Работа над текстом на основе речеведческих понятий
(методика формирования умений). В процессе развития коммуникативной компетенции речеведческая теория усваивается учащимися не в виде определений понятий и формулировок правил, а в де-ятельностной форме, в виде умений, учебных действий с этими понятиями и правилами. К ним мы относим умения определить стиль текста, тип речи, способ связи предложений в тексте, различные виды анализа текста: анализ типологической структуры текста, анализ его композиции, стилистический анализ текста, анализ способов и средств связи, использованных в тексте, и др. Рассмотрим работу над текстом на материале отрывка из «Голубой чашки» А. Гайдара. Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту... Раз — и по пояс в воду. Два — и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот он и сухой берег. (А. Гайдар. «Голубая чашка») Чтобы определить стиль и тип речи, надо знать необходимые и достаточные признаки этих понятий. Стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков речевой ситуации, в которой употреблено данное высказывание. Имеется в виду сфера общения (официальная или неофициальная обстановка), адресат (один человек или многие люди), цель, задача общения (сообщение информации, воздействие на слушателя или общение с ним). Тип речи определяется по общему, типовому значению высказывания: говорится ли в тексте о постоянных, одно-временно наблюдаемых признаках (описание), о ряде сменяющих друг друга действий (повествование) или о причинно-следственных связях (рассуждение).
Следовательно, ученик определяет стиль и тип речи примерно так: — Этот текст взят из книги: она адресована всем, кто заинтересуется этим произведением. В тексте хорошо просматривается задача, характерная для художественной речи, — изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние — свое и героев. Читая текст, мы как бы видим, с каким трудом выбирались герои рассказа из болота, чувствуем их состояние. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи — повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота. В свернутом письменном варианте, уже на следующем этапе работы над умением определять стиль и тип речи, ответ учащегося может быть таким: Стиль речи художественный: 1 — много официальная обстановка (о/о) воздействие (на воображение) Тип речи — повествование: говорится о последовательных действиях. На втором этапе работы формируется умение анализировать, разбирать текст. До введения в школьную практику понятий стиля и типа речи стилистический анализ текста состоял в том, что учащиеся, полагаясь на свое чувство языка, находили в тексте стилистически окрашенные языковые и речевые средства и по языковым средствам определяли стиль. Наблюдения над языком не были организованы понятием, поэтому учащиеся замечали далеко не всё, что нужно было увидеть, так как отнюдь не все учащиеся способны были почувствовать стилистическую окраску языковых средств. Теперь же анализ текста проводится уже после того, как определен стиль и тип речи. Зная признаки речеведческих понятий, ученики ИЩУТ и находят уже совершенно определенные приметы стиля или типа речи, причем не только языковые, но и содержа- г теяьные. Теперь они смотрят на текст сквозь призму понятия.
В нашем примере использован текст художественного стиля речи. Следовательно, и содержание текста, и его речевое оформление должны соответствовать речевой зада-че, решаемой средствами этого стиля, — нарисовать словом картину, передать свое отношение к предмету речи. Ясно, что нужно искать приметы изобразительной и эмоциональной (субъективной) речи. В данном тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор дробит действие «выбираться из болота» на его составляющие и в деталях показывает, как это делали его герои. Это так. называемая образная глагольная конкретизация — речевой прием, широко используемый в художественных текстах: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку. При этом каждое действие, в свою очередь, уточняется с помощью обстоятельств места и образа действия, употребленных при глаголе и образующих с ним словосочетания. Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания: хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег, а также конкретная, чувственно воспринимаемая лексика: плюхнулся, трухлявое, хлюпкие и др. При этом обращается внимание на то, что в анализируемом тексте отсутствует лексика, употребленная в переносном значении, изобразительные приемы — метафора, олицетворение, сравнения. Эти образные средства относительно легко определяются учащимися, и тексты, в которых они содержатся, представляются более простыми для стилистического анализа. С них надо начинать, но ими нельзя ограничиваться, иначе у учащихся создастся ошибочное впечатление, что метафоричность речи — обязательное свойство художественного текста. Важно научить детей видеть в тексте образность, создаваемую простыми средствами, прямыми значениями слов, с помощью подчеркнутой конкретизации речи (так называемую «образ-вую конкретизацию». — М. Н. Кожина). Вторая линия стилистического анализа художественного текста связана с наблюдением над эмоционально-экспрессивной стороной речи. В нашем тексте используется экспрессивная лексика (плюхнулся, полетело в грязь
бревно) и экспрессивный синтаксис: сложносочиненные предложения с союзом «и», обозначающие действие и его результат; при этом действие не называется, а лишь обозначается с помощью номинативного предложения, выраженного числительным (Раз — и по пояс в воду. Два — и захрустела сухая осина); неполные предложения (...ц по пояс в воду — ср.: провалились по пояс); безглагольные предложения с частицей «вот», обозначающие наличие предмета (Вот еще одна лужа) и с частицей «вот и», имеющие значение ожидаемого результата (Вот и опора. А вот он и сухой берег).
