Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение диалектики Платоном




Определение диалектики Платоном

В заключительной части «Федра» Платон останавливается на методе, которым, по его мнению, должна пользоваться истинная философия – на диалектике.

Тот, кто обладает истинным красноречием и даром верно раскрыть истину, обязан во время разговора с другим прежде всего ясно определить предмет и тему. Без такой ясности невозможно никого ни в чём убедить.

Разобранная Сократом речь Лисия не содержит определения любви и состоит из набора первых пришедших на ум фраз, часть из которых верна, а часть истине совершенно не соответствует. Сократ же, начав с установления того, что есть любовь, в первой своей речи к Федру подробно обрисовал страсть низменную, а во второй – возвышенную.

Диалектика, согласно Платону, есть «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно», совмещённая и с противоположным даром – «разделять всё на виды, на естественные составные части». Диалектика, следовательно, есть умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Диалог «Федр» завершается молитвой Сократа.

 

ПЛАТОН

ЕВТИФРОН (фрагменты)

Сократ. Скажи ради Зевса, Евтифрон, ты-то себя считаешь настолько точноосведомленным в божественных законах и в вопросах благочестия и нечестия, что нестрашишься - даже если бы все было так, как ты говоришь, - сам совершитьнечестивое дело, преследуя отца по суду? Евтифрон. Мало было бы от меня пользы, Сократ, и ничем бы не отличался Евтифронот большинства людей, если бы я не был точно осведомлен о подобных вещах. Сократ. Пожалуй, уважаемый Евтифрон, для меня самое лучшее - стать твоимучеником... [298] Поведай же мне, ради Зевса... в чем заключается благочестие инечестие как в отношении убийства, так и во всем остальном? [299] Ведь тыподтвердил, что именно в силу единой идеи {Эйдос - вид и идея (то, что видно) -основные термины платоновского учения об идеях, они выражают структурнуюособеннность предметно-смысловой цельности каждой вещи, оказываясь видениемпредметно-смыслового оформления действительности. - А. Т. } нечестивое являетсянечестивым, а благочестивое - благочестивым. [... ] Так разъясни же мнеотносительно этой идеи, что именно она собой представляет, дабы, взирая на нее ипользуясь ею как образцом, я называл бы что-либо одно, совершаемое тобою либокем-то другим и подобное этому образцу, благочестивым, другое же, не подобноеему, таковым бы не называл. Евтифрон. Итак, благочестиво то, что угодно богам, нечестиво же то, что имнеугодно. [... ] Сократ. Значит, и то, что у богов бывает противоборство, междоусобицы и взаимнаявражда, - это тоже ты подтверждаешь? Евтифрон. Да, подтверждаю. Сократ. А среди богов, благороднейший Евтифрон, одни, по твоим словам, почитаютодно справедливым, прекрасным, постыдным, добрым и злым, а другие - другое: ведьне восставали бы они друг на друга, если бы не спорили из-за этого. Как тыдумаешь? Евтифрон. Ты прав. Сократ. Но, Евтифрон, согласно этому рассуждению, благочестивое и нечестивое -это одно и то же. Евтифрон. Видимо, так. Сократ. Но давай внесем сейчас такую поправку в рассуждение: нечестивоненавистное всем богам, а угодное всем им - благочестиво, если же что-либо однииз них любят, а другие ненавидят, то это либо ни то ни другое, либо и то идругое одновременно. Но подумай вот о чем: благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги? ... Непотому ведомое ведут, что оно является ведомым, но оно потому и ведомо, что еговедут; наконец, не потому несомое несут, что оно несомо, но оно несомо, потомучто его несут. Значит, ясно, Евтифрон, что я хочу сказать, а именно: если нечтоявляется чем-то и что-то испытывает, то не потому оно является, что бываетявляющимся, но являющееся потому что является; и не из-за того оно нечтоиспытывает, что бывает страдающим, но страдает из-за того, что нечто испытывает. Что же мы скажем, Евтифрон, о благочестивом? [... ] Значит его любят потому, чтооно благочестиво, а не потому оно благочестиво, что его любят? Ну а богоугодноеведь является таковым потому, что оно угодно богам? [... ] Значит, богоугодное, Евтифрон, - это не благочестивое и благочестивое - это не богоугодное, как тыутверждаешь, но это две различные вещи. Евтифрон. Итак, Сократ, мне представляется, что праведным и благочестивымявляется та часть справедливого, которая относится к служению богам; та жечасть, что относится к заботе о людях, будет остальною частью справедливого. [... ] Сократ. Ну а благочестие и праведность - это забота о богах, Евтифрон? Евтифрон. Именно так. Сократ. Так, значит, и благочестие, будучи заботой о богах, приносит богампользу и делает их лучшими? И ты согласишься с тем, что, когда ты совершаешьчто-то благочестивое, ты делаешь кого-то из богов лучше? Евтифрон. Конечно, нет, клянусь Зевсом! [... ]Сократ. Так скажи же, какого рода служение богам является благочестивым? Евтифрон. А такое, каким служат рабы своим господам. Сократ. Понимаю: значит, это своего рода искусство служить богам. Но скажи, радиЗевса, что это за расчудесное дело, которое вершат боги, пользуясь нами какслугами? Евтифрон. Многие чудесные дела они вершат, Сократ. [... ]Сократ. Из множества чудесных дел, вершимых богами, какое дело является главным? Евтифрон. Но я ведь только недавно сказал тебе, Сократ, что немалое дело вточности понять, как с этим всем обстоит. Скажу тебе лишь попросту, что если ктоумеет говорить или делать что-либо приятное богам, вознося молитвы и совершаяжертвоприношения, то это благочестиво и подобные действия оберегают исобственные дома, и государственное достояние; действия же, противоположныеугождению богам, нечестивы и направлены на всеобщее разрушение и гибель. [... ]Сократ. Итак, согласно твоему слову, получается, что благочестие - это наука отом, как просить и одаривать богов. Евтифрон. Ты отлично понял, Сократ, то, что я сказал. Сократ. Так не будет ли правильным просить их о том, в чем мы нуждаемся? Евтифрон. Конечно, о чем же еще? Сократ. А правильно ли будет одаривать их взамен тем, в чем у них от нас естьнужда? Ведь как-то неловко одаривать кого-либо тем, в чем он вовсе и ненуждается. Евтифрон. Ты говоришь правду, Сократ. Сократ. Итак, Евтифрон, благочестие - это некое искусство торговли между людьмии богами. Евтифрон. Что ж, пусть это будет искусство торговли, если тебе так нравится. Сократ. Мне-то это совсем не нравится, коль скоро это неверно. Молви же, какуюпользу извлекают боги из получаемых от нас даров? Что дают они нам, это любомуясно, ибо нет у нас ни единого блага, которое исходило бы не от них. Но какая импольза от того, что они получают от нас? Или уж мы так наживаемся за их счет приэтом обмене, что получаем от них все блага, они же от нас - ничего? Евтифрон. Но неужели ты думаешь, Сократ, что боги извлекают какую-то пользу изтого, что получают от нас? Сократ. Но тогда что же это такое, Евтифрон, - наши дары богам? Евтифрон. Что же иное, полагаешь ты, как не почетные награды, приятные им, как ясказал раньше? Сократ. Значит, Евтифрон, благочестивое - это приятное, а не полезное и угодноебогам?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...