Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Лечебно-педагогические методы коррекции




Энурез

Энурезом называется недержание мочи, оно бывает ночное и дневное, в постель и штанишки, по каплям или обильное. Это заболевание является, может быть, одним из самых тягостных как для ребенка, так и для окружающих. Среди детей, исключительных по характеру, этот бич довольно сильно распространен. Некоторые из детей-энуретиков могут иметь слишком малый мочевой пузырь, другие чересчур торопятся при мочеиспускании. Так как этот орган с годами увеличивается и задерживающая склонность возрастает, тяжелая ненормальность может исчезнуть.

Однако нередко энурез является одним из симптомов нервно-психического состояния, а по мнению других исследователей—болезненного функционирования эндокринных желез (желез внутренней секреции). Слабоодаренные дети, будут ли они глухонемые, слепые, трудновоспитуемые или нервно-психопатичные, особенно страдают от энуреза, а ввиду того, что их поведение не позволяет самим принять участие в медико-педагогической коррекции, то помочь им труднее, чем интеллектуально нормальным детям. Энуретики всегда бывают возбужденными, раздражительными, зачастую загнанными и склонными к уединению и к болезненному сосредоточению на самих себе (аутизму).

Сложная коррекция энуреза состоит из воспитательных, психотерапевтических (внушение, гипноз) и медикаментозных мероприятий. Коррекция одновременно направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, получал надлежащее питание, здоровый труд, приятную игру, увеличенную дозу отдыха. Самокоррекция для успеха крайне необходима. Перед укладыванием спать следует опорожнить мочевой пузырь, далее будить в определенные часы, чтобы ребенок мочился, постепенно увеличивая продолжительность интервалов сна, полезно приучать спать не на спине. Особый вред здесь приносят наказания.

Дислалия

Дислалия (спотыкающаяся речь, захлебывание, картавость, шепелявость). При попытках рассказать что-либо Интересное, при разговоре с особенно любимыми людьми, при встрече с незнакомыми и тем более при общем возбуждении многие дети говорят быстро и невнятно, язык их как бы спотыкается на словах, которые они говорят, кроме того, речь их становится неуверенной. От отношения родителей и воспитателей к этому недостатку речи в значительной степени зависит избавление от него. Обычно он сохраняется в тех случаях, когда ребенок фиксируется на подобных затруднениях и в дальнейшем утрачивает доверие к своим силам. В ребенке следует воспитать доверие к своей возрастающей способности управлять собой. Хорошо дать ребенку почувствовать, что родителям доставляет удовольствие наблюдать его успехи, которые следует констатировать каждый день или каждую неделю. Во время сильных речевых спотыканий надо вполне доброжелательным тоном остановить ребенка и предложить спокойно рассказать, что он хочет. Всякого рода усталость, слабость, недомогание, волнение усиливают захлебывание.

Невозможность выговаривать звуки р, л и с создает картавость и шепелявость; тогда указанные звуки выпускаются или искажаются. В этих случаях, если родители или педагоги будут настаивать, чтобы каждый звук произносился ребенком непременно правильно, исправления речи не получится, так как этого мало. Необходимо индивидуально показать ему, как исправлять недостатки своей речи. и таким образом оказать помощь в правильном выговаривании; сверх того ребенок нуждается в успокаивающем влиянии на него, подбадривании, вселении уверенности в себе, словом—в разумной психотерапии. Наконец, одновременно приходится лечить и его нервную систему.

Заикание

Заикание означает произношение звуков со спазматической неровностью и с повторениями или даже моментами полную невозможность говорить. У многих заик уже с самых ранних лет можно установить начало заикания. Я располагаю довольно большим материалом, на основании которого можно говорить, что заикание начинается с двух-трех лет. На четвертом или пятом году жизни возможно установить в известных пределах переход начальной стадии в сформировавшийся дефект. Это не является случайностью, но тесно связано с развитием детской речи.