Рассмотрим этот же текст сквозь призму понятия тип речи. Как мы уже говорили выше, в повествовании речь идет о последовательных действиях. В первом предложении текста четыре действия героев рассказа передаются с помощью глаголов движения. В остальных семи предложениях действующие лица так же, как и раньше, продолжают передвигаться по болоту, но уже выполняют и другие физические действия: повалили в болото осину, бросили туда же бревно и пень и таким образом обеспечили себе опору для прыжка — однако ни одно из этих действий в тексте не названо, а говорится лишь об их последовательности (Раз... Два..,) и об их следствиях (Раз — и по пояс в воду, т. е. прыгнули и провалились. Два — и захрустела сухая осина, т. е. повалили осину). Это особый способ построения изобразительного повествования, при котором само действие не называется, но называется его результат, а о действии мы догадываемся, исходя из контекста. Такое повествование обычно бывает лаконичным, экспрессивным и используется только в тех стилях, которые допускают экспрессию (художественном, разговорном и некоторых жанрах публицистики). Школьников надо научить выполнять речеведческий анализ не только на готовом тексте, но и на тексте прогнозируемом, создаваемом. Продумывая тему сочинения, надо в общих чертах определить, какие типы речи уместно использовать в сочинении. Например, при подготовке учащихся к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» ставится вопрос, какие типы речи ученики предполагают использовать в сочинении. Здесь возможны два варианта. Первый: основной тип речи — повествование. В него включаются описание предмета (внеШ-
120 I ности героя), описание состояния мальчика и его верного друга — собаки, оценка события членами семьи. Возникает вопрос: надо ли в рассказ включать также и другие описания — внешности сестры, матери, брата, описание комнаты? Вероятно, в повествовательном сочинении эти фрагменты будут лишними — они отяжелят рассказ, уведут от главного. Второй вариант сочинения по этой картине — описание того, что изобразил художник. Тогда ведущим типом речи станет описание места (что изображено на первом плане, в глубине картины и т. д.), в которое будут включены описание внешности и состояния всех героев картины. Оценка событий будет передана через состояние героев. Готовя учащихся к сочинению на основе личных впечатлений, надо ставить перед ними вопрос о стиле будущего сочинения: для высказывания в научном стиле потребуются сведения об общевидовых признаках предметов; индивидуальные же, конкретные приметы, помогающие создавать зримый облик описываемого предмета, потребуются в другом случае, когда надо будет написать сочинение художественного стиля. При подготовке рабочих материалов для сочинения надо, чтобы учащиеся взглянули на них сквозь сетку стилистических требований к речи. Например, готовясь к сочинению на тему «Уборка классного помещения» (деловая инструкция) или «Я сегодня дежурю» (зарисовка), учащиеся записывают рабочие материалы в два столбика: Разговорный стиль: Деловой стиль: Проветрить помещение. Очистить парты от мусора. Вытереть доску, протереть стеллажи, парты, стереть пыль с подоконника. Вымыть или протереть влажной тряпкой пол. Сдвинуть парты. Речеведческие понятия, проецируемые на текст, помогают предвидеть и своевременно устранять трудности, ко-торые возникают при построении текста того или иного типа и стиля речи, дают возможность обучить школьников правилам, нормам построения текста определенного типа
г
1. В палатке разведчиков было тесновато, но зато как все (По В. Катаеву) 2. В палатке разведчиков было тесновато, но зато в ней было Из примеров хорошо видно, что порядок слов определяется основной мыслью высказывания. Если задачу высказывания мы видим в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находились в комнате, то слова в предложениях располагаются в следующем порядке: сначала называется место (г д е?), затем предмет (ч т о?) (2-й текст). Если же мы хотим обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате был порядок и каждая вещь занимала свое место или, напротив, показать, что в помещении был полный беспорядок и все лежало не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (ч т о?), затем место (г д е?) (1-й текст). Таким образом, формируя представление об особенностях построения того или иного типа речи, мы можем целенаправленно обучать школьников работе над текстом связного высказывания. Как известно, тип речи охватывает сравнительно небольшой отрезок связного текста. Текст любого сочинения или изложения обычно состоит из нескольких типовых Фрагментов. Привычные в практике работы названия — сочинение типа описания животного, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение — фиксируют лишь преобладающий тип речи в данном сочинении. Поэтому надо учить учащихся всматриваться в текст, видеть в нем сочетание фрагментов с разным типовым зна- чением. Анализ типологической структуры текста полез. но приводить перед написанием изложения. С точки зрения психологии речи изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятель-ности — восприятия (присвоения) чужого высказывания и его воспроизведения. Присвоить (запомнить) чужое вы. оказывание легче, если оно подается в память блоками (об. разами-схемами, смысловыми сгустками — по Н. И. Жин-кину), а не россыпью (в виде слов, предложений). Типовой фрагмент и представляет собой такой смысловой сгусток — объединение однотипных (однофункциональных) предложений, в совокупности изображающих (передающих) какой-либо фрагмент действительности. Обучая школьников писать изложения, следует прежде всего научить их правильно воспринимать и чужое высказывание, сохранять его в памяти. Нужно научить учащихся видеть, выделять в тексте типы речи и схематически фиксировать структуру текста. Зная, например, что текст изложения, помимо основного типа речи — повествования, включает в себя еще два описания (места и предмета) и одно небольшое рассуждение с обоснованием оценки явления, ученик легче удерживает в памяти существенную для выражения мысли информацию. Воспроизвести текст — это значит перевести, перекодировать внутреннюю речь во внешнюю, т. е. расчленить поступивший из памяти во внутреннюю речь сгусток смысла (образ-схему) на составляющие его компоненты и выразить речевой смысл в нескольких предложениях. Выполнить операцию расчленения помогают знания о строении типа речи, о типовом значении «данного» и «нового» в том или ином фрагменте текста, о способах выражения этого значения. Следует помнить, что тип речи охватывает сравнительно небольшой отрезок связного текста. Текст любого сочинения или изложения обычно состоит из нескольких типовых фрагментов. Привычные в практике работы названия — сочинение типа описания животного, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение — фиксируют лишь преобладающий тип речи в данном сочинении. Надо учить школьников всматриваться в текст, видеть в нем сочетание фрагментов с разным типовым значением. Полезно перед написанием изложения проводить анализ типологической структуры текста, составлять его схему. т Составление схемы текста помогает запомнить исход-0ьхй текст изложения, а знание строения типовых фраг-щентов — подробно воспроизвести текст, сохраняя харак-терные для него языковые средства. Структура текста легко поддается фиксации при помощи простой схемы. Покажем это на примере текста для изложения. Речкино имя Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись: — Хрустальная?! Откуда такое название? Она же тиной поросла! Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем... Обидно! А у нас эту речку любят. Она ведь на самом деле бывает Хрустальной. Весной, в половодье, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кристаллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие, величиной с палец. Набежит ветер, качнет кусты и траву — над рекой перезвон, тонкий, стеклянный. А взойдет солнце — каждый столбик вспыхнет фиолетовым огнем, будто внутри него лампочку зажгли. Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах. Разве можно ее Болотным ручьем обозвать? (По Э. Шиму) В тексте изложения сочетается несколько типовых Фрагментов: повествование, два рассуждения, описание. Начинается текст с повествования. Затем идет небольшое Рассуждение (от слов «...А мы забеспокоились» до слова *Обидно!»). В нем объясняется состояние жителей дерев-ви (забеспокоились — почему?). Во втором рассуждении (от слов «А у нас эту речку любят» и до конца) обосновывается отношение жителей деревни к речке (любят — за Что? почему?). Описательный фрагмент текста (от слов *Ранним студеным утром» до слов «Бежит светлая Ц; В 125 речка...») содержит зарисовку речки ранней весной и вхо дит в состав второго рассуждения в качестве доказательст. ва. Структура текста, следовательно, такова: повествование 1-е рассуждение 2-е рассуждение описание Знание структуры текста помогает учащимся сохранить при пересказе все существенные для выражения основной мысли части текста. Практика проведения по этому тексту изложения без опоры на типологическую структуру текста показала, что учащиеся предельно сокращают в своем изложении, а иногда и вовсе опускают существенные фрагменты текста (первое рассуждение и начало второго рассуждения), что, конечно, нежелательно. Предварительный анализ структуры текста помогает учителю грамотно отобрать текст для изложения (с учетом изученных типов речи), правильно организовать работу обучающего типа перед проведением изложения, объективно оценить работу учащегося. Стилистический и типологический анализ текстов изложения и сочинения в 5—7 классах готовит учащихся к восприятию в 8 и 9 классах целого речевого произведения как понятия жанра. Как уже говорилось выше, отличительной чертой программы 8—9 классов является то, что ее основу составляет работа над жанрами публицистики, научной и деловой речи. Такой ведущий признак текста, как связность, рассматривается в этих классах уже не только на межфразовом уровне, но и на уровне связи фрагментов текста. Существенным элементом анализа целого текста становится выявление типологической структуры жанра, расчленение текста на составляющие его типовые фрагменты. Понятие жанра, так же как и понятие стиля и типа