Речеведческие понятия — основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка
Теоретические основы совершенствования коммуникативной компетенции. Содержание речеведческого раздела курса. Методика работы над речеведческими понятиями и коммуникативными умениями. • Существенной особенностью родного языка как предмета обучения является его неоднородность. Как известно, в широком смысле слова язык включает в себя речевую деятельность — процессы говорения (письма), понимания, языковой материал — совокупность текстов, созданных на этом языке, языковую систему — словарь, грамматику (Л. В. Щерба). Реально язык существует только в виде речевой деятельности. Два других аспекта производны от деятельности: языковой материал, т.е. произведения писателей, ученых, публицистов, деловые тексты, личная переписка людей, дневниковые записи и пр., является результатом, продуктом речевой деятельности их авторов, зафиксированным на письме или на магнитофонной пленке; языковая система — результат научной деятельности ученых-лингвистов, основанной на изучении языкового материала и направленной на постижение сущности языка, закономерностей его «устройства». Все три аспекта существенны, важны для обучения, они должны быть отражены в содержании школьного курса, потому что речевая деятельность (точнее, овладение ею) составляет важную цель школьного языкового образования, а языковой материал и языковая система является средством обучения речевой деятельности. Языковой материал, т. е. тексты, различные по стилю, типу Речи, жанру, используется в обучении как дидактический Материал и обеспечивает непосредственное усвоение языка Путем «впитывания» языковых образов. Языковая система, или научные сведения о языке и речи, напротив, способствует осознанию непроизвольно сложившегося речевого опыта. Осознанность развивает и «утончает» (А. М. Пеш-ковский) чувство языка и, что особенно важно на этапе совершенствования умений и навыков, делает возможным организацию самоконтроля в обучении.
Учение Л. В. Щербы о трояком аспекте языковых явлений по-новому высветило понятие «язык» и обогатило методику преподавания родного языка. Теоретическую основу развития и совершенствования коммуникативной компетенции (обучения связной речи) составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является речь. «В лингвистике существует две сферы исследований: в одной изучаются языковые системы, в другой — речь. Лингвистика речи имеет своим объектом все те типизированные явления, которые не оторвались от участников коммуникации и обстановки общения, т. е. от прагматической стороны речи». Прагматическую сторону речи составляют компоненты речевой ситуации: «говорящий субъект и адресат.., обстановка речевого общения и тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение» (Н. Д. Арутюнова). В лингвистике речи различают ситуацию общения и денотативную, описываемую ситуацию. Первая включает в себя условия и задачи общения: характеристику участников коммуникации, сферы общения и коммуникативное задание — цель общения; вторая представляет фрагмент действительности, который воспроизводится говорящими, т. е. предмет речи. Зависимость речевых явлений от денотативной ситуации отражается в функционально-смысловых типах речи (описании, повествовании, рассуждении) и их семантических разновидностях (фрагментах текста с предметной ремой, качественной, акциональной и др.) (Г. А. Золотова). Зависимость речевых явлений от ситуации общения рассматривает функциональная стилистика.
Жанры внутри того или иного стиля соотносятся как с денотативной ситуацией, так и с ситуацией общения, но уже понимаемыми более конкретно, чем стилистически значимая ситуация. Например, жанр портретного очерка моделируется следующими компонентами речевой ситуации: предмет речи — личность, заслужившая право на общественное внимание; условия общения — массовая коммуникация (газета, радио, телевидение); задача речи — воздействие на читателей (зрителей, слушателей) силой примера. Зависит от ситуации и культура речи — нормы коммуникативно-целесообразного использования языковых средств. Связь лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой прагматикой, с условиями протекания речевого акта, дает основание говорить о них как о речеведческих дисциплинах (М. Н. Кожина), а понятия, рассматриваемые в них, объединить общим термином — речеведческие понятия. Термин этот уже вошел в методику и школьную практику, и речеведческие понятия (вместе с коммуникативными умениями) составили содержание специального раздела «Речь» в курсе русского языка, получившего отражение в госстандарте и действующих программах и учебниках. * Основу раздела «Речь» составили пять групп речеведческих понятий. 1. Речь как использование языка для общения людей. Ус Речь как процесс — речевая деятельность. Речь как продукт речевой деятельности — текст. Речевая деятельность, ее структура, четыре фазы структуры речевой деятельности: 1) ориентировка (в ситуации, в предмете речи); 2) планирование (составление программы высказывания); 3) реализация программы; Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. 2. Текст как объект лингвистики. Признаки понятия: 1) членимость; 2) смысловая цельность: тема и основная мысль текста, 3) формальная связность: развитие мысли в тексте, ак
в предложениях текста, способы связи предложений в тексте (последовательный и параллельный), средства связи предложений в тексте (повторы, местоимения, синонимы, антонимы слова со значением «целое и его части», однокоренные слова; деепричастные обороты, придаточные времени, обстоятельства времени и места, союзы и др.); 4) относительная автономность высказывания. 3. Функционально-смысловые типы речи. Функциональ 4. Функциональная стилистика. Речь разговорная и книж Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Понятие стиля речи; признаки, внеязыковые (сфера применения, условия общения, задача речи) и языковые. Жанры как разновидности того или иного стиля. Стилистическая окраска средств языка: функционально-стилистическая (книжная и разговорная), эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Средства словесной образности. Изобразительно-выразительные речевые средства. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза. Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
5. Культура речи, ее предмет и задачи1. Две ступени овладе Основной критерий правильной речи — соответствие нормам литературного языка. Нормы орфоэпические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы. 1 См.: Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980; Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980. т Основной критерий хорошей речи — коммуникативная це-десообразность речи. Коммуникативные качества хорошей ре-чй; точность речи, ясность (понятность) речи, чистота речи, выразительность речи, богатство речи (разнообразие лексических й грамматических средств), уместность речи. Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении, речевой этикет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|