Власть как глобальный социокультурный феномен
Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение ' Человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях. Разумный подход, ключ к организации регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшая догадка, порождение интеллекта — вот что такое власть в руках высшего создания природы, в руках человека. Власть — его истинная находка и подлинная вершина, дарованный ему самой жизнью регулятор отношений с себе подобными, его радость и его боль, неисчерпаемая чаша его удач и бездна его страданий. Нам, землянам, людям, заговорившим уже в середине XX века о своих социально-культурных феноменах и глобальных проблемах, вступая в XXI век, следует на самое первое место ставить власть во всем многообразии ее форм и проявлений и превыше всего власть государственную. Именно от осознания того, к какой пропасти пришло человечество в своей властной практике к третьему тысячелетию, зависит, в первую очередь, уничтожат ли люди друг друга, погубят ли они самих себя и Землю, лишат ли себя жилья и пищи, любви и самой возможности продления человеческого рода, исчезнут ли они или же избегнут всепланетной, а то и вселенской катастрофы, омницида. Любой думающий человек без труда найдет тысячи подтверждений существующего неблагополучия в жизни человечества и необходимости для него остановиться в беге к собственному небытию. Россия, подобно многим странам, переживает ныне один из наиболее интересных, поворотных, но и наиболее трудных периодов своего развития, и, если она хочет уклониться от беды, она должна сделать главную ставку лишь на самый минимум проблем, имея в виду, однако, приоритеты: человек, экономика, демократия, право, безопасность, информация, наука, образование и конечно же власть.
Глубоко интересующий нас в данной книге феномен власти — это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед. Так что же такое власть? Этому посвящена вся первая глава. Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это "право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники"*. В качестве * Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I. М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522 примеров употребления этого понятия он приводил суждения и по-' говорки своего времени: "Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая» власть Богу ответ дает"*. А затем следовали десятки слов, широко употреблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное управление. Разумеется, словарь — далеко не научный трактат, но именно словарь и толкования В. Даля дают добрую пищу для ума, решившегося погрузиться и в тонкости языка, и в суть и тайны власти и поразмышлять о богатстве ее содержания и неисчерпаемости ее оттенков, ее пользе и ценности для людей и вместе с тем о привносимых ею угрозах, опасностях и неудобствах для человека. '
В наше время уже не может быть фундаментальных учений о человеке и науки об обществе без вопросов о власти, как не может быть и самого человека и общества, стоящих абсолютно вне власти. Продолжать проявлять недооценку вопросов о власти и властной деятельности в современной жизни как в России, так и за рубежом, оставлять власть без собственной науки — значит демонстрировать ограниченность, ущербность взглядов, неполноту профессионализма и эрудиции, отставание мышления от действительности, от обыденных реалий. Обращаясь к проблематике власти и упоминая ряд известных ее исследователей, В. Д. Виноградов и Н. А. Головин пишут: "Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Ее сущностные характеристики охватывают большой спектр физических, цветовых и иных гамм: деспотическая, авторитарная, демократическая, "кровавая", "коричневая", "тупая" власть, элитарная, бюрократическая и т. д. В самих этих определениях власти содержится то основное качество, которое превалировало в те или иные периоды развития конкретного государства. Англичанин лорд Эктон пустил по миру крылатую фразу: "Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное". М. А. Бакунин в категоричной форме провозгласил: "Власть — всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: "Власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Верно заметил Р. Арон: "Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти"**. Ученые, исследователи, мыслители и в первую очередь сами властители практически вплотную подошли к рубежу, когда нужно всерьез создавать, разрабатывать, применять науку о власти (во всем многообразии ее проявлений) и прежде всего науку о государственной власти. Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целый мир явлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов.
* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I. М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522. '"* Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология. С. 52. Пожалуй, здесь сопоставимы только такие столь же многоплановые феномены, как экономика, культура, духовный мир, наука и в конечном счете сам человек и даже само общество — создание человека. Власть в мире человека Ключевое социальное явление, плод творчества многих поколений людей — власть существует в обществе, т. е. в общей системе множества общественных явлений, человеческих дел, отношений и взаимодействий. Она органично связана с ними, взаимодействует с ними и влияет на них, испытывая, в свою очередь, воздействие многочисленных и разнохарактерных явлений, процессов и событий. Без учета этих особенностей власть как таковая представала бы неполной, односторонней. Конечно, не все явления, в мир которых погружена власть, равнозначны и сопоставимы как по уровню и масштабам своего влияния на| власть, так и по влиянию, испытываемому ими со стороны власти. Каков же первоочередной список явлений в том мире феноменов, где на ведущих (а то и на самых первых) ролях присутствует собственно власть? Он весьма широк и может строиться по двум основаниям: 1) власть и соответствующее явление; 2) то или иное явление и власть. Многие авторы посвящают свои труды этой важной проблеме человеческой жизни*. В целом в необходимом первоочередном списке можно назвать следующие проблемы: власть и жизнь, власть и образ жизни, власть и народ, власть и общество, власть и государство, власть и отечество, власть и право, власть и конституция, власть и закон, власть и политика, власть и экономика, власть и культура, власть и наука, власть и информатика, власть и идеология, власть и мораль, власть и собственность, власть и рынок, власть и предпринимательство, власть и свобода, власть и патриотизм, власть и справедливость, власть и равенство, власть и совесть, власть и честь, власть и достоинство, власть и семья, власть и воспитание, власть и образование, власть и школа и т. д. А если посмотреть масштабно, обобщенно, то, собственно, в фокусе повсюду стоит проблема: человек и власть.
Ь В обществе система власти начинается с человека, фактически погружена в мир человека. Ему самому надлежит прийти к власти, возглавить ее, стать у ее руля или же избрать того, кто встанет у рычагов власти над ним и от его имени будет блюсти и творить закон. Точнее говоря, в реальной жизни человек, входя в мир, застает власть готовой, повелевающей и либо беспрекословно подчиняется ей (что происходит * См., напр.: Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1990; Никольский С. А. Власть и земля. М.: Агропромиздат, 1990; Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть. М.: Славянский диалог, 1994; Роговин В. А. Власть и оппозиции. М., 1993; Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. М., 1998; Бурлацкий Ф. М., Мушинский В. О. Народ и власть. М., Политиздат, 1986; Банашак М., Форхольцер И. Человек и власть / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973; Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994; Право и власть. М.: Прогресс, 1990; Чихон Н. Банкир и власть / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1970; Болдридж Л. Страсть и власть / Пер. с англ. М.: "Центр-''OOO", 1994; Социология и власть / Под ред. Л. Н. Москвичева. М., 1997. чаще всего), либо может взбунтоваться (хотя обычно безуспешно, это бывало веками и тысячелетиями и бывает в наши дни). Система власти в мире человека не только начинается, но и кончается человеком. Она, если угодно, упирается в человека, опирается на него, ибо власть для того и существует, чтобы дойти до отдельно взятого человека, побудить его выполнять ее разумные (хотя и не всегда разумные) предписания и указания. Это, однако, не исчерпывает возможных подходов в осмыслении связи власти и человека, человека и власти. Следует хотя бы упомянуть, какое богатство аспектов анализа открывается здесь: власть человека, власть над человеком, власть для человека, власть во имя человека, власть против человека, а также человек власти, человек у власти, человек над властью, человек под властью, человек перед властью, человек около власти, человек против власти и, наконец, человеческая власть, человечная власть и властный человек. Мы видим, как многопланово и разнообразно каждое из упомянутых нами понятий-словосочетаний. К сожалению, в нашей книге нет возможности дать их полную, развернутую характеристику. Это — дело множества специальных исследований. Однако даже в приведенном нами перечне имеется немало тем, достойных кандидатских и докторских диссертаций, публикаций, специальных конференций, теледискуссий и иных обсуждений, часть которых уже стала фактом.
