Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания




 

1В 514 г. до н. э.

2См. I 106.

3Дви­же­ние ким­ме­рий­цев было обу­слов­ле­но дав­ле­ни­ем ски­фов, кото­рых в свою оче­редь тес­ни­ли мас­са­ге­ты (IV 11). Дарий не соби­рал­ся мстить ски­фам за втор­же­ние в Мидию, но хотел поме­шать их напа­де­нию на Мидию, через Дер­бент­ский про­ход. Для это­го царь и пред­при­нял поход про­тив коче­вий ски­фов в Южной Рос­сии.

4Геро­дот переда­ет здесь древ­нее скиф­ское ска­за­ние. «Сле­пые рабы» — веро­ят­но, назва­ние поко­рен­ных ски­фа­ми народ­но­стей, быть может ким­ме­рий­цев.

5Это так назы­ва­е­мый Ким­ме­рий­ский вал на совр. Кер­чен­ском полу­ост­ро­ве для защи­ты Бос­по­ра от кочев­ни­ков.

6Упо­мя­ну­тые Геро­до­том золотые пред­ме­ты почи­та­лись ски­фа­ми. Так, в кур­гане Гелер­мес най­де­на золотая секи­ра, слу­жив­шая, по-види­мо­му, пред­ме­том куль­та.

7Тыся­че­лет­нее цар­ство — восточ­ное уче­ние, рас­про­стра­нен­ное так­же у рим­лян и этрус­ков.

8Ср. рас­сказ «Сколь­ко чело­ве­ку зем­ли нуж­но» Л. Н. Тол­сто­го, сюжет кото­ро­го наве­ян этой новел­лой Геро­до­та.

9Веро­ят­но, Геро­дот име­ет в виду метель и вью­гу.

10Изве­стие Геро­до­та о втор­же­нии ски­фов (ок. 700 г. до н. э. ) вос­хо­дит к аккад­ским источ­ни­кам. Тес­ни­мые мас­са­ге­та­ми, из совр. Запад­но­го Тур­ке­ста­на ски­фы про­ник­ли на южное побе­ре­жье Кас­пий­ско­го моря, пере­шли Ара­кс и вторг­лись в южно­рус­ские сте­пи.

11Упо­мя­ну­тая здесь груп­па ким­ме­рий­цев, по-види­мо­му, рань­ше коче­ва­ла в Кубан­ской обла­сти, в то вре­мя как пле­ме­на, коче­вав­шие в Южной Рос­сии и в Кры­му, про­ник­ли по запад­но­му побе­ре­жью Чер­но­го моря до Гел­лес­пон­та и Бос­по­ра Фра­кий­ско­го.

12Здесь Чер­ное море.

13Ворон — свя­щен­ная пти­ца Апол­ло­на.

14Город Оль­вия. Геро­дот опи­сы­ва­ет тор­го­вый путь от устья совр. Дне­пра на север. Гре­ки, по-види­мо­му, под­ни­ма­лись вверх по Дне­пру до боль­ших поро­гов ниже совр. Дне­про­пет­ров­ска. Туда, веро­ят­но, при­хо­ди­ли куп­цы из Скан­ди­на­вии для мено­вой тор­гов­ли.

15Ски­фы-зем­ледель­цы (γ ε ω ρ ­γ ο ί ) назва­ны так по созву­чию их пле­мен­но­го назва­ния (ВДИ, 1946, 2, стр. 42).

16Геро­дот опи­сы­ва­ет область меж­ду совр. Южным Бугом и низо­вья­ми Дне­пра.

17Глав­ное скиф­ское пле­мя, по Геро­до­ту, жило в обла­сти, огра­ни­чен­ной на запа­де совр. Дне­стром, на севе­ре — р. Кон­ской и Дон­цом, на восто­ке — Азов­ским морем. Южной гра­ни­цей Скиф­ской обла­сти была гор­ная цепь Тавр (Яйла). В Неа­по­ле у совр. Сим­фе­ро­по­ля рас­ко­па­ны остат­ки резиден­ции скиф­ских царей и в так назы­ва­е­мом Золо­том Кур­гане (525—500 гг. ) най­де­ны бога­тые скиф­ские погре­бе­ния.

18В осно­ве опи­са­ния устья Дона лежит, веро­ят­но, какой-нибудь путе­во­ди­тель по тор­го­во­му пути из север­но­го При­чер­но­мо­рья на Восток (в Цен­траль­ную Азию).

19По В. В. Латы­ше­ву, иир­ки — пред­ки мадь­яр на севе­ре Ура­ла.

20В соле­ных сте­пях (древ­нее мор­ское дно) на поч­ве лежит кора, кото­рую Геро­дот изо­бра­жа­ет твер­дой как камень.

21По С. Я. Лурье (Исто­рия, стр. 100), «лысые» люди — пред­ше­ст­вен­ни­ки совре­мен­ных баш­кир.

