КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 4 глава
- степень участия народа в формировании политической власти; - гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства; - степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии; - характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; - реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями; - положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства; - политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; - учет интересов меньшинства при принятии политических решений; - наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов. 2. Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности. Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму. Тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
Характерные черты тоталитаризма: - идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия; - господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист - становится ядром всей политической системы; - запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений; - тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями; - доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления; - предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей. Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались, в конце концов, во власти тоталитаристских сил. В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.
Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти. Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях. Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе. 3. Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Признаки авторитарного режима: - автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа); - неподконтрольность власти народу, сужены или, сведены на нет, действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; - монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества); - отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику; - в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; - отсутствует единая идеология; - права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере); - личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; - силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях. В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач. Однако авторитарный режим, без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии. 4. Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:
- признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); - периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; - провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.; - принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении; - демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов; - доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения; - реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей. В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей. Плебисцитарнаядемократия в отличие от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту). Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.). Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти. Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны. Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны: - в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс; - различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп; - плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп. Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий. Для постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований: 1) быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств); 2) так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ. В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления [kgl].
[gl] Тема 8. Демократизация и политическая модернизация общества [:] Цель: раскрыть понятие «политическая модернизация», которая обозначает переход общества от традиционной политической системы к современной и представляет собой возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением. Демократизация – это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временим и пространством механизма действенности; свободное, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства. Структура: 1. Демократия как форма государственного устройства и режим. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная. Индивидуалистическая, коллективистская и плюралистическая демократия. Общие принципы и институты демократии. Прямая и представительная демократия. Недостатки и достоинства демократии. Уроки демократии. Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Проблемы становления казахстанской модели демократии. 2. Проблемы модернизации политической системы. Понятие политической модернизации. Модернизация и переход от тоталитаризма к демократии. Традиционная политическая культура и проблемы ее модернизации. Формирование демократической политической системы как сущность процесса модернизации политических систем. 3. Проблемы политической модернизации казахстанского общества. 1. Конституционные признаки демократии. Учитывая взаимосвязь между нормативным и эмпирическим определениями демократии, можно выделить следующие характерные черты: 1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, духовенство выступает официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов. 2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией можно считать лишь то государство, в котором лица осуществляющие верховную власть, избираются, причем на определенный срок. 3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организационной политической системе он предполагает также свободу создавать полит. партии и другие объединения для выражения воли народа, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе на занимание руководящих должностей в государстве. 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Эти требования являются минимальными условиями, позволяющие говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные полит. системы, основанные на общих принципах демократии, существенно отличаются друг от друга, например, античная и современная и др. Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их. В соответствии с ее первым, важнейшим принципом – суверенитетом народа – демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и какосуществляется им суверенитет. Понятие «народ» в истории трактовалось неодинаково. В отличие от современного понятия как взрослого населения страны, примерно до середины 19 в. «демос», народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами (как это было в античной демократии), либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями и т.д. Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения, в частности, не предоставляющие им избирательных прав, как социально-ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий – государств с равными политическими правами для всего взрослого населения. Вплоть до 20 в. ни одна из ранее существовавших демократий не предоставляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые или патриархальные демократии. В истории встречаются такие трактовки народа, как черни, простого люда, неимущих нижних слоев, составлявших большинство населения. Такое определение народа встречается и у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, не способной к управлению, к рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие «охлократия» – «власть черни, толпы». В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную). В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такую форму участия можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя и в греко-римском мире. В современных условия прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах и т.д. Плебисцитарная система. Различие между ней и прямой демократий проводятся не всегда, но отличие есть. Это – в том, что, например, в прямой демократии предполагается участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии полит. решений и контроле за их осуществлением), а в плебисцитарной демократии возможности полит. влияния граждан значительно ограничены. Им предоставляется правом голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительство, партией и т.д. Представительная демократия. Это такая форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Представительная демократия необходима особенно тогда, тогда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, трудно доступные для понимание неспециалистов. Либеральная, конституционная демократия. Это такая форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуалистических или коллективных прав, таких, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Социальная демократия. Этот термин используют часто для характеристики любой политической или социальной системы, которая, независимо оттого, демократическая она или нет, ставит свой целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Крайней формой такой демократии является социалистическая. В зависимости от строения и порядка формирования органов, институтов власти (второй признак демократии) демократические государства делятся на парламентские, президентские, смешанные республики, суперпрезидентские, парламентские монархии и тд. Важные характеристики вытекают из третьего признака – равенства прав граждан на участие в управлении государством. Такое равенство может быть формальным, чисто юридическим, и фактическим, предполагающим создание примерно одинаковых социальных возможностей для реализации своих политических прав (материальный достаток, образование, свободное время, доступ к информации и т.д.). В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого государством, демократию делят на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, равенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государства. 2. Политическое изменение и политическое развитие – два вида существования политического процесса. 1) Политическое изменение – появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, однонаправленный, линейный процесс, протекающий по заданному алгоритму, безальтернативно, имеющий конкретный логический конец. Политические изменения – это ежедневные количественные изменения политической системы. Масштаб политического изменения – это масштаб повседневной жизни и истории. Политическое развитие – последовательная смена качественных состояний политической системы в целом и её отдельных составных частей, разнонаправленный, нелинейный процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов, с различными конкретными результатами. Масштаб политического развития – это масштаб эволюции. Политическое изменение и политическое развитие –это динамическая характеристика политики, разные способы существования политического процесса. 2) Политическое развитие характеризуется разнородностью путей, результатов и факторов, являющихся причиной политического развития. В этой связи исследователи, имеющие разные точки зрения относительно путей, результатов и факторов политического развития, объединены в две группы. Представители первой считают, что политическое развитие протекает однолинейно и с одинаковым результатом. Представители второй группы считают, что политическое развитие протекает неоднолинейно и с разными результатами. 3) Основными условиями политического развития являются своевременная адаптация политической системы к меняющимся потребностям и интересам граждан; своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований; целенаправленное формирование демократической политической культуры общества. 4) Типология политического развития выделяет эволюционный и революционный, стабильный и кризисный типы политического развития, а также глобализацию, модернизацию и демократизацию. Политическое развитие (переход) от традиционного общества к современному получило название модернизации. Таким образом, модернизация – это тип политического развития. А поскольку политическое развитие является способом существования политического процесса, модернизация есть не что иное как конкретный политический процесс. Сущность модернизации.1. Базовыми категориями процесса модернизации являются традиционное и современное общества. Традиционное общество – тип организации социальной жизни, характеризующийся малоподвижными социальными структурами и способом регуляции политических процессов (тип социального действия), основанном на традициях, следовании однажды принятой привычной установке. Современное общество – тип организации социальной жизни, характеризующийся гибкостью социальных структур и способом регуляции политических процессов, основанном на рациональном сознании и выборе. Переход к современному обществу – это становление индустриального, демократического общества, поэтому понятие современности и демократии синонимичны, тождественны. 2. Термин «модернизация» – собирательный. Он отражает, во-первых, процесс перехода от традиционного общества к современному (процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые), во-вторых, состояние (стадии, различные ступени) развития самого современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции. Модернизация – процесс, ведущий к созданию социальных, экономических и политических систем, сложившихся в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII и XIX веками и распространившийся затем на другие страны и континенты. Модернизация– это переход от традиционного аграрного общества к современному, индустриальному, а в последние десятилетия и постиндустриальному обществу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|