"...Власть имеет огромное значение в деятельности человека, — справедливо замечает С. С. Фролов. — Каждая политическая кампания, любая организованная группа, любой социальный процесс — это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отношений: социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм нашей жизни. Власть, таким образом, предстает перед нами не только как всеобщее свойство социальных структур, но и как трудно поддающийся определению, можно сказать, даже загадочный социальный феномен. Большинство современных ученых-социологов в самом общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуществляются отношения власти и каков характер этого контроля"*. Правда, это говорится по преимуществу о власти государственной. Сама же по себе система властей очень широка. Кроме власти закона (или диктатора) есть власть духа, власть слова, власть моральной нормы, власть человеческой потребности и интереса, власть денег и власть банков и т. д. Именно все это и служит мощным регулятором действий и поведения людей, устройства их спокойной и благополучной жизни в цивилизованном человеческом общежитии, либо, напротив, источником их неурядиц и разнообразных помех. Вместе с тем существенно, что все эти власти относятся к той сфере, где реальная регуляция людского взаимодействия происходит повседневно и помимо могущественного властелина — государства за пределами его потребностей и возможностей. Когда власть оформлена, структурирована, когда ее рамки осмыслены и здраво определены, а пределы ее влияния и досягаемости четко * Фролов С. С. Социология. М.: Наука, 1994. С. 112—113. очерчены, то, как говорится, сам Бог велит ей действовать, функционировать, давать свои плоды. И поле действия ее механизмов — это забота о соблюдении всеобщего интереса, прав и свобод граждан, защита их чести, достоинства, обеспечение их достойной жизни в обществе. А теперь перейдем к вопросу о самом человеке в его отношении к власти и об отношении власти к нему самому. Человек — субъект и объект общественно-исторической деятельности и культуры, власти и правления. С понятием "человек" связаны многие понятия во властной практике (выдающийся человек, человек власти, "свой человек", могущественный человек и т. п.). Отсюда и качества, проявляющиеся у властей и властителей: человечность, человеколюбие, а то и человеконенавистничество. Отсюда власть и политика во имя и на благо человека или бесчеловечная власть. Ныне в России законом и властью признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Положение, статус, роль гражданина влекут за собой такое понятие, как "гражданство", т. е. состояние в числе граждан данного государства — звание, права и обязанности гражданина, оформляемые и поддерживаемые властью. В монархических государствах, как правило, гражданству соответствует понятие "подданство". В практике существует и двойное гражданство, т. е. одновременное состояние в гражданств e двух государств. Международное право именует этих людей бипатридами. Широко распространено и понятие "лицо", т. е. гражданин, член общества. В деловой, властной практике различаются физические и юридические лица. Используются также понятия: "официальное лицо", "должностное лицо", "частное лицо", "доверенное лицо", "сопровождающие лица". Такие характеристики для властной практики имеют важное значение, потому что именно из них власть в мире человека исходит в своих отношениях с человеком, а сам человек в указанных ролях может принимать участие в деятельности органов власти и многое предопределять в ее судьбах, условиях ее существования, особенностях и целях ее деяний, судьбах других людей. Для успеха власти, ее процветания необходимо, чтобы она не была настроена против человека, против народа, а служила людям, обществу, их благополучию и процветанию. Очень важно также, чтобы этому содействовал чрезвычайно сложный комплекс, затрагивающий всех и каждого, а не только власть имущих, — комплекс разумных властных интересов, властных отношений, властного сознания. Это тоже существенные компоненты феномена власти. Властные интересы — это прежде всего нужды, потребности человека, лиц, органов, учреждений, организаций, двигающихся к власти, обладающих ею, использующих ее, связанные со стремлением ко все более полному освоению и распоряжению ею. Это и интересы простых людей, желающих иметь над собою нормальную власть. Жизнь людей в целом регулируют их отношения — их взаимные связи, а также связи их организаций, социальных институтов, социальных групп, государств, т. е. именно те многогранные виды связей, которые образуют человеческое общество и порождают саму потребность во власти. Среди таких отношений выделяют государственные, дипломатические, культурные, международные, политические, правовые, производственные, социальные, торговые, экономические, дружественные, семейные, личные и другие отношения. Говорят и о системе, совокупности отношений в обществе, их иерархии, координации и классификации. Однако для властей на первый план выходят сами властные отношения, т. е. взаимные связи различных людей, субъектов, лиц, органов, учреждений, партий, классов, государств по поводу власти, ее понимания и использования. Именно с этой сферой связано упорядочение жизни человека, деятельности общества и его структур, управления ими. Конечно же следует выделять и отношение к власти или восприятие власти людьми и высказываемое ими мнение о ней, а также соответствующее поведение, демонстрирующее поддержку или неприязнь и наличие того или иного касательства к власти (работа в ее органах, выполнение ее поручений и т. д.). Важно, наконец, и властное сознание или сравнительно ясное, отчетливое понимание, осмысление