речи, рассматривается на речеведческой основе — посреД- сТром анализа речевой ситуации, типичной для той или 0цой коммуникативной формы (жанра). Учащиеся долж-ЯЬ1 осознать, что языковые особенности репортажа (очер-ка, статьи) определяются типовым содержанием высказывания и его целевой установкой. Например, типовое содержание репортажа составляет событие общественной ясизни, о котором рассказывают в момент его протекания (или как о таком, что происходит в момент речи). Целевая установка для репортажа может быть определена как информативно-воздействующая. Цель высказывания состоит в том, чтобы живо рассказать о событии и вызвать у слушателей (читателей) определенное отношение к событию (радость, сочувствие, гордость и т. п.). Таким образом, журналист, ведущий репортаж, не просто сообщает о фактах, а как бы фотографически отображает их и при этом оценивает, выражает свое отношение к событию, дает попутные пояснения к тому, что происходит, поэтому типологическая структура высказывания неоднородна. В любом жанре выделяется основной, ведущий тип речи и дополнительные, факультативные. В репортаже о событии преобладающим типом речи является повествование; в зачине довольно часто используются фрагменты со значением описания места; в основной части, повествовательной, могут быть небольшие рассуждения — авторские пояснения происходящих событий, размышления вслух, описания состояния самого автора или героев репортажа; в заключительной части обычно дается оценка события. Языковые средства, используемые в том или ином жанре, также обусловлены речевой ситуацией. «Сиюминутность» репортажа приводит к тому, что в его повествовательной части преобладают глагольные формы настоящего актуального («настоящего репортажа», как иногда их называют). В описательных же фрагментах текста, а также в рассуждениях могут быть использованы и другие временные формы глагола — прошедшего и будущего времени, настоящего узуального. Если репортаж ведется от лица участника события, то в нем широко представлены определенно-личные предложения. Частотны в репортаже а назывные предложения, с помощью которых описывает-Ся время и место действия. Употребляются предложения, Разные по цели высказывания, много восклицательных предложений, обращений и других средств языкового воздействия на слушателя (читателя). Таким же способом — от типовой речевой ситуации ь структуре высказывания и характерным языковым сред ствам — раскрываются понятия других публицистиче, ских жанров (портретного очерка, статьи и др.). Речеведческая характеристика жанра создает условия для использования понятия в качестве ориентировочной основы учебной речевой деятельности рецептивно-аналитического и продуктивного характера. Речеведческие по-нятия обеспечивают сознательный путь формирования коммуникативной компетенции, дают возможность сфор. мировать навыки самоконтроля, столь необходимые на этапе совершенствования речи. РЕЗЮМЕ______________________________________ * Проблему усиления практической направленности * Включение в школьный курс системы речеведческих Д ЛИТЕРАТУРА_______________________________ ___^ 1. Арутюнова Н.Д. Речь / Русский язык. Энциклопедия. — М., 1979. — С. 255—258. 2.3олотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982.
3. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. 4. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. 5. К о ж и н а М. Н. Стилистика русского языка. — М., 6. Л е о н т ь е в А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — 7. Методика развития речи на уроках русского языка / 8. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 9. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразо 10.Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М., 1980. П.Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языковедении // В. А. Звегинцев. История языкознания 19—20 веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. П. 12. Язык и речь. Программы для 1—11 классов с углубленным изучением предмета / В. И. Капинос, С. И. Львова, Соловейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992. р. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Щ^1 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ_______________________ 1. Почему практическая задача совершенствования ком 2. В чем состоит принципиальное различие между 3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призва- их: а) первую фазу речевой деятельности, б) третью речевой деятельности? 4. Познакомьтесь с программой по русскому языку для " '°2б9 Быстрова 129 зуйте содержание работы по формированию коммуникативной компетенции в классах 1—4, 5—7, 8—9, 10—Ц. (Язык и речь. Программы для 1—11 кл. с углубленны^ изучением предмета / Капинос В. И., Львова С. И., Соло., вейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992.) 5. Сопоставьте содержание работы и систему упражне 6. Как в действующих нормах оценки называются на 7. Почему в качестве единицы обучения тексту выбран 8. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы 9. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы
РАЗДЕЛ VII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|