Воображение как психический процесс
Рассмотрим, как в современной психологической науке определяется сущность понятия «воображение». В.Д. Шадриков рассматривает воображение «как психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [ 10,с.81]. С.Ю. Головин под воображением понимает «процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений» [5,с 82]. А. Ребер рассматривает воображение как «процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции» [10, с.148]. Е.С.Рапацевич определяет воображение таким образом: «это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [9, с.76]. Таким образом, из рассмотренных определений мы можем выделить общие характеристики воображения, отмеченные всеми авторами: · процессуальность; · опора на прошлый опыт; · новизна создаваемых образов. Воображение пользуется материалом, полученным восприятием и сохраненным памятью. К.Д.Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов - представлений [9,с. 89]. Но все же воображение - более творческий процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. Различают воображение произвольное (активное) и не произвольное (пассивное). Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творчески синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Разновидностью комбинирования является агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани и т.д. Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Акцентирование проявляется в нескольких специфических условиях: А) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека; Б) преувеличение или приуменьшение (дюймовочка); В) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Непроизвольное воображение характеризуется тем, что человек создает определенные образы без всякого намерения со своей стороны. К нему относятся образы - сновидения, которые создаются непреднамеренно, сами собой изменяются, вступая в причудливые сочетания друг с другом. Произвольное воображение в отличие от непроизвольного характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель представить что- либо и сознательно направляет работу своего воображения, исходя из имеющегося у него творческого замысла. На высших ступенях развития творчества в деятельности конструктора, изобретателя, ученого, художника воображение должно обязательно приобрести произвольный, целевой характер. Для того, чтобы достигнуть высоких общественно ценных результатов в своем творчестве, человек должен научиться сознательно подчинять работу своего воображения тем задачам, которые перед ним стоят. В произвольном воображении важную роль играет речь, словесное формулирование стоящих перед человеком задач [12; 18].
В зависимости от того, насколько воображение является творческим, различают творческое и воспроизводящее воображение. Воспроизводящее воображение - создает образы того, что уже есть, что уже известно, но что нами лично не было непосредственно воспринято. Воспроизводящее воображение обычно выступает в тех случаях, когда нужно создать образ какого - либо предмета или явления по его описанию. Ученик в процессе школьного обучения, когда он читает о каких - либо физиологических опытах, о животных, населяющие различные страны, о событиях отдаленного прошлого, принужден непрерывно пользоваться воспроизводящим воображением. Творческое воображение в отличие от воспроизводящего характеризуется самостоятельным созданием образов новых предметов, мысленным преображением действительности. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и субъективно новое. Объективно новые образы - это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Особой формой творческого воображения является мечта. Мечта - есть воображение, направленное на более или менее отдаленное будущее, причем желаемое будущее. Ценность мечты определяется связью ее с действительностью, ролью ее в деятельности человека. К образам воображения очень близки представления. Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученным восприятием и сохраненным памятью. К.Д.Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов - представлений [9, с.81]. Представление выступает механизмом воссоздающего воображения. Представления относятся к числу вторичных образов, которые в отличии от первичных (ощущения, восприятия), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами воображения. В.Д. Шадриков представляет представления, как «психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов» [10, с.80]. Продуктом или конечным результатом представления является образ - представление или вторичный чувственно - наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.
В психологии представления квалифицируются следующим образом: 1. В зависимости от особенности предмета различают представления: · визуальные (за которыми стоит конкретный образ) · абстрактно-логические (за которыми стоят абстрактные понятия) Визуальные представления по модальному признаку (Б.Г.Ананьев) различают: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические. [13, с.97]. . В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют представления: · о пространстве; · о времени. На основании временной отнесенности представлений образы дифференцируются на: · Репродуктивные · антиципирующие (предвосхищающие) (Ж.Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическими (представления о неподвижном объекте) б) кинетическим (представление о разных видах движения) в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное). Процесс представления обычно понимается в двух смыслах: как создания образов - представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер. Таким образом, рассмотренный в данном параграфе материал позволяет сделать следующие выводы. Воображение как психический процесс имеет достаточно длительную историю изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке. Оно является одним из важнейших условий для успешного развития детей дошкольного возраста. Ученые выделяют следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение тесно связано с представлениями, являющимися вторичными образами. Воображение носит процессуальный характер, то есть способно развиваться во времени. В дошкольном возрасте на развитие воображения в значительной мере оказывают влияние возрастные и индивидуальные особенности детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|