данной властью, ее субъектами на различных уровнях, а в меру возможности и гражданами стоящих перед властью вопросов, задач, проблем и путей их решения. Так в общем виде в своих принципиальных моментах предстает проблема власти в мире человека. Далее мы остановимся на проблеме мира самой власти и места в ней человека. Человек в мире власти Что же представляет собой созданный человеком гигантский мир власти в ее самых различных предназначениях и проявлениях и каковы теперь место и роль самого человека в этом мире? Обращаясь к анализу огромного теоретического мира власти и еще более всеохватывающего мира самой практики власти во всех ее типах, видах и разновидностях, мы видим, сколь необъятны проявления власти в человеческой жизни и неисчислимы те идеи, представления, понятия, концепции, доктрины, учения, которые отражают и характеризуют власть. Мы говорим об этом, чтобы еще и еще раз показать, что власть — это тот феномен, который достоин не только повседневного внимания, но и своей науки. Мир власти многопланов и далеко не сводится только к собственно государственной власти, хотя, разумеется, ныне важнейшие виды власти — законодательная, исполнительная, судебная. Непосредственно мир власти — это вся та обширная область жизни общества, основным содержанием и смыслом существования которой являются эффективное воздействие на людей с целью их взаимоуживаемости и взаимоприспособляемости, выработка различных структур, позволяющих людям жить, трудиться и по возможности радоваться совместной жизни, и обеспечение их функционирования, наконец, тесное взаимодействие этого относительно целостного и главенствующего организма с другими сферами человеческого существования — социальной, экономической, культурной, международной. Мир власти поистине бесконечно разнообразен в разных эпохах и у разных народов. Он несет на себе печать индивидуальности властителей, условий существования, особенностей бытия. Поэтому столь часто кажется, что он и непонятен, и непредсказуем. Однако в конечном счете этот мир может стать познаваемым и перейти под осознанный контроль и управление человека. Знать мир власти человеку нужно глубоко и обстоятельно. Разве можно, например, в одном ключе говорить и писать о демократии и юготалитаризме, императорах и президентах, власти диктатора и власти народа, власти отца и власти учителя, власти закона и власти мафии, о военной и гражданской власти, наконец, о 1990, 1991 и 1993 годах для России? Общим здесь может быть лишь сугубо формализованный, "рамочный", методолого-методический, во многом сравнительный подход, а сущностные, содержательные характеристики будут различаться радикально. Какова жизнь в ее разноплановости, такова и отражающая ее теория, создаваемая и используемая применительно к любой области жизни, а в особенности к такой сфере, как управление людьми и поиски оптимальных вариантов такого управления. Само по себе почти каждое явление власти достойно внимания и практиков властной сферы, и исследователей, и самих граждан. Осмысливая феномен власти в целом, мы конечно же должны признать, что имеем дело с явлениями различного плана. Это и явления, характеризующие среду и сферу власти, это и явления, демонстрирующие многообразие видов и форм самой власти, это и погруженность мира власти в общую картину противоречивой действительности, многогранной жизни, нашей уникальной планеты и вселенной, это и те притягательные свойства власти, которые неумолимо влекут к себе человека — соискателя власти, прежде всего государственной, и притягательно манят людей нового поколения, вступающего в жизнь. Для того чтобы показать собственно смысл, суть явлений и проявлений власти, следует дать их определение и представить, как они "являются" миру, как они разнообразны и какими их видят люди, граждане того или иного государства, той или иной эпохи, как ощущают их на себе, на своей судьбе, на своей шкуре. В свое время видный русский правовед и мыслитель Б. Н. Чичерин около 40 лет посвятил исследованию власти в таких ее четырех первоосновах и главных ипостасях, как власть отца, власть общества, власть государства, власть церкви. Учитывая взгляды Б. Н. Чичерина и других ученых, мы только перечислим в алфавитном порядке совокупность заметных, бросающихся в глаза властей и властных явлений, с которыми в первую очередь сталкивает человека жизнь и которые нуждаются в научном осмыслении и обобщении. I Власть авторитета — это влияние на множество людей, их умонастроения, поведение, поступки, на общественное мнение конкретных авторитетных лиц разного ранга, вплоть до глав государств, а также ^правящих организаций, учреждений, органов в силу их публичного признания и почитания. Это один из важнейших каналов властной деятельности. Информация о ней способна управлять делами, поступками, поведением миллионов, а также способствовать дальнейшему росту известности уже существующего авторитета, умножению его популярности и влияния. Власть аппарата — это реальное, нередко могущественное влияние, которое имеет во властной практике так называемый аппарат, т. е. совокупность сотрудников различного рода органов власти. Для России, например, это фактор и доныне характерный. Правда, в демократически избираемых и демократически действующих системах власти лишь облеченные доверием избранники народа вправе претендовать на всю полноту власти, и то лишь в соответствии с тем постом, который им доверен. Миссия же помощников, советников, сотрудников, обслуживающего персонала, охранников сводится к добросовестному обслуживанию порученного им участка, к исполнению предписанных им обязанностей и функций. Но так дела обстоят лишь в теории. В жизни же часто правят и