Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка потенциала работника




Оценка потенциала работника важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру /23, 208/.

В ОАО "Акмолатурист" можно использовать экспертные методы оценки персонала, а именно следующие психологическое тестирование.

Для его проведения необходимо попросить тестируемого внимательно прочесть вопросы тестов и поставить оценку в баллах: да - 1, нет - 0.

ТЕСТ № 1. Организованный ли вы человек?

 

1. Имеются ли у Вас цели в жизни, к достижению которых Вы стремитесь?

2. Составляете ли Вы план работы на день или неделю, используя ежедневник или блокнот?

3. Отчитываете ли Вы себя за невыполнение намеченного плана работы?

4. Ведете ли Вы записную книжку с номерами телефонов и адресами деловых людей, знакомых, родственников?

5. Придерживаетесь ли Вы принципа, что "каждой вещи – свое место"?

6. Можете ли Вы по истечении рабочего дня сказать, где, сколько и по каким причинам потеряно время?

7. Можете ли Вы прервать совещание или собрание и обратить внимание на существо вопроса, если идет переливание из пустого в порожние?

8. Уделяете ли Вы внимание содержанию доклада и его продолжительности, если Вам предстоит выступление?

9. Всегда ли Вы точно приходите на работу, деловые встречи, собрания, совещания, свидания?

10. Придаете ли Вы значение своевременности выполнения заданий, поручений, просьб и обещаний, даже если их выполнение затруднительно?

ТЕСТ № 2. Оценка силы воли

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая интересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то нежелательное для Вас (выйти на дежурство в выходные дни, пойти в гости в незнакомую компанию)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

4. Если Вам предписана диета или очень неприятное лекарство, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны или регулярно принимать лекарство по настоянию врача?

5. Найдете ли Вы силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания органам милиции и ГАИ, предполагая, что это отнимет у Вас свободное или рабочее время?

7. Если у Вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета или полет в самолете, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

8. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот? Иными словами, являетесь ли Вы человеком слова?

9. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, графика рабочего дня, уборки квартиры, занятий и т. д.?

10. Закончите ли Вы выполнение срочной и важной работы, если по телевизору идет интересная передача?

Подведите итоги тестов в баллах на каждый тест и дайте им качественную оценку:

до 4 баллов              удовлетворительно

от 5 до 7                   хорошо

от 7 до 9                   отлично

10 баллов                 Вы завышаете свои способности

Применив предложенные тесты можно сделать вывод об уровне самооценки человека, что является очень важным аспектом для работы в рабочем коллективе.

Более развернутое представление о потенциале работника можно получить, предложив ему заполнить анкету "Вакансия".

Анкета "Вакансия"

Уважаемый коллега!

Вы готовитесь занять вакантную должность на нашем предприятии. Просим Вас сделать социологическую самооценку профессиональных знаний и умений, деловых и моральных качеств, психологии личности, Ваших увлечений.

Для этого необходимо обвести кружком номер подходящего для Вас ответа на вопрос или дать качественную оценку крестиком (да, не совсем, нет) перечисленных ниже характеристик. Данные ответов будут храниться в Вашем личном деле и не подлежат разглашению.

Благодарим Вас за помощь!

1. Должность и мотивы труда

1.1. Напишите полностью Ваши

Фамилию____________________________________

Имя_________________________________________

Отчество_____________________________________

1.2. Какую должность Вы хотели бы занять в руководстве предприятия? (Можно обвести несколько номеров)

1. Директор (генеральный директор).

2. Заместитель директора по_____________________

3. Помощник директора по______________________

1.3. Какую должность линейного руководителя Вы хотели бы занять?

1. Начальник службы.

2. Заместитель начальника службы.

3. Менеджер по туризму.

4. Администратор.

5. Другая_____________________________________

1.4. Какая должность специалиста Вам подходит для работы?

1.Агент.                                    6. Переводчик.

2.Бухгалтер.                             7. Референт.

3.Инженер.                               8. Преподаватель.

4.Инспектор.                                9. Экономист.

5.Механик.                               10. Юрисконсульт.

1.5. Какая должность служащего Вас интересует?

1.Водитель.                               6. Продавец.

2.Кладовщик.                            7. Секретарь.

3.Курьер.                                   8. Экспедитор.

