КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 1 глава
«Политология»
Автор рабочей программы (преподаватель): Самай А.Д. Место работы автора рабочей программы: университет «Туран», кафедра «Регионоведение и международные отношения» Сведения о преподавателе (авторе): к.полит.н., доцент Самай А.Д. По дисциплине: «Политология» Специальность: для всех специальностей Технология обучения: кредитная Форма обучения: очное/ заочное Языковое отделение: русское Система оценки знаний студентов: рейтинговая [gl] Политология – наука и учебная дисциплина [:] Политология как обязательная для изучения студентами общественная наука включенав учебные планы вузов Казахстана во второй половине 90-х годов XX в. С 1999 года ее преподавание регулируется государственным образовательным стандартом. Министерством образования утверждена учебная программа, предусматривающая изучение ключевых тем, разделов и проблем политологии. Изучение политологии полезно каждому студенту, независимо от того, какую специальность он осваивает. Политические знания обогащают духовный мир личности, расширяют «горизонт» специальной (профессиональной) подготовки. Постижение ценностей демократической политической культуры, механизмов и закономерностей политической жизни общества открывает путь к успешной трудовой деятельности, сознательному участию в делах государства и общества [kgl].
[gl] Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления и развития политической науки [:] Цель: ознакомление с наукой политологией. Объяснить студентам, что политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. Также дать представление о важных этапах формирования политической науки. Политическая мысль начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием политических отношений, институтов. На первых этапах развития общества политическая жизнь получала отражение в представлениях, являвшихся первичной ступенью осмысления ее человеком. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические учения в подлинном значении этого термина, многие положения которых оказали существенное влияние на все последующее развитие политической мысли.
Структура лекции: 1. Основные этапы становления и развития политической науки 2. Предмет и задачи политологии 3. Политика как объект исследования 4. Методы политологии
1. Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную учебную дисциплину. Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях. Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения. 2. Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект политической науки – политическая сфера общества. Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, - это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы. В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Довольно часто дается такое определение: политология – это наука, изучающая политику, политические отношения, политические системы. Конечно, политология не просто занимается описанием политики, политических отношений, политических систем. Она стремится выявить тенденции, закономерности их функционирования и развития, а также исследовать существенные стороны, побудительные силы и принципы политической деятельности. Поэтому можно предложить более полное и точное определение науки о политике. Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений. Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции. Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. 3. Политика – явление сложное и многогранное. Это явление изучается и осмысливается учеными уже около двух с половиной тысячелетий. Но и в настоящее время редкий политолог решается категорически и однозначно высказаться о том, что собственно является сущностью политики. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными интересами тех или иных социальных групп и государств установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политику можно определить как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика также включает деятельность в сфере отношений между государствами. Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Поэтому политология наряду с выяснением сущности политики рассматривает вопрос о ее классификации. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. В зависимости от той сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику.
Каждая сфера общественной жизни имеет свои менее широкие области жизнедеятельности, которые являются относительно самостоятельными объектами политики. Поэтому в структуре политики, как правило, выделяют и ее более узкие направления. Например, в сферу экономической политики входят такие ее составляющие, как научно-техническая, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. По критерию масштабности и долговременности целей политику классифицируют на стратегическую и тактическую. Политику можно классифицировать по ее субъектам на государственную, партийную, политику общественных организаций и движений. Сложную теоретическую проблему представляет вопрос о взаимодействии политики с экономикой. Думается, плодотворной является та точка зрения, что политика определяется, детерминируется экономикой, но в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику. Будучи связанной со всеми сферами жизни общества и воздействуя на них, политика выполняет исключительно важные функции. Американский политолог Т. Парсонс подчеркнул следующие три функции: определение коллективных целей общественного развития; мобилизация и принятие решений; сохранение стабильности социума и распределение ресурсов. Французский политолог Р.Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостности и стабильности общества.
4. К классификации методов политических исследований различные ученые подходят неодинаково. Некоторыми исследователями наиболее важные и часто используемые в политологии методы принято делить на три группы. К первой группе относятся общие методы исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. К этой группе относятся социологический метод, функциональный метод, системный подход, институциональный метод, бихевиористский метод, антропологический метод, деятельностный метод, субстанциональный, онтологический метод, исторический метод и некоторые другие. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений. Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями. Специфическим развитием функционального метода является структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, каждый элемент которой выполняет специфические функции. Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Бихевиористский метод требует применения к политике приемов исследования, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей. Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего. Среди других часто используемых в политологии методов надо назвать ценностный (аксиологический), предполагающий выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества и психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения. Использование всех перечисленных методов позволяет дать глубокую и многостороннюю характеристику политики и всей политической сферы общества. Ко второй группе методов причисляются те, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами; они принадлежат не только политологии, а науке в целом. В данную группу методов входят анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и переход от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, кибернетические и другие методы. Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Эти методы не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся использование статистики, прежде всего электоральной; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и др. Вся совокупность политологических, общенаучных и эмпирических методов подчинена одной цели – получения достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии[kgl].