приближенные. Власть банков — таково реальное влияние банков как достижения цивилизации, как крупных кредитных учреждений, их курса и финансовых возможностей на государственную, социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как отдельных граждан, так и целых стран. Власть бизнеса — фактическое, на деле растущее влияние существующей предпринимательской практики, финансовых и коммерческих сделок на поведение и умонастроения граждан, на ход и содержание общественного развития, а также на реальный авторитет и экономическую мощь данного государства и в регионах, и в мировом сообществе в целом. Власть веры — т. е. степень влияния убежденности в чем-либо в данном обществе на данной стадии его развития и воздействия той или иной религии в современном мире. Власть денег—растущее влияние и воздействие капитала и финансовых магнатов на судьбы общества, на различные стороны его жизни и слои населения, на существующие организации и множество конкретных людей. Власть диктатора — неограниченное право и возможность властителя распоряжаться судьбами своей страны и подданных. Масштабы, объем и результаты влияния этой власти предопределяют и личную судьбу самого диктатора, его триумфы и поражения. Власть догм — утвердившееся в тех или иных партиях, организациях, обществах влияние положений, нередко слепо принимаемых на веру в качестве истины, способное в течение длительного периода осложнять нормальную общественную жизнь, негативно воздействовать на ее процессы. Власть закона — реальное влияние конституции, постановлений и актов государственных органов на жизнь и судьбы общества, его структур и отдельных граждан; желательное состояние нормально устроенной, цивилизованной жизни. Аристотель не зря писал: "...там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем..."*. Власть мафии — жестокое управление главарей и мафиозных структур, стремящихся держать население соответствующего региона в страхе и повиновении. Власть мест — руководящее влияние периферийных организаций и учреждений в автономной или общей системе власти (порой в противопоставлении центральной власти). * Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. Власть монарха — в течение долгих веков по большей части неограниченное господство лица, стоящего во главе монархии (императора, царя, шаха, короля, эмира и т. д.). В условиях современных парламентарных монархий эта власть ограничивается определенными рамками, что, как правило, оговаривается в конституциях. Власть народа — всеобщее установленное законом участие населения страны, ее жителей в управлении государством, государственными и общественными делами. В известном смысле—это идеал общественного устройства, к которому стремятся прогрессивные мыслители, партии, общественные движения и передовые слои народа. Власть отца (матери) — в древнем мире и в средние века безоговорочное господство отца (матери); ныне — влияние на детей, свойственное одному из родителей (или обоим) и базирующееся на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанных с системой соответствующего воспитания ребенка (или отсутствием такой системы, заменяемой окриком, угрозами, принуждением и т. д.). Власть партии — воздействие той или иной партии на своих членов (нередко без достаточных оснований и полномочий), а также попытки оказывать влияние на население страны в целом и его конкретные слои или граждан в отдельных регионах. Власть президента — регламентируемый конституцией и другими законами круг полномочий высшего должностного лица в конкретном государстве. Власть рынка — воздействие, испытываемое производителями и потребителями по мере их вхождения в рынок, влияние на них сферы обмена товара на деньги и денег на товар, взаимоотношений и взаимосвязей, существующих между действующими здесь лицами. Власть семьи — воздействие этой ячейки общества на каждого из ее членов, на входящих в нее представителей разных поколений и лиц разного пола. В нормальных семьях определяющее влияние сохраняется, как правило, за старшими. Власть собственности — влияние на общество, а также на конкретных физических и юридических лиц тех или иных видов собственности; осознание человеком возможностей, предоставляемых той или иной собственностью, накладываемых ею ограничений, а также открываемых ею путей самореализации личности. Власть учителя — благотворное влияние, оказываемое педагогом на обучаемых и воспитуемых своими знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером, подвижничеством. Власть центра — политическое и деловое влияние высших руководящих органов власти государства на его федеральную или территориально-административную структуру, их объединяющее, централизующее воздействие на местные органы власти. Одной из наиболее ответственных проблем такого влияния является обеспечение взаимодоверия, взаимопонимания, гармоничного сочетания интересов центра и мест, целого и его составных частей, а также разграничение их прав и полномочий. Власть церкви — фактическое воздействие, оказываемое на жизнь верующих, их сознание, дела и поведение со стороны такой влиятельной организации, как ведающая религиозной жизнью церковь. Ее влияние на общественно-политическую и государственную жизнь многих стран и доныне достаточно велико. Данный далеко не полный перечень явлений власти позволяет судить об их влиянии на человека, на жизнь и судьбы людей. Экскурс такого рода, если его продолжить, может выявить и ряд других влиятельных субъектов, скажем, власть военных и воспитателей; можно говорить и о власти идей, идеалов, идеологий, номенклатуры, религий, системы, традиций, школы и т. д. Отметим и еще одно обстоятельство. При оценке власти не всегда точным и исчерпывающим будет, например, разговор только о власти закона или законодателя, о власти диктатора или о власти президента и т. д. Нередко необходимо рассматривать соединение, совокупность действующих факторов, под комплексным, суммарным воздействием которых оказываются люди, их группы. Итак, в целом картину власти и подход к ее пониманию по ее источнику, по ее отправным параметрам мы представляем достаточно аргументированно. Теперь следует показать, где именно, на каком участке, на объекте какого именно рода проявляется власть. Это позволяет рассмотреть вторую крупную область явлений власти. Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии (мы говорим о партиях ввиду их особой роли, не забывая, что это один из типов организаций), регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов. Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и развивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и церквей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия людей в течение долгих времен и в разных странах. В реальной жизни это наиболее распространенный уровень и этаж власти. Чтобы завершить этот экскурс, рассмотрим другие проявления власти, рожденные многовековой практикой. Введение автором в научный оборот и активное использование понятия "кратология" во многом предопределено широким распространением со времен Древней Греции большого числа понятий, характеризующих конкретные виды властей и проявлений власти в истории и заканчивающихся составной частью слова "...кратия", а также множества производных от них слов. Автократия (англ. autocracy, от греч. autokratia — самодержавие, самовластие) — форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. С этим словом связаны понятия "автократизм", "автократ", "автократор", "автократичный руководитель". Агиократия (от греч. hagios — святой) — высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866—1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии. Противопоставление в таком роде ошибочно, ибо демократия сама по себе порочной не является, а противопоставление должно идти по отношению к порнократии. Адхократия* (от лат. ad hoc — предназначенный для данного случая) — система мер для преодоления бюрократических тенденций в хозяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США. Аристократия (греч. aristokratia, от aristo. s — лучший) — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государствах — наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд преимуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества. Аэрократия** (от греч. а er — воздух) — силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии. Бандократия (от ит. banda) — власть банды, шайки. В сферу ее влияния попадают как простые граждане, так и сами члены банд. О бандократии применительно к организованной преступности в СССР публицисты заговорили незадолго до падения Советской власти. Банкократия (от фр. banque) — власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни. Бюрократия (фр. bureaucratic, от фр. bureau — бюро, канцелярия) — 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы занятых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника. Видеократия — власть видений, царство зрительных образов, предлагаемых средствами массовой информации. Геократия (от греч. ge — земля) — власть Земли, понятие, используемое для определения геократических периодов в истории Земли, отличавшихся значительным расширением площади земной суши. Геронтократия (от греч. geron — старик) — 1) власть старшего поколения; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины — один из элементов верховной власти у ряда народов при первобытнообщинном строе. Гинекократия (от греч. gyne — женщина) — женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные признаки: родство по материнской линии, главенство женщин в общественной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И. Я. Бахофеном (1815—1887), тождественно понятию "матриархат",;пользуемому в отечественной науке. * Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 15. ** Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктоеея, 1997. С. 113, 579. (В этой книге на с. 112—114 речь идет и о других геополитических модификациях власти; ср., напр., упоминаемые ниже талассо-кратия, теллурократия, эфирократия.) Демократия (греч. demokratia, от demos — народ) — 1) народовластие; 2) общественно-политический, государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации. С этими представлениями связан ряд понятий: демократ — сторонник демократии, член демократической партии; демократизация — внедрение демократических начал, реорганизация государства, общества, партии, союза на демократических началах; демократизм — признание и осуществление демократии; простота, общительность в отношениях. В числе производных понятий — демократический процесс, демократические процедуры, преобразования, шаги, меры, реформы, указы, демократические блоки, союзы, фонды, движения, коалиции, партии и т. д. В связи с важным значением проблематики демократии в России в последние годы, особенно после распада СССР, и появлением разнообразных публикаций, доступных читателю, следует подчеркнуть, что вопросы теории и практики демократии получили обстоятельную разработку еще во времена Древней Греции. Особое место здесь занимают произведения Аристотеля, прежде всего его труд "Политика", посвященный власти. Здесь интересны по крайней мере три аспекта данной проблемы: 1) Аристотель подчеркивал еще более раннее происхождение идей и практики демократии и относил ее с позиций своего времени к древним (архаичным) явлениям власти*; 2) вместе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|