Субъекты права собственности на компоненты природной среды
Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота. Соответственно формам собственности выделяются субъекты права собственности на компоненты природной среды. Субъектом права государственной собственности является государство — Республика Беларусь. В законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на природные ресурсы, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные государственные органы — Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы. Согласно ст. 12 Кодекса о земле в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для: — строительства и (или) обслуживания жилого дома; — обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; — ведения личного подсобного хозяйства; — коллективного садоводства; — дачного строительства. Иностранные граждане и лица без гражданства также признаются субъектами права частной собственности на землю в случае, если они являются родственниками наследодателя при получении ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность. Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.
Иностранное государство, международная организация могут приобрести в собственность земельный участок для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь либо для размещения своего представительства в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Согласно ст. 6 Закона «О растительном мире» субъекты права частной собственности на землю признаются также субъектами права частной собственности на объекты растительного мира, расположенные в границах их земельных участков. Согласно ст. 6 Закона «О животном мире» дикие животные, их части, изъятые из среды обитания, а также содержащиеся или разведенные в неволе могут находиться в собственности юридических яиц и граждан. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Управление в области природопользования и охраны окружающей среды - это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды характеризуется следующими чертами: 1) это деятельность органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; 2) это деятельность в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности;
3) эта деятельность имеет строго определенную управленческую (административно-правовую) направленность. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды базируется на следующих принципах: 1) разделение функций природопользования и охраны окружающей среды; 2) обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; 3) сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; 4) подконтрольность органов государственного управления; 5) гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; 6) ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; 7) информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; 8) научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. Механизм управления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования Механизм управления в области природопользования и охраны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих управление в данной области. Методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Выделяют следующие методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды: 1) административные, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения. В рассматриваемой области являются преобладающими; 2) экономические, создающие условия экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мер. Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет экономический механизм в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей. Форма управления в области природопользования и охраны окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Выделяют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность государства как внешнее проявление правовых форм управления. Под функциями государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды понимаются наиболее характерные, специфические по своему содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|