4.Машинистка.                         9. Уборщица.

5.Официант                               10. Другая____________

1.6. Что мешало Вашей предыдущей трудовой деятельности?

1. Неверно избранная специальность.

2. Недостаточный уровень образования.

3. Недостаточный уровень квалификации.

4. Слабая материально-техническая база.

5. Плохая организация рабочего места.

6. Отсутствие творческого общения.

7. Отношение руководства.

8. Отношение коллег.

9. Плохой климат в коллективе.

10. Слабая квалификация кадров.

11. Низкая заработная плата.

12. Удаленность от места жительства.

13. Отсутствие перспективы служебного роста.

14. Большая напряженность труда.

1.7. Ваши требования к характеру труда?

1. Приносящий высокий доход, свободный, дающий возможность творить в собственных интересах.

2. Приносящий высокий доход, инициативный, немного регламентированный труд, в интересах фирмы и собственных интересах, творческая деятельность.

3. Приносящий нормальный доход, спокойный, размеренный труд специалиста с четко определенными задачами.

4. Дающий возможность существовать, не требующий особых усилий, простой труд исполнителя, размеренный, с четкими задачами.

1.8. Имеете ли вы желание продвигаться вверх по служебной лестнице (рост квалификации) в течение трех лет?

1. Да.  2. Нет.  3. Затрудняюсь ответить.

1.9. Если нет, то что этому мешает?

1. Возраст.

2. Недостаточное образование.

3. Здоровье.

4. Семейное положение. Нежелание менять коллектив.

5. Отсутствие материальных стимулов.

6. Отсутствие моральных стимулов.

7. Недостаточный опыт.

8. Ничто не мешает.

2. Опыт работника

2.1. Дайте краткую характеристику Вашего жизненного опыта.

2.2. Дайте краткую характеристику Вашего производственного опыта.

1. Производственный стаж______________лет.

2. Профессии, которыми вы владеете:__________________

3. Занимаемые должности:____________________________

4. Конечные результаты труда (оборудование, документы и т.д.)_____________________________________________

2.3. Какой общественной работой Вы занимались?

1. В школе__________________________________________

2. В техникуме (вузе)_________________________________

3. Членство в молодежной организации_________________

4. Профсоюзная работа_______________________________

5. Членство и работа в партии_________________________

6. Совет (правление) предприятия______________________

7. Другая (укажите)__________________________________

2.4. Имеете ли Вы государственный опыт работы?

1. Участвовал в выборах депутатов.

2. Состоял в группе поддержки депутатов.

3. Занимал административную должность.

4. Занимал выборную должность в законодательном органе власти _____________________________________________________

3. Знания и умения

3.1. Дайте оценку Ваших профессиональных знаний (поставьте крестики в соответствующих графах)

Знания Высокие Средние Низкие
Архитектура      
Банковское дело      
Бизнес (предпринимательство)      
Бухгалтерский учет      
Биржевое дело      
География      
Государственное управление      
Делопроизводство      
Информатика      
История      
Коммерция      
Культура      
Машинопись      
Маркетинг      
Медицина      
Нормирование труда      
Право      
Педагогика      
Политология      
Психология      
Социология      
Торговля      
Туризм      
Управление (менеджмент)      
Экономика      
Экология философия      
Финансы      
Юриспруденция      

 

3.2. Дайте оценку Ваших профессиональных умений и навыков (поставьте крестики в соответствующих графах)

Умения Высокие Средние Низкие
Анализ балансов      
Вождение автомобиля      
Ведение переговоров с партнерами      
Ведение делопроизводства      
Заключение договоров      
Зарплата (определение и учет)      
Коммерческие операции      
Материально-техническое снабжение      
Поиск деловых партнеров и клиентов      
Проведение экскурсий      
Печать на пишущей машинке      
Подготовка писем, рефератов      
Планирование работы      
Работа с персоналом (кадрами)      
Разработка бизнес-планов      
Расчет цен на работы и услуги      
Работа со средствами массовой информации      
Разработка программ обучения      
Составление туров      
Составление отчетов и записок      
Телефонные переговоры      
Участие в выставках и ярмарках      
Экономическая безопасность      

 

4. Личностные качества

4.1. Дайте оценку Ваших деловых качеств (поставьте крестики в соответствующих графах)

