Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 3 глава




Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения, в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции: определение целей развития общества; властно-политическая интеграция; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; обеспечение целостного управленческого воздействия на общество; разрешение конфликтов; мобилизация ресурсов и др. Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях».

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие». «Входящие» функции: политическая социализация и вовлечение в политику; артикуляция (выражение) интересов; агрегирование (интеграция) интересов; политическая коммуникация. «Исходящие» функции: нормотворчество; использование правил и норм; контроль за соблюдением правил и норм. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. В отечественной науке критерием типологии политических систем считался экономический базис общества. Соответственно выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Не отрицая этого критерия, следует отметить чрезмерную абсолютизацию экономического фактора. Из истории известно, что однотипный экономический базис породил различные типы политических систем накануне второй мировой войны (фашистская Германия, Франция, Великобритания, США).

С современной политической науке критериями типологии политических систем являются: характер взаимодействия со средой: открытые и закрытые; тип политической культуры и ее выражение в формах организации власти: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная, доиндустриальная, частично-индустриальная;

ориентация на стабильность или перемены: традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные; участие граждан в политической жизни; социальная основа;

характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности (политический режим) и др.

Таким образом, политическая система предстает перед нами как огромное количество постоянных и переменных величин, процессов, структур, идей, которые движутся в разных направлениях, в разных измерениях и с разной скоростью. Для каждого элемента есть свое место в системе в целом или в подсистеме, все элементы оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости. Категория «политическая система» имеет два взаимосвязанных значения: первый – политическая система представляет собой искусственно созданный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений, то есть является средством системного анализа политики; второй – политическая система как механизм власти, который включает государство, партии, политические ассоциации и объединения различных политических субъектов (групп и индивидов), средства массовой информации, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы, Конституцию. Несмотря на разные подходы к пониманию политической системы, ее структуры, функций, типологии, общее есть: политическая система ассоциируется с применением узаконенного подчинения, принуждения, наказания.

3. Радикальные социально-экономические и политические преобразования в РК выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в РК занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно… Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента Казахской ССР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года.

Принятие Конституции РК (1995 г.) фактически означало ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы с широкими полномочиями Президента. В связи с этим встает вопрос о критериях политической оптимальности проводимых в РК преобразований и трансформации политической системы, ее отдельных подсистем. Совокупность критериев оптимальности предлагает американская политическая наука:

- устойчивость или продолжительность существования системы во времени;

- адаптивность (приспособляемость) системы, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде;

- продуктивность означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на выходе» системы;

- эффективность понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы на ход событий;

- рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью выработанных решений, затратами на их реализацию.

Последовательное формирование качественно новой политической системы возможно при наличии научно обоснованной концепции реформирования и участия в этом процессе большинства населения. Становление политической системы РК методом проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет «дорогую цену»: потеря управления экономикой, падение объемов производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, маргинализация значительной части населения, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Основные понятия и категории: система, политическая система, политическая организация, политические отношения, политическая жизнь, субъекты политики, структура, институт, функции, типы политической системы, политическая стабильность, легитимность власти [kgl].

 

[gl] Тема 6. Государство и гражданское общество [:]

Цель: объяснить, что наиболее важным и значимым институтом политической системы выступает государство, которое концентрирует в своих руках власть и ресурсы, позволяющие ему эффективно влиять на социальные изменения. Разъяснить студентам, что гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов, благодаря чему выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы.

Структура:

1. Государство как социально-политическая организация общества.

2. Основные концепции происхождения государства.

3. Формы государственного устройства и правления.

4. Правовое и социальное государство: ценности и принципы.

5. Гражданское общество: сущность, структура, черты

1. Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.). В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

1. Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.

2. Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3. Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, власть, во-первых, является универсальной и распространяется на все население страны; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия (армия, полиция, тюрьма).

Кроме данных признаков некоторыми авторами выделяются такие компоненты государственности, как право, налоги, принуждение и т.д. Таким образом, предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее определение государства. Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

2. Существует несколько концепций происхождения государства. Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунство, как отеческую, в результате соединения родов в племена, племен в общность, государства. Государство представляется как большая семья, созданная на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. Древнегреческий философ Аристотель указывает на естественное происхождение государство из общности семей и сознательных граждан. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию Государства, согласно которой оно являлось большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и общей пользе.

Теократическая концепция связывает возникновение Государства с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции персона верховного правителя – божественного происхождения. Современный католицизм предполагает также божественный генезис идеи Государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления. В древнем Китае верили, что их страна «Поднебесная» создана, руководиться и контролируется Небом, т.е. Богом, а их интересы – Божественного происхождения. Аналогичны представления о верховной власти, Государства существовали и существуют, например, в Японии.

Договорная концепция выводит Государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. В учении Мои дзы отстаивался принцип естественного равенства людей и идея договорного Государства, в основе которого лежит воззрение о принадлежности верховной власти народу. Демокрит и Эпикур считали, что для сохранения Государства единства требуются единогласие граждан, взаимное сочувствие, взаимопомощь, братство. Гоббс, Локк наиболее полно выразили идею общественного договора, считая, что Государство – результат своеобразного соглашения, заключенного между суверенными властителями и подданными, и орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В 19 в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что Государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и сильными.

Психологическая теория выводит идею образования Государства как творение человеческого гения.

Широкое хождение имеет социально-экономическая теория. Эта теория объясняет генезис Г. такими социально- экономическими факторами как общественное разделение труда, экономическими интересами, социальными противоречиями. Один из ее ранних представителей Платон выводит истоки Государства из разделение труда, обособление деятельности по руководству обществом.

