Оценка эффективности системы управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом – это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности, и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия. Эффективность управления персоналом определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ним функций. Эффективной признаётся работа системы управления персоналом предприятия, являющегося конкурентоспособным с позиций выпускаемой продукции, самого предприятия и рабочей силы. Для определения степени эффективности управления персоналом необходимы соответствующие критерии и показатели. При выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности. В качестве критериев в области эффективности управления персоналом могут выступать выполнение установленных норм выработки или обслуживания при надлежащем качестве работы и снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др. При этом оценка эффективности управления персоналом состоит из двух компонентов: экономической эффективности, характеризующей достижение целей предприятия путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и социальной эффективности, характеризующей степень ожидания потребностей и интересов работников.
В качестве компонентов экономической эффективности управления персоналом некоторые экономисты предлагают рассматривать: – соотношение результатов работы и издержек на персонал, рассматриваемое с точки зрения поставленных организационных целей; – компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие предприятия. Оценка эффективности управления персоналом включает следующие этапы: 1. Анализ функционирования компании (вид деятельности, стадия развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические цели, прибыльность, система управления). 2. Оценка существующей организационной структуры: анализ штатного расписания и принципа выделения структурных подразделений; анализ основных функций, полномочий и показателей эффективности работы руководителей высшего и среднего звена; анализ основных функций, задач и ключевых показателей эффективности работы структурных подразделений (KliI). Анализ системы обучения и развития персонала. Анализ системы оплаты труда и мотивации персонала. Определение эффективности системы оценки персонала и потенциала сотрудников. Оценка наличия и качества документов, регламентирующих работу с персоналом (квалификационных требований, должностных инструкций, Положений об отделах, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о персонале). Оценка удовлетворенности персонала. Чаще всего при оценке эффективности работы кадровых служб используются: экспертная оценка, метод Д. Ульриха и метод Д. Филипса. Экспертная оценка службы персонала заключается в анкетировании сотрудников компании. Цель такого опроса – выяснить, что они думают о кадровом отделе, как оценивают его работу. Вопросы могут быть как общими («Довольны ли вы деятельностью HR-службы?»), так и конкретными («Насколько профессионально было проведено мероприятие?»). Данная методика проста в применении, не требует больших временных и материальных затрат. Однако минус ее очевиден – неизбежная субъективность оценок участников анкетирования.
Модель Дэйва Ульриха представляет собой пять способов измерения эффективности службы персонала: Планирование работы с персоналом Кадровое планирование – целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Целью кадрового планирования является определение конкретных целей организации и каждого работника, достижение максимального сближения данных целей. Формирование целей в кадровой области происходит перманентно путем переговоров по широкому кругу вопросов, в которых участвуют все заинтересованные стороны с различным потенциалом власти.
Задачи кадрового планирования заключается в обеспечении организации в нужное время, в нужном количестве с соответствующей квалификации таким персоналом, который необходим для достижения целей. Кадровое планирование включает в себя: * прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям); * изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его "освоению"; * анализ системы рабочих мест организации; * разработку программ и мероприятий по развитию персонала. При кадровом планировании организация преследует следующие цели: * получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве; * наилучшим образом использовать потенциал своего персонала; * быть способной предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала. Из тетради: Кадровое планирование - интегральный элемент системы УП, отслеживающий количественные, качественные, временные и пространственные изменения в персонале и его структуре. Основные преимущества: 1.Выявление кадровых потребностей и вопросов, внешних и внутренних, относящихся к стратегии хозяйственной деятельности организации. 2.Определение кадровых решений и инвестиций, подлежащих осуществлению в ходе разработки стратегии ведения хозяйственной деятельности. 3. Гарантии соответствия кадровых программ общей стратегии ведения хозяйственной деятельности. 4. Рост конкурентоспособности компании, повышение ее эффективности при помощи работы с кадрами. 5. Реализация планов, связанных с ростом, развитием или с сокращением персонала. 1. Стратегическое планирование – долгосрочные цели организации в области управления персоналом и концептуальные подходы к их достижению 2. Кадровая политика -более детализированные подходы к основным элементам стратегии, важнейшие принципы и правила работы с персоналом 3. Направления деятельности – конкретные шаги и действия, направленные на реализацию стратегии и политики организации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|