Примечания
1В 514 г. до н. э. 2См. I 106. 3Движение киммерийцев было обусловлено давлением скифов, которых в свою очередь теснили массагеты (IV 11). Дарий не собирался мстить скифам за вторжение в Мидию, но хотел помешать их нападению на Мидию, через Дербентский проход. Для этого царь и предпринял поход против кочевий скифов в Южной России. 4Геродот передает здесь древнее скифское сказание. «Слепые рабы» — вероятно, название покоренных скифами народностей, быть может киммерийцев. 5Это так называемый Киммерийский вал на совр. Керченском полуострове для защиты Боспора от кочевников. 6Упомянутые Геродотом золотые предметы почитались скифами. Так, в кургане Гелермес найдена золотая секира, служившая, по-видимому, предметом культа. 7Тысячелетнее царство — восточное учение, распространенное также у римлян и этрусков. 8Ср. рассказ «Сколько человеку земли нужно» Л. Н. Толстого, сюжет которого навеян этой новеллой Геродота. 9Вероятно, Геродот имеет в виду метель и вьюгу. 10Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н. э. ) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи. 11Упомянутая здесь группа киммерийцев, по-видимому, раньше кочевала в Кубанской области, в то время как племена, кочевавшие в Южной России и в Крыму, проникли по западному побережью Черного моря до Геллеспонта и Боспора Фракийского.
12Здесь Черное море. 13Ворон — священная птица Аполлона. 14Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по-видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли. 15Скифы-земледельцы (γ ε ω ρ γ ο ί ) названы так по созвучию их племенного названия (ВДИ, 1946, 2, стр. 42). 16Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра. 17Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере — р. Конской и Донцом, на востоке — Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525—500 гг. ) найдены богатые скифские погребения. 18В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой-нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию). 19По В. В. Латышеву, иирки — предки мадьяр на севере Урала. 20В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень. 21По С. Я. Лурье (История, стр. 100), «лысые» люди — предшественники современных башкир. 22Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева. 23Слово «асхи» (ачи) можно сравнить с древнетюркским «ачуг» (горький). У современных башкир есть кушанье «ахша» (С. Я. Лурье. История, стр. 100). 24Данное здесь описание почти соответствует описанию образа жизни массагетов (I 215—216). Вероятно, оба описания относятся к одному и тому же племени. Описание массагетов восходит к сообщениям аккадских купцов, приходивших к массагетам по дороге через Каспийское море, а греки от устья Дона посещали их соседей аргиппеев на совр. Сырдарье.
25Рассказ об убиении массагетами и исседонами стариков «вряд ли заслуживает доверия» (В. В. Струве. Этюды, стр. 30). 26Т. е. к западу от Киммерийского вала. 27Одиссея IV, 85. 28Упомянутые здесь Геродотом связи этрусков и венетов Верхней Италии с племенами к северу от Альп были главным образом культовыми связями. На бронзовых сосудах из Верхней Италии находим изображения праздничных процессий, подобных описанным у Геродота. 29Речь идет, вероятно, о древних обрядах инициации, которые совершались при переходе в зрелый возраст. 30Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесенный греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии. 31Имя Абариса связывается с апарнами (кочевое племя на Алтае, впоследствии называвшееся аварами). Абарис жил якобы во времена Креза и обходил всю землю со стрелой — символом Аполлона. 32Или: «Словно выточена на токарном станке». 33Геродот, быть может, пользовался в этом рассказе древней аккадской картой мира, где центром мира была Ассирия. 34Здесь — Персидский залив. 35Этот соединительный канал Дарий велел прокопать между Нилом и Красным морем. Канал шел через совр. Вади-Тумилат и горькие озера и выходил в Красное море у теперешнего Суэца. 36Персидский залив. 37Сообщение Геродота показывает, что персидская держава простиралась тогда в Индии до восточного края пустыни Фар. 38По приказанию египетского царя Неко (609—593 гг. ) финикияне обогнули мыс Доброй Надежды, при этом солнце было у них на правой стороне. На третий год они достигли Гибралтара и снова вошли в Средиземное море.
