникновение интереса, сосредоточение на задании, эмоциональная отзывчивость, образное видение, способность «входить» в изображаемые, условные ситуации; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых ситуациях; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых условиях. 2. Показателями, характеризующими владение способами творческих действий, наличие структурных и операционных компонентов воображения, является степень целенаправленности воображения, преобразование знакомого материала, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания, умение ставить себя на позицию персонажа, передачи целостности замысла в действии, нахождение оригинальных приемов решения задач.
3. К показателям качества продукции детского творчества относятся: нахождение адекватных выразительно - изобразительных средств воплощения образов, сюжета, своеобразия манеры исполнения и характер своего отношения, соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям. Дополнительными показателями в оценке выполнения заданий на творческое воображение являются следующие: использование разных видов опор (словесный, наглядный) и помощи взрослого (эмоциональной, невербальной, вербальной, организующий, направляющей и обучающей) при выполнении творческих заданий. Неверно полагать, что однажды сформированные представления или возникший образ остаются у ученика неизменными и могут быть воспроизведены по первому требованию. В ходе познаний, общения, накопления опыта они обогащаются или, наоборот, теряют свою полноту и яркость; становятся более адекватными (реальными, научными) или же индивидуализируются, отражая субъективность видение данного человека. Изменившейся характер образов влечет за собой и изменение форм активности субъекта, регулируемых ими (например, повышение или утрата интереса смена деятельности и т.п. Наиболее успешно творческое воображение детей проявляется в художественной деятельности, которая является неотъемлемой частью всей системы образовательно-воспитательной работы в школе. Процесс развития воображения ребенка, как и всех его психических особенностей, будет происходить успешно в том случаи, если для этого будут созданы благоприятные педагогически целесообразные условия. Психологи неоднократно обращались к исследованию этого вопроса. В работах Л.С. Выготского, А.А. Зарудиной, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной проблема создания необходимых условий для становления детского воображения получила всестороннее и подробное освещение [5,с. 271]. Данный познавательный процесс не возможен при отсутствии жизненного опыта, запаса представлений памяти. Поэтому важнейшее условие развития воображения - расширение и обогащение опыта ребенка. Чем разнообразнее и насыщеннее представления дошкольников об окружающем мире, тем активнее развивается их воображение. Его становление происходит постепенно, от более простых форм к сложным, на каждой возрастной ступени оно имеет собственное выражение. Л.С. Выготский, сформулировав закон прямой зависимости творческой деятельности воображения от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, определяет также четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с окружающим миром, действительностью [2, с. 63].
) Продукты воображения всегда создаются из элементов, имеющихся в прежнем опыте человека и присутствующих в действительности. Они могут образовывать различные комбинации. Например: дети, рисуя избушку на курьих ножках, заимствуют элементы из жизненного опыта, но сочетания, комбинации деталей реальности (крыша, дуб, лес) у всех детей отличаются друг от друга. ) Вторая форма связи становится также возможной благодаря опыту - чужому или социальному. Она формирует из этого опыта новые комбинации, которые образуются не между элементами фантазии и действительностью, а между уже имеющимся, готовым продуктом фантазии и достаточно сложным явлением реальности. Например: дети описывают джунгли не разу не побывав там, опираясь на чужой имеющийся опыт. В этом случае воображение приобретает функцию расширения опыта ребенка, так как он может вообразить, представить то, чего не видел, но с чем знаком по чужому рассказу, описанию. ) Третья форма связи реальности воображения - связь эмоциональная. Она взаимонаправлена. С одной стороны любое чувство, эмоция обретает в сознании человека определенный образ, соответствующий этому чувству. Эмоция способствует как- бы подбору впечатлений, мыслей, образов, созвучных данному настроению, владеющему человеком в настоящий момент. ) Четвертая форма связи заключается в том, что создание фантазии могут образовывать принципиально новые, не имевшие место в прежнем опыте человека и не соответствующие реально существующим предметам. Данная форма наиболее типична для деятельности взрослых людей.
