Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение законодательства при зачислении валютной выручки на счета в уполномоченных банках.

В связи с проведением в начале 90-х годов Правительством России мероприятий по развитию и либерализации внешнеэкономической деятельности актуальной стала проблема нелегального вывоза и оставления российского валютного капитала за рубежом. Именно поэтому Указом Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. №. 335 "О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" было установлено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории России, если иное не разрешено Центральным банком РСФСР. За нарушение указанного порядка была введена ответственность в виде наложения штрафа в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. №. 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" данная норма была дополнена положением, согласно которому этот порядок был распространен и на валютную выручку, получаемую при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации.

За нарушение предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ или органами валютного контроля в размере всей сокрытой выручки. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ.

Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ.

Указ Президента определяет взыскание штрафных санкций или в валюте, или в рублях по текущему курсу ЦБ РФ. Однако в Указе не определено, на какую дату применять соответствующий курс. В этом случае налоговые органы руководствуются по аналогии п. 4.1 письма ГНС РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13-16 августа 1994 г. №. ВГ-4-13/94н, 104, 104 "Порядок применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. №. 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", согласно которому взыскание производится с применением курса рубля к иностранным валютам, установленного Центральным банком РФ на дату выявления сокрытого или заниженного дохода, конкретно - на дату утверждения акта проверки.

Если указанная ответственность распространяется только и именно на выручку от реализации товаров (работ, услуг), то за незачисление других валютных поступлений, например, неторгового характера (спонсорская помощь, инвестиции, кредиты, взнос в уставный фонд и т. д.), она применяться не может. Ответственность за незачисление иных валютных поступлений может применяться к российским предприятиям на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" через признание таких сделок недействительными.

В отношении незачисленной валютной выручки к российскому предприятию могут применяться одновременно ТРИ самостоятельных вида ответственности:

на основании п. 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. №. 629 - за незачисление валютной экспортной выручки;

на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" - за нарушение порядка совершения валютных операций;

на основании ст. 273 Таможенного кодекса РФ - за нарушение требований таможенного режима экспорта, установленного ст. 98 Таможенного кодекса РФ. При этом объектом правонарушения будет считаться только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках[82].

Данный вывод сделан на том основании, что эти меры ответственности предусмотрены разными нормативными актами, которые регулируют различные правоотношения.

В то же время автор считает, что применение ответственности по таможенному законодательству за незачисление валютной выручки от экспортных операций необоснованно, поскольку ст. 98 Таможенного кодекса РФ не предусматривает именно такого "таможенного" требования в режиме экспорта, как поступление выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ.

 

Виды нарушений.

а) Договорное уменьшение валютно-расчетных обязательств партнера-нерезидента, в том числе путем зачета взаимных требований.

Резидент не вправе каким-либо способом уменьшать размер валютных обязательств инопартнера-нерезидента[83]. Поэтому вся валютная выручка, причитающаяся резиденту по контракту с инопартнером, должна в любом случае быть зачислена на его счета в уполномоченных банках, и резидент не вправе принимать меры или способствовать тому, чтобы этот размер был уменьшен.

Особенно это касается довольно распространенной практики, когда до валютного расчета с резидентом инопартнер представляет ему рекламацию с требованием об уплате штрафа или возмещении убытков. Некоторые российские предприятия уменьшают на сумму этих требований размер валюты, причитающейся от инопартнера (т.е. осуществляют зачет взаимных требований по схеме "цена против неустойки", оформляя это актом, соглашением, протоколом и т.п.).

Кроме того, очень часто, когда между российским предприятием и инопартнером идет исполнение как экспортных, так и импортных контрактов, стороны на определенном этапе "закрывают" свои задолженности по ним через взаимозачет.

Однако вся валютная выручка, причитающаяся резиденту по контракту, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ. В связи с этим подобные взаимозачеты возможны только с разрешения Центробанка.

В указанном случае контролирующие органы квалифицируют размер взаимозачета как "сокрытую выручку" и налагают на резидентов штраф в том же размере.

б) Перевод резидентом полученной им иностранной валюты не в уполномоченные банки, расположенные на территории России, а в их отделения за границей.

Согласно п. 13 раздела II письма Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. №. 352 перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не рассматривается валютным законодательством как выполнение резидентами обязательств по переводу валютной выручки. Поэтому для подобной операции необходимо получить предварительное согласие ЦБ РФ.

в) Зачисление валютной выручки на счета, открытые в зарубежных банках.

Если российское предприятие имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка РФ, эта лицензия не является основанием для зачисления на него валютной выручки. Необходимо помнить, что разрешение на открытие счета в зарубежном банке и разрешение на зачисление валютной выручки на счет в зарубежном банке - это разрешения разного вида. Поэтому на каждое зачисление валюты на счет в банке, находящемся за рубежом, в ЦБ РФ необходимо получать специальное разрешение.