22Веро­ят­но, Pru­nus pa­dus L. (подо­рож­ник). Джун­га­ры в север­ном Китае и теперь еще едят с моло­ком пло­ды это­го дере­ва.

23Сло­во «асхи» (ачи) мож­но срав­нить с древ­не­тюрк­ским «ачуг» (горь­кий). У совре­мен­ных баш­кир есть куша­нье «ахша» (С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 100).

24Дан­ное здесь опи­са­ние почти соот­вет­ст­ву­ет опи­са­нию обра­за жиз­ни мас­са­ге­тов (I 215—216). Веро­ят­но, оба опи­са­ния отно­сят­ся к одно­му и тому же пле­ме­ни. Опи­са­ние мас­са­ге­тов вос­хо­дит к сооб­ще­ни­ям аккад­ских куп­цов, при­хо­див­ших к мас­са­ге­там по доро­ге через Кас­пий­ское море, а гре­ки от устья Дона посе­ща­ли их соседей аргип­пе­ев на совр. Сыр­да­рье.

25Рас­сказ об уби­е­нии мас­са­ге­та­ми и исседо­на­ми ста­ри­ков «вряд ли заслу­жи­ва­ет дове­рия» (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 30).

26Т. е. к запа­ду от Ким­ме­рий­ско­го вала.

27Одис­сея IV, 85.

28Упо­мя­ну­тые здесь Геро­до­том свя­зи этрус­ков и вене­тов Верх­ней Ита­лии с пле­ме­на­ми к севе­ру от Альп были глав­ным обра­зом куль­то­вы­ми свя­зя­ми. На брон­зо­вых сосудах из Верх­ней Ита­лии нахо­дим изо­бра­же­ния празд­нич­ных про­цес­сий, подоб­ных опи­сан­ным у Геро­до­та.

29Речь идет, веро­ят­но, о древ­них обрядах ини­ци­а­ции, кото­рые совер­ша­лись при пере­хо­де в зре­лый воз­раст.

30Геро­дот рас­кры­ва­ет двой­ное про­ис­хож­де­ние делос­ско­го куль­та: во-пер­вых, при­не­сен­ный гре­ка­ми с Севе­ра культ Апол­ло­на и Арте­ми­ды и, во-вто­рых, почи­та­ние Апол­ло­на как боже­ства све­та, пере­не­сен­ное из Ликии.

31Имя Аба­ри­са свя­зы­ва­ет­ся с апар­на­ми (коче­вое пле­мя на Алтае, впо­след­ст­вии назы­вав­ше­е­ся ава­ра­ми). Аба­рис жил яко­бы во вре­ме­на Кре­за и обхо­дил всю зем­лю со стре­лой — сим­во­лом Апол­ло­на.

32Или: «Слов­но выто­че­на на токар­ном стан­ке».

33Геро­дот, быть может, поль­зо­вал­ся в этом рас­ска­зе древ­ней аккад­ской кар­той мира, где цен­тром мира была Асси­рия.

34Здесь — Пер­сид­ский залив.

35Этот соеди­ни­тель­ный канал Дарий велел про­ко­пать меж­ду Нилом и Крас­ным морем. Канал шел через совр. Вади-Туми­лат и горь­кие озе­ра и выхо­дил в Крас­ное море у тепе­реш­не­го Суэ­ца.

36Пер­сид­ский залив.

37Сооб­ще­ние Геро­до­та пока­зы­ва­ет, что пер­сид­ская дер­жа­ва про­сти­ра­лась тогда в Индии до восточ­но­го края пусты­ни Фар.

38По при­ка­за­нию еги­пет­ско­го царя Неко (609—593 гг. ) фини­ки­яне обо­гну­ли мыс Доб­рой Надеж­ды, при этом солн­це было у них на пра­вой сто­роне. На тре­тий год они достиг­ли Гибрал­та­ра и сно­ва вошли в Сре­ди­зем­ное море.

39Кар­фа­ге­ня­нин Ган­нон око­ло 520 г. до н. э. обо­гнул Афри­ку. Он оста­вил опи­са­ние сво­е­го путе­ше­ст­вия, гре­че­ская обра­бот­ка кото­ро­го сохра­ни­лась.

40См. выше, IV 42.

41Пла­ва­ние Ски­ла­ка сто­я­ло в свя­зи с заво­е­ва­ни­я­ми Дария в Индии. Пер­сы поко­ри­ли пло­до­род­ную доли­ну Инда. Пер­сид­ское вой­ско воз­вра­ти­лось сухим путем, а Ски­лак морем достиг южной Ара­вии, а оттуда при­был в Крас­ное море до тепе­реш­не­го Суэ­ца. Меж­ду Инди­ей и южной Ара­ви­ей издав­на были ожив­лен­ные тор­го­вые свя­зи.