[gl] Тема 2. История политической мысли Казахстана [:] Цель: ознакомить студентов с особенностями политических взглядов видных казахских мыслителей. Раскрыть специфику «кочевой демократии», присуще номадизму казахов периода 18-19 вв. показать основные принципы и нормы права средневекового казахского общества, заложенные в документе "Жетi жарғы". Представить основную роль национальной интеллигенции в освободительном движении казахского народа. Структура: 1. Политическая мысль древнего и средневекового Казахстана 2. Развитие политических воззрений в Казахстане в период вхождения в состав Российской империи 3. Политическая мысль Казахстана XX столетия 4. Политические идеи суверенного Казахстана
1. Политические воззрения тюркского населения древнего Казахстана. Политические взгляды в наследии Коркыта, Аль-Фараби, Ю.Баласагуни, М.Кашгари. Религиозно-политические взгляды Х. Яссауи. Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни. Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека. Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда "Кутадгу билиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави. Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков. Социально-политическая мысль Казахского ханства. Жеты жаргы. Понятие ''степной демократии''. Политическая и государственная деятельность ханов Аблая, Кенесары и др. 2. Развитие политических воззрений в Казахстане в период вхождения в состав Российской империи. Политико-правовой статус Казахстана в системе Российской империи. Казахстан – колония Российской Империи. Социально- политические изменения традиционного казахского общества. Казахстан – колония Российской Империи. Социально- политические изменения традиционного казахского общества. Усиление идейных связей Казахстана с Россией. Взаимодействие представителей русской прогрессивной политической мысли с нарождающимися казахскими патриотами-просветителями. Политические идеи Ш. Уалиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаев. Содержание политической мысли в Казахстане и ее носители. Присоединение Казахстана к России (началось со 2-й четверти 18 в., завершилось в сер. 19 в.) ликвидировало вековую замкнутость натурального х-ва казахов, способствовало экономич. и культурному развитию края, подъему антифеодального просветительского движения. Со 2-й пол. 19 в. начинается новый период в развитии философской и общественной мысли Казахстана. Просветители – Валиханов, Алтынсарин, Абай Кунанбаев – выступают против бесправия и угнетения масс, разоблачают эксплуататоров народа. Ратуя за ликвидацию отсталости Казахстана, призывая к развитию дружбы между народами, они критикуют колониальную политику царизма. Свои взгляды они стремятся обосновать, опираясь не на миф и веру, а на человеческий разум и научные данные; познание рассматривается ими как отражение объективного мира. "... Ум и знания – это уже плоды труда, – писал Абай Кунанбаев. – Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир". Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана. Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Примером этого служит его труд «Записки о судебной реформе», где отмечается «несостоятельность» царского правосудия в степи. Незнание царскими судами обычаев и традиций местного населения приводит к равнодушию и чванству судей, порождая взяточничество и несправедливость. Он считал первым условием для общественного прогресса - подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы Общественно-политическим взглядам И. Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально-административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества И. Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения. Либерально-демократические воззрения лидеров Алаш-Орды. Революция 1905–1907 в России дала сильный толчок росту освободит, движения. Обострение социальных противоречий обусловило формирование различных идейных течений в казахской философской и общественной мысли. Развитие капитализма способствовало усилению мистической настроений казахских феодалов, идеологию которых выражало религиозно-мистическое течение. Представителями этого течения, продолжавшего традиции некоторых поэтов 2-й пол. 19 в. (Канаев Ш., Дулат Бабатаев), были Шакарим, Ж. Копеев и др. Хотя некоторые из них (Копеев, Аубакир) указывали на полезность светского образования, в целом они отрицательно относились ко всему прогрессивному в экономике и культуре, пропагандировали ислам, распространяли религ.