Качество Да Не совсем Нет
Авторитарность      
Быстрота принятия решений      
Гибкость в обращении с людьми      
Демократичность      
Деловитость      
Грамотность      
Информированность      
Исполнительность      
Коммуникабельность      
Компетентность      
Организованность      
Ответственность      
Планомерность      
Предприимчивость      
Самостоятельность      
Собранность      
Требовательность      
Трудолюбие      
Умение видеть перспективу      
Умение слушать людей      
Целеустремленность      
Широта кругозора      
Энергичность      

 

4.2. Дайте оценку Ваших моральных качеств (поставьте крестики в соответствующих графах)

Качество Да Не совсем Нет
Аккуратность      
Внимательность      
Воспитанность      
Выдержанность      
Доброжелательность      
Жизнерадостность      
Интеллигентность      
Корректность      
Культурность      
Обаятельность      
Откровенность      
Порядочность      
Принципиальность      
Пунктуальность      
Решительность      
Сдержанность      
Скромность      
Справедливость      
Тактичность      
Человечность      
Честность      
Щедрость      

 

4.3. Дайте критическую оценку Ваших недостатков (поставьте крестики в соответствующих графах)

Недостаток Да Не совсем Нет
Безынициативность      
Безответственность      
Бестактность      
Беспокойство      
Беспринципность      
Вероломство      
Властолюбие      
Жадность      
Жестокость      
Занудливость      
Зависть      
Злобность      
Интриганство      
Капризность      
Лень      
Медлительность      
Мелочность      
Обидчивость      
Распущенность      
Скупость      
Сладострастие      
Скрытность      
Легкомыслие      
Лицемерие      
Небрежность      
Недисциплинированность      
Непорядочность      
Несдержанность      
Несостоятельность      
Нелогичность      
Нечестность      
Нахальство      
Неуважение      
Подлость      
Предательство      
Развязность      
Рассеянность      
Трусость      
Хамство      
Упрямство      

 

5. Психология личности

Постарайтесь дать самооценку Вашей личности. Мы приводим типовые черты характера и темперамента, чтобы Вы смогли внести в них свои коррективы и дать правильный ответ.

5.1. Какие черты характера у Вас преобладают?

(Выберете один из двух типов характера).

1. Экстраверт.

2. Интроверт.

Экстраверт – чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает деятельность, не закончив, если возникает новый собеседник, новый стимул. Мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности (ради других готов забыть себя).

Интроверт – замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому окружающим его действия кажутся вычурными, чудаковатыми. Хорошо развита интуиция,

очень точно просчитывает ситуацию, его решения всегда перспективны и оправдываются в будущем. Эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников /24, 57/.

5.2. Какой темперамент у вас преобладает?

1. Сангвиник – спокойный, уравновешенный, подвижный в поведении, самооценка соответствует реальным возможностям. Отличается трудолюбием и высокой трудоспособностью. Слабая черта – неумение перестраиваться в резко меняющихся ситуациях. Тип мышления – предметно-действенный.

2. Флегматик – эмоционально устойчив, тип мышления преимущественно конкретно-образный, темп мышления замедлен, уровень притязаний ниже реальных возможностей, "создан" для работы в условиях монотонности, для вхождения в новую среду требуется период адаптации 6-7 месяцев, преимущественный фон настроения – благодушный, выражение лица – "застывшее".

3. Холерик – эмоционально неустойчив, вспыльчив, мимика чрезвычайно подвижная, темп мышления ускорен, тип мышления – абстрактно-логический, очень высокая коммуникабельность, сверхнормативная активность в короткий период чередуется с паузами. Познавательные психологические процессы (внимание, восприятие, память, воображение) чрезвычайно подвижны. Уровень притязаний выше реальных возможностей.

4. Меланхолик – эмоционально чувствителен, склонен к волнениям, высокая внутренняя тревожность, стрессоустойчив при работе в размеренном ритме. Хорошо адаптируется к быстроизменяющимся социальным ситуациям, хорошо чувствует партнеров по общению и создает для них обстановку повышенного эмоционального комфорта. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей, за исключением лиц с демонстративной акцентуацией характера, у которых уровень притязаний выше реальных возможностей. Мышление замедленное, преимущественно конкретно-образное.