г) Перечисление причитающейся резиденту валютной выручки третьим лицам, находящимся за пределами России.

Некоторые экспортеры после выполнения своих обязательств перед инопартнерами дают последним указания о переводе причитающейся им валюты другим иностранным предприятиям в счет выполнения каких-либо своих встречных обязательств перед последними по другим контрактам.

Возможность проведения указанной операции предусмотрена только при условии получения резидентом разрешения ЦБ РФ, так как вся причитающаяся резидентам валютная выручка должна поступить на счета в уполномоченных банках.

д) Оплата резидентом из причитающейся ему валютной выручки расходов за рубежом, не связанных с данной внешнеэкономической операцией.

Валютная выручка, подлежащая переводу в Россию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, согласно п. 9 раздела II письма Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. №. 352 может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Поэтому если из валютной выручки по одним контрактам будет производиться оплата банковских расходов и комиссий по другим контрактам, то эти операции будут рассматриваться как сокрытие валютной выручки.

е) Выплаты в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из наличной валютной выручки до сдачи ее в банк для зачисления на валютный счет.

В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. №. ЮУ-4-06/132н "О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации" сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации гражданам в установленном ЦБ РФ порядке товаров (работ, услуг) на территории РФ за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.

ж) Незачисление валютной выручки при осуществлении встречных закупок по схеме "товар - реализация - товар".

Встречная закупка товаров относится к разновидности бартерных операций, поскольку не предусматривает непосредственных расчетов между ее участниками в денежной форме. Однако с точки зрения валютного контроля предприятия очень часто при их проведении нарушают действующее законодательство.

По мнению В. Соболева - главного юрисконсульта управления внешнеэкономического и международного налогообложения Госналогслужбы РФ - встречная закупка имеет свои особенности, поскольку не предусматривает прямого обмена[84].

В данном случае иностранный партнер, как правило, обязуется принять от предприятия товар, реализовать его от своего имени и на вырученные от реализации средства закупить и поставить интересующий предприятие товар (встречная закупка). Для этих целей иностранный партнер иногда открывает специальный счет в заграничном банке, на который зачисляются средства от реализации поставленного предприятием товара для целей исполнения договора о встречной закупке, либо держит эти средства на своем счете. Таким образом, если в первом случае происходит простой обмен и взаимоотношения сторон представляют собой отношения по купле-продаже (продавец - покупатель), то во втором случае имеют место отношения комитент - комиссионер.

По общему правилу имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитента, является собственностью последнего. Следовательно, выручка, поступившая к инопартнеру (комиссионеру) от реализации имущества предприятия (комитента) в рамках договора о встречной закупке, является собственностью последнего. Указами Президента РФ от 30 декабря 1991 г. №. 335 и от 14 июня 1992 г. №. 629 не предусматривается право использования валютной выручки предприятием либо третьими лицами по поручению предприятия на любые цели до ее зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках на территории России, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Следовательно, валютная выручка предприятия от экспорта не может быть использована для встречной закупки без разрешения Центробанка, поскольку в соответствии с абз. 1 п. 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. №. 629 она подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком. При таких обстоятельствах использование валютной выручки без разрешения Центрального банка РФ за границей на иные цели до ее перевода в РФ налоговые органы вправе рассматривать как сокрытую от зачисления на счета в уполномоченные банки на территории РФ и применять штрафные санкции, предусмотренные п. 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. №. 629.

По утверждениям В. Соболева, его точка зрения основана на арбитражной практике по конкретным судебным делам. Однако автор с данным мнением не согласен. Подробнее об этом и об аргументах автора см. ниже.

 

Условия применения ответственности.

 

В связи с тем, что нормы Указа Президента толковались неоднозначно, Государственно-правовое управление Президента РФ по поручению Правительства РФ издало официальное разъяснение отдельных положений Указа от 14 июня 1992 г. No. 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 4 ноября 1993 г. №. 1, в котором было дано толкование положений Указа.

В соответствии с законодательством для применения к российским предприятиям мер ответственности за незачисление валютной выручки налоговыми органами и органами валютного контроля должно быть установлено:

факт наличия валютной выручки;

факт получения резидентом валютной выручки;

факт ее незачисления на счета в уполномоченных банках РФ;

умысел должностных лиц предприятия на уклонение от налогообложения или на уклонение от обязательной продажи части валютной выручки;

отсутствие разрешения ЦБ РФ на незачисление валютной выручки [85].

Только при наличии этих условий применение финансовых санкций будет правомерным и обоснованным.

В этой связи представляется необходимым подробно рассмотреть все элементы юридического состава этого правонарушения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...