42Озе­ро, из кото­ро­го выте­ка­ет, по Геро­до­ту, Тирас, — боло­ти­стая область в исто­ках совр. р. При­пя­ти. Эту область счи­та­ли огром­ным озе­ром.

43Мор­ская соле­ная вода с южным вет­ром дале­ко про­ни­ка­ет в устье совр. Южно­го Буга.

44Быть может, белу­га (Aci­pen­ser hu­so), дости­гаю­щая ино­гда огром­ных раз­ме­ров.

45Дне­пров­ский лиман (куда впа­да­ет совр. Днепр и Южный Буг), отде­лен­ный от моря Кин­бурн­ской косой.

46Геро­дот сме­ши­ва­ет здесь Гипа­ки­рис с какой-то дру­гой рекой.

47Такие скиф­ские кот­лы извест­ны по архео­ло­ги­че­ским наход­кам.

48Кровь уби­то­го вра­га пьют для того, чтобы вме­сте с кро­вью всо­сать его «силу» (ср.: Дж. Фрэ­зер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85).

49Этот рас­сказ Геро­до­та под­твер­жда­ет­ся наход­ка­ми в алтай­ских кур­га­нах.

50При этом обы­чае игра­ют роль тоте­ми­сти­че­ские пред­став­ле­ния.

51Связ­ки пру­тьев употреб­ля­лись так­же в куль­то­вом ритуа­ле мидян и пер­сов.

52Этот спо­соб баль­за­ми­ро­ва­ния засвиде­тель­ст­во­ван так­же у алтай­цев (Хиунг-ну). Кипер — рас­те­ние Cy­pe­rus ro­tun­dus. Селе­рей — Ape­um gra­veo­lens. Анис — Pim­pi­nel­la ani­sum.

53Скиф­ские кур­га­ны дости­га­ют зна­чи­тель­ных раз­ме­ров. В погре­баль­ной каме­ре нахо­дят­ся бога­тые золотые укра­ше­ния, рядом с ней — место погре­бе­ния уби­тых коней.

54Выстав­лен­ные вокруг моги­лы стра­жи впо­след­ст­вии заме­ня­лись камен­ны­ми фигу­ра­ми (алтай­цы назы­ва­ли их «бал­бал»).

55Изо­бра­жен­ный здесь обы­чай являл­ся частью куль­то­во­го обряда. Сжи­га­е­мые в юрте стеб­ли коноп­ли про­из­во­ди­ли дым, вызы­вав­ший опья­не­ние. Нахо­див­ши­е­ся в юрте люди (и сре­ди них шама­ны) при­хо­ди­ли в экс­таз. «Вопли от удо­воль­ст­вия» — это, веро­ят­но, пес­ни шама­нов, содер­жа­ни­ем кото­рых было нис­хож­де­ние душ в под­зем­ное цар­ство (ср. I 201).

56Орги­а­сти­че­ские куль­ты (Кибе­лы Вели­кой Мате­ри) про­ник­ли к ски­фам через Кизик.

57Здесь пер­вое упо­ми­на­ние о цар­ских двор­цах ски­фов. Впо­след­ст­вии ски­фы постро­и­ли дво­рец в Неа­по­ле (на месте Сим­фе­ро­по­ля).

58Следы богов извест­ны и в дру­гих местах, напри­мер на Цей­лоне след Буд­ды.

59Геро­дот име­ет в виду здесь зна­ме­ни­тые по мифу об арго­нав­тах ска­ли­стые ост­ров­ки у выхо­да из Бос­по­ра, кото­рые стал­ки­ва­лись и раз­би­ва­ли кораб­ли, попа­дав­шие меж­ду ними.

60При­во­ди­мые Геро­до­том циф­ры совер­шен­но не схо­дят­ся с дан­ны­ми о вели­чине Чер­но­го моря, извест­ны­ми из древ­ней гео­гра­фии.

61Север­ный вход в Бос­пор шири­ной в 4. 7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел постро­ить мост, лежит у совр. Руме­ли-Хиссар (шири­на здесь 660 м); дли­на Бос­по­ра 31. 7 км.

62Дли­на Гел­лес­пон­та при­бли­зи­тель­но 60 км, а шири­на в самом узком месте 1350 м.

63Т. е. кли­но­пис­ным пись­мом, кото­рое употреб­ля­лось для цар­ских над­пи­сей на элам­ском, аккад­ском и древ­не­пер­сид­ском язы­ках.

64Рас­сто­я­ние меж­ду обо­и­ми горо­да­ми в дей­ст­ви­тель­но­сти боль­ше.

65Из назва­ний поко­рен­ных Дари­ем пле­мен мож­но заклю­чить, что царь шел не через совр. Шип­кин­ский пере­вал, а по при­бреж­но­му пути через совр. Доб­руд­жу.

