Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Некоторые физические признаки исключительности




Глава 2. Некоторые физические признаки исключительности

Дефективность характера связана с физическими признаками. Дети, исключительные в отношении характера, отличаются от строго нормальных детей целым рядом соматических (телесных) признаков: общей слабостью и малокровием, эндокринными нарушениями, неправильным строением головы, лица, ушей, зубов, всего корпуса, недостаточным или чрезмерным развитием мимики и жестикуляции, очень низким или слишком тонким, высоким голосом (фальцет), различными снижениями зрения и слуха, мигренями. Сюда же относятся плохой аппетит, расстройство сна, некоторые дефекты речи (дислалия и заикание), недержание мочи (энурез). Эти соматические симптомы, как наиболее характерные, представлены далее. Так называемые тики (подергивания) мышц лица, головы или туловища описаны в одной из глав о методах коррекции.

Плохой аппетит

Плохой аппетит может вызываться очень простой причиной, которую некоторые родители не хотят понять, — перекармливанием. Родителям кажется, что их ребенок недостаточно ест, и они все больше, все озабоченнее, еще более нервно настаивают на съедении всего того, что дается матерью. Если подсчитать калорийность питания данного ребенка, то оказывается, что он ест для своего возраста необычайно много. «Он сыт, и потому у него плохой аппетит. Не перекармливайте», — приходится в подобном случае говорить родителям. Иногда кто-либо из членов семьи, скажем, отец, проявляет слабый, привередливый, капризный аппетит, он всем недоволен ему трудно угодить. Ребенок тогда невольно следует примеру отца и становится таким же, как он.

Еще пример того, как дети склонны подвергаться внушению. Семилетний мальчик довольно часто страдал рвотой. Очень долго не могли выяснить причину этого явления, пока не удалось установить, что в их квартире имеется кот, которого часто рвет; мальчик любит этого кота, переживает его болезнь и, быть может, вследствие повышенной своей чувствительности начал подражать коту. Как только кот исчез, рвота у мальчика прекратилась. Установить в данном, очень тонком случае причину рвоты помогло то наблюдение, что в гостях у тетки, где он проводил по нескольку дней, у мальчика рвоты не бывало.

Некоторые родители сомневаются, хочет ли ребенок есть, проявляют слишком много бесполезного волнения, суеты, нервности, а затем поощряют его капризы, давая ему другую пищу; много рассказывают членам семьи и посторонним лицам о капризах и привычках ребенка в его присутствии и таким образом, вовсе не желая того, делают ребенку сильное внушение, что он иначе поступать и не может. Здесь и в аналогичных случаях нужно искать корень дурных привычек у детей. Для улучшения аппетита следует увеличить количество часов сна. Далее надо позаботиться, чтобы ребенок достаточно двигался, много находился на воздухе, словом, следует создать лечебно-педагогический режим. Нередко этого мало, и тогда ценную услугу может оказать внушение. Вы мягким и, конечно, спокойным и несколько вкрадчивым тоном разъясняете ребенку, так же как и взрослому, необходимость правильно питаться и точно указываете, когда, что и сколько он должен съедать; делается это в разговоре наедине с ним, в отсутствие родителей. В заключение вы берете с ребенка слово, что он будет твердо помнить и исполнять ваши указания.

Неправильный сон.

У детей различные дефекты сна преимущественно проявляются в следующем: позднее засыпание, раннее пробуждение, пробуждение несколько раз среди ночи с просьбой покормить, попоить, а то и даже поиграть с ним; сон ребенка недостаточно спокойный, во сне ребенок делает много движений, разговаривает, видит бесконечные тяжелые, кошмарные сновидения. Ясно, что в подобных случаях ребенок не высыпается, не отдыхает и не восстанавливает свою нервно-мозговую энергию; наоборот, утром он встает вялым, полусонным, нервным, капризным, с ослабленной потребностью в еде, с пониженной умственной усвояемостью и низкой работоспособностью. Бессонница у детей—чрезвычайно редкое явление.

Рациональное расходование физических сил, желательно на свежем воздухе, с последующей физиологической усталостью есть вернейшее средство, регулирующее неправильный сон. Это положение должно побуждать воспитателя заботиться о достаточном участии ребенка в подвижных играх и совместных так называемых естественных движениях, соответствующих его возрастным интересам.

Дневной сон ребенка, вопреки обывательскому мнению, также служит хорошим регулятором ночного сна. Уместным бывает устранение всех волнующих ребенка стимулов. Если ребенок боится темноты и одиночества, перевоспитывать его следует постепенно, но не форсировать и не делать этого грубо. Еще один совет—вовсе не говорить в присутствии ребенка о дефектах его сна, так же как при плохом аппетите.

В случаях, когда мать, бабушка или еще кто-либо из окружающих потеряли влияние на ребенка и не могут наладить его сон, хорошо бы пригласить постороннее лицо, задачей которого будет укладывать ребенка днем и на ночь. Мера эта дает поразительно эффективные результаты.

В сильно запущенных случаях приходится назначать медикаментозное лечение в сочетании с внушением и гипнозом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...