39Карфагенянин Ганнон около 520 г. до н. э. обогнул Африку. Он оставил описание своего путешествия, греческая обработка которого сохранилась. 40См. выше, IV 42. 41Плавание Скилака стояло в связи с завоеваниями Дария в Индии. Персы покорили плодородную долину Инда. Персидское войско возвратилось сухим путем, а Скилак морем достиг южной Аравии, а оттуда прибыл в Красное море до теперешнего Суэца. Между Индией и южной Аравией издавна были оживленные торговые связи. 42Озеро, из которого вытекает, по Геродоту, Тирас, — болотистая область в истоках совр. р. Припяти. Эту область считали огромным озером. 43Морская соленая вода с южным ветром далеко проникает в устье совр. Южного Буга. 44Быть может, белуга (Acipenser huso), достигающая иногда огромных размеров. 45Днепровский лиман (куда впадает совр. Днепр и Южный Буг), отделенный от моря Кинбурнской косой. 46Геродот смешивает здесь Гипакирис с какой-то другой рекой. 47Такие скифские котлы известны по археологическим находкам. 48Кровь убитого врага пьют для того, чтобы вместе с кровью всосать его «силу» (ср.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85). 49Этот рассказ Геродота подтверждается находками в алтайских курганах. 50При этом обычае играют роль тотемистические представления. 51Связки прутьев употреблялись также в культовом ритуале мидян и персов. 52Этот способ бальзамирования засвидетельствован также у алтайцев (Хиунг-ну). Кипер — растение Cyperus rotundus. Селерей — Apeum graveolens. Анис — Pimpinella anisum. 53Скифские курганы достигают значительных размеров. В погребальной камере находятся богатые золотые украшения, рядом с ней — место погребения убитых коней.
54Выставленные вокруг могилы стражи впоследствии заменялись каменными фигурами (алтайцы называли их «балбал»). 55Изображенный здесь обычай являлся частью культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Находившиеся в юрте люди (и среди них шаманы) приходили в экстаз. «Вопли от удовольствия» — это, вероятно, песни шаманов, содержанием которых было нисхождение душ в подземное царство (ср. I 201). 56Оргиастические культы (Кибелы Великой Матери) проникли к скифам через Кизик. 57Здесь первое упоминание о царских дворцах скифов. Впоследствии скифы построили дворец в Неаполе (на месте Симферополя). 58Следы богов известны и в других местах, например на Цейлоне след Будды. 59Геродот имеет в виду здесь знаменитые по мифу об аргонавтах скалистые островки у выхода из Боспора, которые сталкивались и разбивали корабли, попадавшие между ними. 60Приводимые Геродотом цифры совершенно не сходятся с данными о величине Черного моря, известными из древней географии. 61Северный вход в Боспор шириной в 4. 7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел построить мост, лежит у совр. Румели-Хиссар (ширина здесь 660 м); длина Боспора 31. 7 км. 62Длина Геллеспонта приблизительно 60 км, а ширина в самом узком месте 1350 м. 63Т. е. клинописным письмом, которое употреблялось для царских надписей на эламском, аккадском и древнеперсидском языках. 64Расстояние между обоими городами в действительности больше. 65Из названий покоренных Дарием племен можно заключить, что царь шел не через совр. Шипкинский перевал, а по прибрежному пути через совр. Добруджу. 66«Скалистый Херсонес» — Крымское побережье до совр. Керченского пролива. 67Геродот сравнивает здесь два пункта, лежащие на одной широте на южной оконечности Аттики. 68Т. е. восточное побережье совр. Керченского полуострова и западный берег Азовского моря до устья Донца и Дона. 69Северную границу Скифской области можно определить лишь приблизительно. На западе страны скифов начиналась область агафирсов, затем шла область невров, далее область так называемых андрофагов до Днепра выше совр. Днепропетровска и, наконец, к востоку от Днепра и севернее р. Конской до Азовского моря — область меланхленов.
70Богиня Дева обычно отождествляется с Артемидой. 71Геродот сообщает древнюю скифскую легенду о переселении скифов. Змея в народной мифологии — воплощение злого начала — символизирует враждебных пришельцев, которые изгнали невров из их мест обитания. 72Волк — тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски. 73Геродот описывает скифские лесные «городища», которые часто находят теперь археологи. 74Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово «белка», которая называлась на языке племени «поедатель сосновых шишек». «Белка» как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени «тинг-линг», указывающее также на слово «белка»). 75Здесь ошибка переписчика: вместо τ ε τ ρ ά γ ω ν ο ς (четырехугольный) надо читать τ ά ρ α ν δ ο ς (лось). Лоси и бобры жили в области будинов на Дону. 76«Бобровая струя» получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог. 77По сказанию, переданному Геродотом, часть позднейших савроматов прибыла из области современной турецкой гавани Самсун морским путем в Северокубанскую область и здесь смешалась со скифскими племенами. 78Миф об амазонках распространился в связи с отмеченными уже древними у некоторых скифских племен следами матриархата. Подобные же обычаи засвидетельствованы у карийцев, ликийцев и лидийцев. 79Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца — продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км. 145Плодородие Кирены зависело от регулярных зимних дождей (405 мм). 146Эта осадная техника развилась в Ассирии и Вавилоне и затем была воспринята персами. Грекам она была тогда еще неизвестна. 147Т. е. приблизительно до совр. области Бенгази. 148Вероятно, гангрена как следствие диабета, весьма распространенного на Востоке.
Из Книги 1-ой (1, 24):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|