Развитие теории и практики управления персоналом.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Первая концепция - научного управления - теория Тейлора ~ с 1885 по 1920гг. Ф Тейлор, Генри. Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилберты, Г. Эмерсон. В основе теории:
Принципы достигающего руководства
Также концепция предполагала механистический подход к управлению людьми: организация как единый механизм, в котором каждый работник как часть механизма действует по заданному алгоритму, предсказуемо и слаженно Школа человеческих отношений ~ с 1930-1960гг. Элтон. Мэйс, Мэри. П. Фоллет и др.
Методы:
обеспечение единства целей и усилий членов коллектива. Исследования показали, что удовлетворенность трудом прямо влияет на эффективность труда=> усиление внимания к социально групповым потребностям человека, воздействие административных и экономических методов. Стремление к «обогащению» рабочих мест (гордость, удовольствие от выполняемой работы (перспективы развития, самостоятельность) Суть концепции М. Фоллет состоит в следующем: § по мере укрупнения организации на смену концепции «окончательного, или центрального, авторитета» приходит теория «функционального, или плюралистического, авторитета»; § нельзя решать проблемы организационной деятельности, руководства подчиненными с позиции силы;
§ следует учитывать психологическую реакцию лиц, получающих приказы; § невозможно заставить работников выполнять задания удовлетворительно, если ограничиться только требованиями, приказаниями и убеждением; § следует обезличить отдачу приказаний, т.е. работа должна быть организована так, чтобы и начальник, и подчиненный следовали тому, «что требует ситуация». Удовлетворенность трудом прямо влияет на эффективность труда. Отсюда – усиление внимания к социально-групповым потребностям человека.
Таким образом, школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на человеческом факторе при достижении эффективности организации. Но проблема не получила своего решения в полной мере.
Школа поведенческих наук (бихевиоризм) ~ с 1950 гг. – н. вр. Дуглас. Макгрегор, Крис. Арджирис, А. маслоу. «Стимул -> Реакция - > Действие» Классифицировали потребности, изучении мотивации к труду, качество трудовой жизни. Теория человеческого контакта ~ 1960- н. вр. Т. Жульц, Г. Беккер. Человеческий капитал, имеющийся у запас. Знаний, навыков, мотиваций. Его особенность – в неотделимости от личности своего носителя. Этим отличается от физического капитала. По мысли А. Маслоу, у человека существует одна система (иерархия) потребностей, а по мнению Ф. Херцберга, две — качественно различные и независимые: § факторы актуализации, или мотиваторы, — труд и все получаемые благодаря ему признания: достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, ответственность, возможность роста. Использование этих факторов позволяет добиться глубокого и устойчивого во времени изменения индивидуального поведения человека в процессе труда. Это сильные мотивацион- ные стимулы, результатом становится качественное исполнение работы; § факторы атмосферы (или гигиенические) — условия работы и окружающая среда: оплата труда, гарантия занятости, политика и деятельность компании, условия труда, статус, технический надзор, отношения с начальниками, коллегами, подчиненными, безопасность труда.
Наиболее сильными стимулами эффективности труда Херцберг считал не «хорошую зарплату», а интерес к работе и вовлеченность в трудовой процесс. Без денег люди себя чувствуют неудовлетворенными, но при их наличии не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность труда. Основополагающие принципы управления: - лояльность к работающим; - ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; - создание психологического климата, способствующего раскрытию способностей работников организации; - установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах; - использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой; - умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.); - соблюдение менеджером этических норм в бизнесе; - честность и доверие к персоналу, высокое качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование. 4) Теория человеческого капитала, 1960-настоящее время. Гари Беккер, Теодор Шульц. Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Его главная особенность заключается в неотделимости личности своего носителя. Этим отличается от физического капитала. Чел. Капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Источники формирования человеческого капитала: 1) природные способности и семейное воспитание в малом возрасте 2) школьное обучение 3) социальное воспитание 4) формирование профессиональной подготовки и переобучение 5) неформальное проф обучение во время работы 6) изменение себя и системы ценностей. 5) теория управления человеческими ресурсами, 1980-настоящее время. Основные подходы: экономический, организационный, гуманистический. В рамках экономического подхода ведущее место отводится технической подготовке работников на предприятии (направленной на овладение трудовыми приемами), а не управленческой. Организация рассматривалась как огромный механизм, все части которого строго подогнаны друг к другу.
В рамках организационного подхода сформировался новый взгляд на персонал, который стали считать не трудовым ресурсом, а человеческим. В данном подходе организация рассматривается как живая система, плотно упакованная и неразрывно связанная с окружающей средой, как совокупность элементов, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. В общем и целом организационный подход фиксировал внимание на следующих ключевых моментах: § необходимость учета специфики окружающей среды, в которой функционирует организация; § понимание организации как взаимосвязи внутри- и межорганизационных подсистем, выделение ключевых подсистем и анализ способов управления их отношениями со средой; § необходимость баланса подсистем и устранения дисфункций. Гуманистическая парадигма (подход), развивающаяся в последнее время, исходит из представления об организации как о культурном феномене и фиксируется на собственно человеческой стороне организации: § насколько работники интегрированы в существующую систему ценностей организации (в какой степени они безоговорочно принимают ее как свою собственную); § насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Данный подход играет позитивную роль в понимании организационной реальности, поскольку: § представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы в организационной среде осуществляется совместная деятельность людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|