66«Ска­ли­стый Хер­со­нес» — Крым­ское побе­ре­жье до совр. Кер­чен­ско­го про­ли­ва.

67Геро­дот срав­ни­ва­ет здесь два пунк­та, лежа­щие на одной широ­те на южной око­неч­но­сти Атти­ки.

68Т. е. восточ­ное побе­ре­жье совр. Кер­чен­ско­го полу­ост­ро­ва и запад­ный берег Азов­ско­го моря до устья Дон­ца и Дона.

69Север­ную гра­ни­цу Скиф­ской обла­сти мож­но опре­де­лить лишь при­бли­зи­тель­но. На запа­де стра­ны ски­фов начи­на­лась область ага­фир­сов, затем шла область нев­ров, далее область так назы­ва­е­мых анд­ро­фа­гов до Дне­пра выше совр. Дне­про­пет­ров­ска и, нако­нец, к восто­ку от Дне­пра и север­нее р. Кон­ской до Азов­ско­го моря — область мелан­х­ле­нов.

70Боги­ня Дева обыч­но отож­дествля­ет­ся с Арте­ми­дой.

71Геро­дот сооб­ща­ет древ­нюю скиф­скую леген­ду о пере­се­ле­нии ски­фов. Змея в народ­ной мифо­ло­гии — вопло­ще­ние зло­го нача­ла — сим­во­ли­зи­ру­ет враж­деб­ных при­шель­цев, кото­рые изгна­ли нев­ров из их мест оби­та­ния.

72Волк — тотем­ное живот­ное нев­ров, с кото­рым они счи­та­ли себя в род­стве. Сооб­ще­ние об обо­рот­ни­че­стве отно­сит­ся к куль­то­во­му празд­ни­ку, участ­ни­ки кото­ро­го носи­ли вол­чьи шку­ры и мас­ки.

73Геро­дот опи­сы­ва­ет скиф­ские лес­ные «горо­ди­ща», кото­рые часто нахо­дят теперь архео­ло­ги.

74Эта ошиб­ка Геро­до­та воз­ник­ла, быть может, отто­го, что в назва­нии пле­ме­ни содер­жа­лось сло­во «бел­ка», кото­рая назы­ва­лась на язы­ке пле­ме­ни «поеда­тель сос­но­вых шишек». «Бел­ка» как имя пле­ме­ни встре­ча­ет­ся у алтай­ских народ­но­стей (ср. китай­ское назва­ние одно­го коче­во­го пле­ме­ни «тинг-линг», ука­зы­ваю­щее так­же на сло­во «бел­ка»).

75Здесь ошиб­ка пере­пис­чи­ка: вме­сто τ ε τ ­ρ ά ­γ ω ν ο ς (четы­рех­уголь­ный) надо читать τ ά ­ρ α ν ­δ ο ς (лось). Лоси и боб­ры жили в обла­сти буди­нов на Дону.

76«Боб­ро­вая струя» полу­ча­лась вовсе не из яичек боб­ра. Явля­ясь про­дук­том осо­бой желе­зы (как сам­ца, так и сам­ки боб­ра), она слу­жи­ла сред­ст­вом про­тив судо­рог.

77По ска­за­нию, передан­но­му Геро­до­том, часть позд­ней­ших сав­ро­ма­тов при­бы­ла из обла­сти совре­мен­ной турец­кой гава­ни Сам­сун мор­ским путем в Севе­ро­ку­бан­скую область и здесь сме­ша­лась со скиф­ски­ми пле­ме­на­ми.

78Миф об ама­зон­ках рас­про­стра­нил­ся в свя­зи с отме­чен­ны­ми уже древни­ми у неко­то­рых скиф­ских пле­мен следа­ми мат­ри­ар­ха­та. Подоб­ные же обы­чаи засвиде­тель­ст­во­ва­ны у карий­цев, ликий­цев и лидий­цев.

79Из сооб­ще­ния Геро­до­та полу­ча­ет­ся, что Танаи­сом он счи­тал совр. Донец, а ниж­нее тече­ние Дона вплоть до устья Дон­ца — про­дол­же­ни­ем Азов­ско­го моря. Дон вес­ной раз­ли­ва­ет­ся при устье на 10 км.

145Пло­до­ро­дие Кире­ны зави­се­ло от регу­ляр­ных зим­них дождей (405 мм).

146Эта осад­ная тех­ни­ка раз­ви­лась в Асси­рии и Вави­лоне и затем была вос­при­ня­та пер­са­ми. Гре­кам она была тогда еще неиз­вест­на.

147Т. е. при­бли­зи­тель­но до совр. обла­сти Бен­га­зи.

148Веро­ят­но, ган­гре­на как след­ст­вие диа­бе­та, весь­ма рас­про­стра­нен­но­го на Восто­ке.

 

Из Книги 1-ой (1, 24):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...