Агон второй
Ода Первое полухорие Подумай, позаботься, поспеши, старик, Корифей Из-за чего и почему у вас возникла тяжба, Эпиррема Стрепсиад Из-за чего и почему мы начали ругаться, Фидиппид Неправ ли был я, наскочив с руками и с ногами Стрепсиад Вот те же самые повел и за едой он речи, Фидиппид А не по праву, да? Признать готов ты Еврипида Стрепсиад Мудрейшим? Ах ты горе! Фидиппид За дело!
Стрепсиад За дело? Ах, бесстыдник! Я ж вспоил тебя, взлелеял, Антода Второе полухорие У молодых трепещет сердце, думаем, Корифей Искатель хитрых, новых слов, твоя теперь забота Антэпиррема Фидиппид Наук новейших мастерством как радостно заняться Стрепсиад Лошадничай, свидетель Зевс! Уж лучше заведу я Фидиппид Меня от речи ты отвлек, я к мысли возвращаюсь, Стрепсиад Да, бил, но по любви, добра тебе желая. Фидиппид Что же, Стрепсиад Но нет обычая нигде, чтоб сын отца дубасил. Фидиппид А кто обычай старый ввел, тот не был человеком,
Стрепсиад Но если петухам во всем ты подражать желаешь, Фидиппид Ну, это, друг, совсем не то, Сократ со мной согласен. Стрепсиад И все-таки не бей! Потом винить себя же будешь. Фидиппид С чего же? Стрепсиад Как теперь меня, потом тебя обидит, Фидиппид А если не родится? Стрепсиад Боюсь, ровесники мои, что говорит он дельно. Фидиппид Теперь ты эту мысль развей! Стрепсиад Совсем меня угробишь! Фидиппид Быть может, с тем, что претерпел, сейчас ты Стрепсиад Да как же? Научи меня. Ты чем меня утешишь? Фидиппид Я мать свою отколочу, как и тебя. Стрепсиад Что слышу? Фидиппид Что, если словом кривды Стрепсиад Когда и это превзойдешь, Корифей Нет, нет, в своих несчастьях виноват ты сам: Стрепсиад Но прежде так со мной не говорили вы? Корифей Мы поступаем так же всякий раз, когда Стрепсиад Жестоко, Облака мои, но правильно. Фидиппид Но обижать как смею я наставников? Стрепсиад Смелей, смелее! Чти лишь Зевса старого!
Фидиппид Сказал же, старый филин: " Зевса старого"! Стрепсиад Да, есть! Фидиппид Да нет же, нет! Царит Стрепсиад Нет, не изгнал! Хотя и сам я думал так Фидиппид С самим собой безумствуй и неистовствуй! Ах, я дурак! Ах, сумасшедший, бешеный! Ксанфий выполняет приказание. Сегодня же заставлю расплатиться их Ученик Ай-ай-ай-ай! Стрепсиад Пылай, мой факел! Жги горючим пламенем! Ученик Что делаешь, старик? Стрепсиад Как что? Я с крышею Второй ученик Ай-ай! Кто дом наш поджигает? Горе нам! Стрепсиад Тот самый, у кого накидку выкрали! Второй ученик Погубишь нас! Погубишь! Стрепсиад Это - цель моя. Сократ Голубчик, стой! На крыше что ты делаешь? Стрепсиад Парю в пространствах, мысля о судьбе светил. Сократ О, горе мне, беда мне! Задыхаюсь я. Второй ученик И мне несчастье! Жарюсь, как на вертеле! Стрепсиад Зачем восстали на богов кощунственно?
Дом рушится. Хор Уходите отсюда скорее! Наш хор Хор и актеры покидают орхестру.
Облака (Nephelai) (423 до н. э. ) в кратком изложении М. Л. Гаспарова
В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою фило-софию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия. Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то «неопределенности»? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно. Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака». Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться. Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».
Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить! » — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс? » — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром? » — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников? » — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки! » — «Как же с ними быть? » — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица! » Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана. Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду? » — «у всевышних богов! » — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи? » — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится! » Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды. Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор: «Плати долг! » Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал! » — «Ужо разразит тебя Зевс! » — «Ужо защитят Облака! » Приходит второй кредитор. «Плати проценты! » — «А что такое проценты? » — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом! » — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает? » — «Нет, куда же ему прирастать! » — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь! » Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата! » Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить! » А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет? » Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня? » Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся! » Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|