-мистич. поэмы ("Зархум", "Сейфульмулик", "Сал-Сал", "Сеит-Баттал" и др.). Интересы тех феодалов, к-рые приспосабливали свое хозяйство к потребностям рынка и постепенно превращались в капиталистов-скотовладельцев, находили выражение в консервативно-буржуазном течении. Это течение было представлено газ. "Казак" (1913–18), вокруг к-рой объединялись А. Байтурсунов, М. Дулатов, А. Букейханов и др., составившие впоследствии руководящее ядро контрреволюционной буржуазно-националистической партии "Алаш". Сторонники этого течения стояли за постепенную эволюцию края к капитализму при сохранении кочевничества и патриархальных обычаев и традиций. В отличие от религиозных мистиков, они выдвигали на первый план вопросы социально-политического, хозяйственного, культурного развития; в то же время выступали в защиту религии. С развитием капиталистического уклада в Казахстане нарождалась национальная буржуазия, наживавшая состояние на торговле и эксплуатации наемного труда. Интересы этого слоя отражало прогрессивно-буржуазного направление, представленное журналом "Айкап" (1911–15), газ. "Казакстан" (1911–13), "Алаш" (1916–17) и др. Представители этого направления (М. Сералин, Б. Каратаев, О. Карашев, Е. Бюйрин, К. Тогусов и др., впоследствии перешедшие на сторону революции и на службу советской власти) в общесоциологических и религиозных вопросах принципиально не расходились с деятелями консервативно-буржуазного течения; однако они критиковали консервативные воззрения газ. "Казак" по вопросу о перспективе развития Казахстана, призывали казахов перейти к оседлости, порвать с кочевым образом жизни. Интересы и чаяния трудящихся масс были выражены в демократическом течении, представленном поэтом-мыслителем Торайгыровым, сатириком С. Донентаевым, писателем и педагогом С. Кубеевым и др. Продолжая традиции просветителей, эти деятели выступали против бесправия масс и произвола властей. Они резко осуждали деятельность мусульманского духовенства, показывали вред, наносимый народу религиозными суевериями. Торайгыров считал служителей религиозного культа "духовными угнетателями" народа; религию он рассматривал как "результат векового невежества" людей, мечеть называл "бессмысленным" учреждением. Материальный мир для Торайгырова вечен и бесконечен, находится в процессе непрерывного изменения, подчиняется объективной закономерности. В нач. 20 в. распространяется марксистская литература. В край проникают большевистские газеты "Искра", "Звезда", "Правда", на страницах которых помещались корреспонденции о жизни рабочих Казахстана, об их борьбе против эксплуататоров. В г. Верном (ныне Алматы) и др. местах были созданы нелегальные библиотеки, включавшие произведения классиков марксизма-ленинизма ("Наемный труд и капитал" К. Маркса, "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельса, ряд работ В. И. Ленина). Местные группы и организации РСДРП издавали и распространяли революционную прокламации. Победа Октябрьской революции обеспечила торжество марксизма в Казахстане. Буржуазные националисты (А. Байтурсунов, А. Букейханов и др.), ранее (1917–18) писавшие о невозможности "построения социализма в течение ближайших столетий", выдвигали теперь идею об автоматического переходе Казахстана к коммунизму, поскольку у казахов, как писал Байтурсунов, "нет ни капитализма, ни классовой дифференциации, даже собственность у них не так резко разграничена, как у других народов", а "многие предметы потребления считаются у них общественным достоянием". Цель подобных "теоретических" ухищрений состояла в том, чтобы воспрепятствовать ликвидации казахского байства как класса, спасти скот и имущество феодалов от конфискации. Большевики Казахстана, руководствуясь ленинским положением о переходе отсталых стран "...к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития", разоблачали эти националистическую "теории", вели воспитательную работу среди трудящихся, подготавливая их к коренным социальным преобразованиям, к ликвидации эксплуататорских классов и коллективизации ханства. 3. Политическая мысль Казахстана в XX столетие. Казахская интеллигенция начала ХХ века, продолжая традиции предшествующей эпохи, воспевала в своих трудах веру в гражданственность, независимость и стремление к свободе до образования государственности – М.Дулатов «Проснись казах», М.Жумабаев «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее», А.Байтурсынова «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка», а также А.Бокейханов, Ш.Кудайбердиев, М.Шокаев, Ж.Аймауытов. Общественно-политическая жизнь Казахстана в период становления тоталитарной системы. Сталинско-голощекинская коллективизация, политика ''малого октября'' и др. не менее трагические события в политической истории Казахстана. Развитие политической мысли Казахстана в 1946–1970 гг. Нарастание противоречия между обществом и административно приказными методами партийно-государственного руководства. Фабрикация дел о якобы существующем национализме. Политическая жизнь и национальные процессы в Казахстане 70-80гг. Деформации и ошибки советского правительства в построении национальной политики государства. 4. Политические идеи суверенного Казахстана. Развитие политической науки в суверенном Казахстане. Независимость как основная ценность в становлении демократической политической мысли. Казахстан как правомерный субъект на политической карте мира. Первый Президент РК [kgl].
[gl] Тема 3. Власть как политический феномен [:] Цель: раскрыть понятие «власть», которое относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления. Структура: 1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы. 2. Легитимность власти. 3. Разделение властей как теория и принцип 1. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления. Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти. Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации. В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|