Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и форм воображения




Проблема, связанная со спецификой возрастных и индивидуальных особенностей видов представлений и форм воображения, в разных аспектах исследовалась учеными В.Д.Шадриковым, Н.П.Анисимовой, Е.Н.Корнеевой, М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик и другими. Уровень развития представлений различной модальности может быть не одинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчетливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. На уроке физики, например, следует не просто рассказать о двигателе внутреннего сгорания, а зарисовать его схему, дать возможность познакомиться с работающей моделью, вплоть до того, что просто потрогать руками. Это обогатит представление новым содержанием, сделает их более точными, яркими и отчетливыми у всех учащихся. Сформированные таким образом представления гораздо лучше сохраняются в памяти.

Воображение может существовать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ребенка (Л.С.Выготский) [2,с. 27]. Так, если свободная фантазия (воображение на вольную тему) почти не доступна дошкольнику, то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления и, наконец, новый скачок в развитии воображения наступает в конце подросткового - начале юношеского возраста, когда на первый план выступают более или менее реалистические мечтания и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.

В психическом развитии дошкольник проходит ряд периодов, отличающихся своеобразием возрастных характеристик. Основное направление в развитии детского воображения-это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний.

Воображение дошкольника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни. В дальнейшем появляется творческая переработка представлений.

Характерной особенностью воображения дошкольника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ. Значительные изменения происходят в самих образах воображения, создаваемых младшими школьниками. Так, первоначально изображения предметов н людей по представлению отличаются бедностью и нерасчлененностью: две-три части, две-три детали (например, голова, туловище и ноги у человека). Постепенно образы становятся полнее, увеличивается число деталей. Наряду с развитием целостности образы воображения дошкольника становятся все более и более дифференцированными

Образы, создаваемые детьми во время игр, отличаются яркостью и живостью. Наблюдается критическое отношение к образам сказок: дети начинают четко различать - что реально, а что придумано.

Речь дошкольников становится более содержательной, усложняются ее грамматические формы. Характерная черта возраста - склонность к словотворчеству, в котором проявляется уже ощущение языка. На данном этапе для развития большую роль играют рисование, лепка, элементарное конструирование, что развивает эстетические чувства учеников, помогает глубже понять окружающий мир [13,с. 18].

В дошкольном возрасте в физиологическом плане продолжается укрепление костно-мышечной системы, улучшается координация движений. В этом возрасте дети менее импульсивны и сдержанны, усиливается регулирующая функция коры больших полушарий. Идет процесс расширения и углубления восприятия окружающего мира под действием игры, элементарных форм трудовой деятельности и специальных занятий лепкой, рисование, конструированием.

У дошкольников формируется способность в определенных пределах планировать свою деятельность, организовывать ее. Воображение детей становится более разнообразным по своим проявлениям и более содержательным. Развивается творческое воображение, особенно ярко проявляющееся на данном этапе в играх. Дети способны представлять, что они будут делать, рисовать, во что играть.

В дошкольном возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности - стремление к словесному общению со сверстниками и взрослыми, расширяется словарный запас ребенка. Заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно.

Как видим, в дошкольном возрасте закладываются те основы, из которых вырастает с годами зрелая личность, развиваются важнейшие психические процессы, которые в дальнейшем будут определять менталитет взрослого человека. Творческий потенциал сформировавшейся личности во многом зависит от того, насколько развито воображение, фантазия, способность нетрадиционно мыслить. Основы творческого отношения к жизни закладываются в дошкольном возрасте и напрямую связаны с развитием воображения. Именно поэтому проблема развития данного познавательного процесса в течение многих лет является предметом пристального внимания ученых - психологов как отечественных, так и зарубежных.

В процессе различной деятельности детей крайне важно воспитателю осуществлять учет особенностей пространственных представлений. Сейчас, когда учебный процесс все больше оснащается наглядными пособиями в виде фотографий, рисунков, схем, чертежей и т.п. следует учитывать особенности пространственных представлений дошкольников. Представления, сформированные на основе реальных объектов или их объемных моделей, более устойчивы во времени, в меньшей степени подвержены колебаниям, отличаются большей однозначностью пространственных признаков. Представления же, созданные на основе плоскостных изображений объектов, обладают большей яркостью и отчетливостью при некотором снижении их устойчивости и большей вариабельности.

Поэтому, при решении конкретных методических задач (планировании занятий, отборе наглядных пособий) следует отдать предпочтение знакомству с рисунками, платками, фотографиями, если требуется большая скорость формирования пространственных представлений или решение пространственных задач, и работе с макетами, моделями, реальными объектами там, где требуется большая точность представления или мысленного манипулирования с ним.

В дошкольном возрасте проявляются индивидуальные различия сферы представлений и воображения детей. Продуктивность представлений может меняться в зависимости от предъявляемого материала и не оставаться постоянной на всех модальностях. К индивидуально- психологическим характеристикам представлений и образов относятся их яркость, четкость и контролируемость (А. Ричардсон, А.А. Гостев). Кроме того, наблюдается индивидуальное различие в способах визуализации представлений.

Индивидуально - психологические особенности представлений и образов, процесса оперирования вторичными образами являются устойчивыми. (И.С. Якиманская). Индивидуальные особенности воображения определяются:

· степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

· характеристикой самого создаваемого образа;

· в какой области ярче, быстрее создание новых образов.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которые активнее и полнее всего реализуются в играх, сочинительстве сказок, историй, рисовании.

Отсюда следует важный педагогический вывод: созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...