Марксизм объясняет возникновение Государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Чтобы классы с противоречивыми экономическими интересами не пожирали друг друга, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновения, держало бы общества в границах порядка, но порядка, который узаконивает и упрочивает угнетение. И эта сила есть Государства. Переходной формой Государства почти единодушно признается вождизм, выделение прослойки вождей. К предпосылкам возникновения Государства относятся разнообразные факторы. Экономические факторы связаны с переходом от присвающего к производящему хозяйству, с торговлей и др. Экономический фактор создает предпосылки для появления социально-экономического неравенства, предрасполагая к определенным видам хозяйственной деятельности - ирригации, скотоводству, земледелию и др. Демографический фактор связан с численностью и плотностью населения, переходом от миграционного состояния к оседлому образу жизни. Психологический фактор сообразуется с образом жизни общности, чертами психологического склада. Внешние факторы возникновения Государства – это опасность экспансии, война, требующая организации сил и институализацию политических форм. Сейчас упрочивается мнение нецелесообразности выделения какого-то определенного фактора возникновения Государства.

Общая теория Государства возникла в конце 19 в. как легалистская теория и именовалась «юридической». Согласно так называемой «теорией трех элементов» Государство существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть. Под Государством можно понимать организованный народ, территорию, на которую распространяется власть, и организацию самой государственной власти. Здесь можно сказать, что Государство отождествляется с государственным правом, точнее с законом.

Первый элемент – народ. Современная теория Государства является юридической, ибо обоснование Государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т.е. основными требованиями определенной меры свободы человека первичной по отношению к власти. Эти требования и права народа признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория Государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права. Соответственно изменяется и смысл «теории трех элементов». Речь идет не о населении Государства, а о народе как этнической общности, имеющей права на полит. самоопределение. Любой этнос, осознающий себя как нацию, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной власти, и это право признается мировым сообществом. Следовательно, субстанциональный элемент государственности – это политически самоопределяющаяся нация.

Второй – территориальный элемент. Это не просто территория в признанных границах, а страна, географическая область, с которой нация связана как субъект права на политическое самоопределение. По территориальному признаку оно может реализоваться путем образования, как автономии, так и Государство - субъекта федерации.

Третий – институциональный элемент государственности. Это публичная власть, ограниченная правами человека. Связь этого аспекта государственности с правами человека не формируется в ригористической форме (ригоризм – твердость, строгость). Общая теория Государства исходит из того, что власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и что власть, попирающая права человека и осуществляющая террор против народа, не признается Государством. Эта теория признает право народа на гражданское неповиновение.

3. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства». Форма как совокупность внешних признаков государства включает такие элементы: форму государственного устройства, форму правления. Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются: унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония), федерация (Россия, США, Канада), конфедерация (Австро-Венгрия, союх Норвегии и Швеции до 1905 года, а также ее черты прослеживаются в Европейском Союзе).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Принято различать две основные формы правления – республику и монархию. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию двух видов: абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и конституционную, которая в свою очередь делится на: - дуалистическую (Иордания, Марокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, - парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Великобритания).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскуюи смешанную (полупрезидентскую). При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности. Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 года. Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль. Парламентская форма правления осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии и др. Смешанная республика (полупрезидентская) существует в Австрии, Португалии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Таким образом, современные государства имеют довольно сложную структуру, которая характеризуется формой государственного устройства и правления.

4. Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII – началу XIX века, к периоду становления буржуазного общества, когда в трудах Дж. Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона были сформулированы ее основные положения, среди которых можно выделить следующие:

- верховенство правового закона;

- реальность прав и свобод граждан;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие форм контроля и надзора за осуществлением законов.

Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а форма выражения, организации и защиты свободы общественных отношений людей. Содержание свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. На основе исторического опыта сложились основные общечеловеческие представления о правах и свободах личности. Среди важнейших из них: право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на образование, на труд и многие другие. Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека.

Основные пути формирования данного механизма:

1. превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества;

2. добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение;

3. превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;

4. децентрализация управления.

Идея социального государства была впервые сформулирована немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX века, а в 1930 году Германом Геллером было введено само понятие «социального государства». Сегодняшние политологи следующим образом определяют данное понятие, это государство которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов.

Условия необходимые для формирования социального государства:

- социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики;

- необходимыми предпосылками становления социального государства выступают правовое закрепление частной собственности, политической и социальной свободы и т.д.

- открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм.

В западной политологии выделяют три типа социального государства: консервативный, либеральный и социал-демократический. Таким образом, правовое и социальное государство является величайшим достижением мировой цивилизации.

5. Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации. Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру. Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода личности и ее активное участие в общественной жизни, дееспособная система образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов. Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством. Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников средств производства, развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан как равноправных хозяйственных субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения сознания людей, формирование и закрепление чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов. Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности; в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики. Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную; связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением закона; взаимной ответственности государства и личности; отделения идеологии от государства.

Таким образом, гражданское общество выступает как сфера реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других интересов. Оно есть основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление гражданского общества представляет собой непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства [kgl].

 

[gl] Тема 7. Политические режимы [:]

Цель: разъяснить студентам как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство. Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим», что представляет собой особую система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Структура:

1. Понятие политического режима. Типы политических режимов.

2. Тоталитаризм как политический феномен. Тоталитаризм, его основные типы и разновидности. Исторические формы диктатуры. Формы тоталитарной системы. Политическая практика тоталитарных режимов. Основные черты тоталитарных систем

3. Авторитаризм. Отличие авторитарной политической системы от тоталитарной. Объективные основы авторитарных систем. Основные типы и формы авторитарных систем Традиционные абсолютные монархии, олигархические и военные режимы. Пути перехода от авторитаризма к демократии.

4. Понятие демократии. Демократизация на современном этапе как одна из главных проблем политической науки и практики.

1. «Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п. Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...