Таким образом, воображение находится в прямой зависимости от богатства и многообразия прежнего опыта индивида, как собственного, так и заимствованного у других людей. Опыт является тем материалом, на основе которого создаются построения фантазии. Чем шире опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение. Следовательно, расширение и обогащение опыта ребенка является важнейшим условием развитием детского воображения. Л.С. Выготский определяет еще одно непременное условие [2,с.38]. Развитие воображение будет происходить успешно, если будет продумана система упражнений в этой деятельности. Все это приводит к выведению основополагающего условия, обеспечивающего успешность развития как всей познавательной деятельности ребенка, так и его воображения. Человек, который руководит этим процессом, должен быть творческой личностью. От личности педагога, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей зависит успех в развитии фантазии, творческих задатков ребенка, его воображения. Е. Кравцова в статье «Развитие воображения» [8, с.118] формулирует необходимые условия, связанные с указанными выше: обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников - равноправный член. Функция взрослого при этом заключаются в следующем: ) он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности; ) организует жизнь и деятельность детей таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Для проведения экспериментальной деятельности важно определить принципы, т.е. те исходные положения, которые определяют деятельность педагога и характер познавательной деятельности детей. Л.Ю. Субботина рассматривает принципы как «своего рода правила для взрослых по развитию воображения ребенка» [36, 95]. Она предлагает опираться в работе на систему принципов, предложенных в рамках исследования одаренности детей по американской национальной программе М. Карне. Процитируем эти принципы [21, 66]: . Прежде чем преступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки. . Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании. . Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личности ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики. . Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства. . Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. . Процесс воображения происходит не изолированно, а в тесной связи с общим развитием содержанием детской деятельности. Принципы развития воображения соответственно должны органично вписываться в общий контекст правил, которыми руководствуется педагог для всестороннего развития детей. Существующие в педагогике дидактические принципы также, с нашей точки зрения, приемлемы для того, чтобы руководствоваться ими в организации работы по развитию детского воображения. Процесс становления воображения дошкольника невозможен без соблюдения принципа научности, принципы доступности, систематичности и последовательности, наглядности также необходимо соблюдать. Успешное развитие воображения каждого ребенка возможно в том случае, если педагог будет внимателен к его личности со всеми особенностями, отличающими его от других, то есть если учителем будет учитываться принцип индивидуализации и дифференциации. Вопрос о критериях оценки творческой деятельности, уровня развития творческих процессов является достаточно сложным. Исследование в этой области говорят о вариативности диагностических подходов в оценке уровня развития воображения и творчества дошкольников, что, в свою очередь, указывает на недостаточную разработанность проблемы [ 24, 67]. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной зарубежной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов в специально разработанных тестах[34,7]. Методологической основой большинства этих работ является теория креативного (творческого) интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями [34, 19]. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выведены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности. На основе этой теории были созданы некоторые тесты, где данный фактор является показателем творческих способностей ребенка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и получившая название ТТСТ (тесты творческого мышления Торренса) (Е.Торренс 1965.). Подходы к оценке творческих процессов можно разделить на две группы [34, 18]: Креативность рассматривается как продукт (D.Taylor, 1962; H.Hargreaves, 1927; I. Welch, 1960), оценивается качество самого продукта. Креативность рассматривается как процесс, где анализируются черты самого процесса (R. Arnheim, 1962). Анализируя механизмы зарождения воображения у детей, Н.Н. Палагина (1989) выделяет в качестве показателей воображения приемы построения игровых и словесных сюжетов, что позволяет выделить формы переноса действий детей на другие предметы и в другие условия. Это интериоризированные и схематизированные формы переноса [7, 134]. Г.Д. Кириллова (1971) при анализе сочинений детьми сказок выделяет в качестве показателей развитие творческого воображения детей наличие сюжета, характер переработки и комбинирование образов, восприятия и памяти, словесное обозначение внешнего облика персонажей, количество образов и образных ситуаций. По мнению О.М. Дьяченко (1990), наиболее адекватными для анализа творческих проявлений являются традиционные и широко используемые, в основном в зарубежной психологии, параметры оценки продуктов выполнение творческих заданий, фиксирующие наиболее существенные для творческих процессов показателей. Это такие параметры как, флуенция (количество правильных ответов), флексибильность (количество различных категорий ответов) и оригинальность (оценка частоты встречаемого ответа) [15, 99 ]. Автор считает, что использование данных параметров адекватны для оценки уровня развития творческих компонентов продуктивного воображения ребенка при анализе результатов выполнения специальных заданий. Это должны быть открытые задачи, допускающие различные решения, позволяющие ребенку, отталкиваясь от отдельных признаков действительности строить целостный образ воображений. В такой ситуации возможно выявление уровня развития собственно продуктивного воображения, оценка степени сформированности у детей его основных механизмов. В оценке художественных видов детского творчества Н.А.Ветлугина (1972) определяет три группы критериев [46, 124 ]: отношение к творчеству; способы творческих действий; качество детской продукции. Диагностировать воображение младших школьников можно разнообразными способами. Процедура диагностики способностей воображения. Метод чернильных пятен Роршаха. Он предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. Испытуемому предъявляется стандартный набор картинок с непонятными изображениями в форме пятен, и он должен сказать, что видит в этих пятнах, что они напоминают. Учитывается количество и качество ответов. Однако интерпретация метода очень сложна и требует высокого профессионализма. . Метод трех слов (тест Масселона). (Приложение № 2) Этот тест позволяет оценить продуктивность вербального воображения. Испытуемому задаются три существительных, и его просят за ограниченное время составить максимальное число предложений с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений. . Тест «Круги». (Приложение № 3) Он предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий к которым относятся эти объекты). Таким образом, успешное развитие детского воображения в докольном возрасте возможно только при наличии комплекса условий, при целенаправленной организации всей жизни детей, на расширение и обогащение их опыта, в совместной деятельности взрослых и детей. Взрослый учит и упражняет детей разнообразным способам творческой деятельности, организует окружающую среду так, чтобы она содействовала развитию воображения, побуждала его к творческой активности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|