Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты права собственности на компоненты природной среды




Компоненты природной среды отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т.е. таким, которые могут при­надлежать лишь определенным участникам гражданского обо­рота. Соответственно формам собственности выделяются субъ­екты права собственности на компоненты природной среды.

Субъектом права государственной собственности является го­сударство — Республика Беларусь. В законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на природные ресурсы, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные государст­венные органы — Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы.

Согласно ст. 12 Кодекса о земле в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные уча­стки, предоставленные для:

— строительства и (или) обслуживания жилого дома;

— обслуживания зарегистрированной организацией по госу­дарственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной ре­гистрации) квартиры в блокированном жилом доме;

— ведения личного подсобного хозяйства;

— коллективного садоводства;

— дачного строительства.

Иностранные граждане и лица без гражданства также при­знаются субъектами права частной собственности на землю в случае, если они являются родственниками наследодателя при получении ими по наследству земельных участков, предо­ставленных наследодателю в частную собственность.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собствен­ности, могут предоставляться в частную собственность по ре­зультатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участ­ки могут предоставляться для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Иностранное государство, международная организация могут приобрести в собственность земельный участок для размеще­ния дипломатического представительства, консульского уч­реждения иностранного государства в Республике Беларусь либо для размещения своего представительства в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона «О растительном мире» субъекты права частной собственности на землю признаются также субъекта­ми права частной собственности на объекты растительного мира, расположенные в границах их земельных участков.

Согласно ст. 6 Закона «О животном мире» дикие животные, их части, изъятые из среды обитания, а также содержащиеся или разведенные в неволе могут находиться в собственности юридических яиц и граждан.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Управление в области природопользования и охраны ок­ружающей среды - это деятельность государства по органи­зации рационального использования, воспроизводства при­родных ресурсов, охраны окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Управление в области природопользования и охраны окру­жающей среды характеризуется следующими чертами:

1) это деятельность органов государственной исполнитель­ной власти и органов местного самоуправления;

2) это деятельность в сфере публичных экологических от­ношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности;

3) эта деятельность имеет строго определенную управлен­ческую (административно-правовую) направленность.

Управление в области природопользования и охраны ок­ружающей среды базируется на следующих принципах:

1) разделение функций природопользования и охраны ок­ружающей среды;

2) обеспечение приоритетов, гарантирующих право граж­дан на благоприятную окружающую среду;

3) сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;

4) подконтрольность органов государственного управления;

5) гарантирование административного и судебного поряд­ка обжалования решений органов управления;

6) ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в об­ласти окружающей среды;

7) информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;

8) научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.

Механизм управления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования

Механизм управления в области природопользования и ох­раны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществ­ляющих управление в данной области.

Методы управления в области природопользования и ох­раны окружающей среды представляют собой способы воз­действия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроиз­водства и охраны окружающей среды.

Выделяют следующие методы управления в области при­родопользования и охраны окружающей среды:

1) административные, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения. В рассматри­ваемой области являются преобладающими;

2) экономические, создающие условия экономической за­интересованности юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей в реализации природоохранных мер. Закон «Об охра­не окружающей среды» закрепляет экономический механизм в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) методы морального стимулирования, которые реализуют­ся как посредством применения мер поощрительного характе­ра, так и в форме воздействия на нарушителей.

Форма управления в области природопользования и охраны окружающей среды означает юридический способ внутрен­ней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Вы­деляют правотворческую, правоприменительную и правоох­ранительную деятельность государства как внешнее проявле­ние правовых форм управления.

Под функциями государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды понимают­ся наиболее характерные, специфические по своему содер­жанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...