Заикание можно наблюдать у умственно развитых и живых детей. Они обращают внимание на все, что видят и слышат, и имеют потребность по возможности скорей выразить свои мысли. Но органы речи еще не имеют достаточного навыка, а также ребенку не хватает нужных слов. Ребенок начинает заикаться, часто останавливается на середине слова, ищет другое выражение, которое после повторных попыток все же не находит. В большинстве случаев эти маленькие затруднения исчезают сами по себе с дальнейшим развитием, речи, но при единственном условии, что родители и окружающие не волнуют его постоянными указаниями и напоминаниями о его дефекте, а говорят с ним спокойно и помогают ему разумно, но ненавязчиво. Нередко родители бывают вспыльчивы, хотят строгостью и наказаниями отучить его от этой «скверной манеры говорить». Ребенок становится робким и далее не решается свободно и доверчиво высказывать свои мысли:

Таким образом дефект усиливается и первоначальное заикание вследствие затруднения подыскать нужное слово переходит в более или менее стойкий дефект речи, так как к нему присоединяется боязнь говорить.

По той же причине многие дети начинают заикаться с началом школьного обучения. С поступлением в школу к ребенку предъявляются новые требования; он попадает в детский коллектив, до того ему мало известный. Он должен отвечать в то время, когда на него обращено внимание всего коллектива и учителя; он чувствует себя как бы выставленным напоказ и что его речь очень контролируется. Вполне возможно, что у ребенка нет уверенности в своем ответе и что он несколько боится педагога. Если ребенок от природы боязлив, робок и застенчив, то в его речи легко появляется расстройство координации. Так возникает заикание у детей, которые говорили нормально до поступления в школу.

Наступление периода полового созревания особенно благоприятствует развитию заикания и дислалии. Макс Надолечны (М. Nadoleczny) (СНОСКА: См.: Nadо1есzпу М. Die Sprach- und StimmstSrungen imKindesalter. — Leipzig: Voge). 1926, — 187 S. ) и другие исследователи установили, что упомянутые недостатки речи часто возникают в период возмужалости. Это случается, когда происходят существенные изменения в гортани. В это время заикание и дислалия весьма часто достигают наивысшей степени. И вообще приходится иметь в виду, что заикание и дислалия, как наследственные, так и приобретенные, тесно связаны с невропатией и психопатией детей.

Заикание встречается в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Этот факт установлен многими авторами, мы также его признаем. Объясняется он отчасти тем, что среди мальчиков гораздо больше левшей, речь которых становится ненормальной, если их принуждают заменить левую руку правой.

Заикание часто появляется после заболевания или в связи с каким-либо нервным потрясением (например, мальчик тонул или на девочку напали гуси; крыса укусила ухо; после нападения медведя на 14-летнего юношу он потерял речь, и через год после того она восстановилась, но с сильным заиканием; у 16-летней девушки тотчас после смерти матери и т. п. ). Некоторыми исследователями эти факты объясняются тем, что один из связующих путей мозга бывает как бы прегражден каким-либо аффективным расстройством. При крике или пении человек может совсем не заикаться, так как в этих случаях он пользуется иной сетью проводящих путей мозга. Следовательно, человек, который заикается, говоря на своем родном языке, может не заикаться, говоря на иностранном языке, выученном позднее.

Медико-педагогическая коррекция заикания и дислалии, которая в девяти случаях из десяти дает несомненно хороший результат, состоит прежде всего в лечении нервной системы ребенка и укреплении его организма. Чтобы понять всю важность этого основного принципа коррекции заикания, вспомним один из миллионов случаев. Петя, 10 лет, сын рабочего, с 5-летнего возраста страдает сильным заиканием, которое у него пропадает каждое лето. Почему? Потому, что мальчик уезжает из Москвы в деревню. Там он дышит свежим воздухом, значительно лучше питается, купается, там нет матери, которая только жалеет мальчугана, но там есть разумный и с твердой волей дед, умело способствующий ребенку вырабатывать уверенность в себе.

На втором по важности месте при коррекции заикания и дислалии стоит систематически проводимая психотерапия; затем речевая гимнастика, которая будет играть роль тогда, когда она хорошо комбинируется с психотерапией.

Глава 3. Лечебно-педагогические методы коррекции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...