5.3. Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

1.Высокий. Отличная память, логическое мышление, легко разгадывает кроссворды и загадки, обширные знания в различных областях науки и техники, легко решает творческие проблемы, в любой компании может поддержать беседу.

2.Средний. Хорошая память, преимущественно логическое мышление, хорошо разгадывает загадки, достаточные знания в различных областях науки и техники, может решать четко определенные задачи в компании своего круга.

3.Низкий. Память не очень хорошая, часто забывает фамилии и даты. Не любит загадки, так как с трудом решает их, имеет профессиональные знания в своей области, предпочитает выполнять только четкие и конкретные задачи, компании не любит, так как не умеет вести свободные беседы.

6. Здоровье и работоспособность

6.1. Занимаетесь ли Вы гимнастикой?

1.Ежедневная утренняя зарядка.

2. Бег трусцой каждый день.

3.Пешие прогулки ежедневно.

4.Физкультура в выходные дни.

5.Гимнастика нерегулярно.

6.Нет.

6.2. Занятия каким видом спорта Вы предпочитаете?

1.Игровым.

2.Индивидуальным.

3.Водным.

4.Плаванием.

5.Восточными единоборствами.

6.Силовой гимнастикой.

7.Никаким.

8.Другое________________________

6.3. Как Вы оцениваете свое здоровье?

1.Здоров. Самочувствие отличное, никогда не болею, занимаюсь спортом, работоспособность высокая, медицинские обследования подтверждают отличное здоровье.

2.Практически здоров. Самочувствие хорошее, болею не более недели в году, занимаюсь гимнастикой, работоспособность хорошая, медицинское обследование подтверждает здоровье в пределах нормы.

3.Болен. Самочувствие часто неважное, болею более одной недели в году, страдаю хроническим заболеванием, состояние здоровья не очень хорошее.

4.Затрудняюсь ответить.

6.4. Сколько рабочих дней в неделю Вы смогли бы работать в нашей компании?

1. Три.                             3. Пять.

2. Четыре.                       4. Шесть.

6.5. Какая продолжительность рабочего дня (в часах) Вас устраивает и Вам по силам?

1. До четырех.       3. 6-8.       5. Более 10.

2. 4 – 6.                   4. 8-10.

 

7. Увлечения (хобби)

(можно указывать несколько ответов).

7.1. Какую литературу Вы предпочитаете?

1.Художественную.                   5.Поэзию.

2.Исторические романы.           6.Специальную литературу.

3.Детективы.                               7.Газеты и журналы.

4.Романы о любви.                     8. Не читаю.

7.2. Какое искусство Вы предпочитаете?

1.Архитектура                             5.Декоративно-прикладное.

2.Скульптура                               6.Другие_______________

3.Живопись                                 7.К искусству равнодушен.

4.Графика

 

7.3. Что в свободное время Вы чаще посещаете?

1.Театр.                                          4.Дискотеки.

2.Музыкальные концерты.               5.Рестораны, кафе.

3.Кино, видео салоны.                  6.Другое_______________

7.4. Увлечение (животные, охота, рыбная ловля).

1.Охота.                                         4. Кошка.

2.Рыбная ловля.                            5.Другие______________

3.Собака.                                       6.Нет.

7.5. Какие азартные игры Вы предпочитаете?

1.Карты.                                         5. Рулетка, казино.

2.Домино, кости.                          6.Другие_______________

3.Игровые автоматы.                   7.Никакие.

7.6. Ваше отношение к подаркам?

1.Подарки очень люблю и принимаю сразу.

2.Подарки очень люблю, но могу принять их только от знакомых и проверенных людей.

3.Предпочитаю только ценные подарки от людей, которым доверяю.

4.Принимаю только небольшие подарки в праздники от близких людей.

5.Подарки не беру ни от кого.

7.7. Ваше отношение к противоположному полу?

1.Безразличное.                            4.Нормальное.

2.Скованное.                                 5.Пытаюсь флиртовать.

3.Недружелюбное.                       6.Развязное.

 

8. Вредные привычки.

8.1. В какой мере употребляете спиртные напитки?

1. Не употребляю.                       3. Средне.

2.Мало.                                         4.В большом количестве.

8.2. Манера употребления спиртных напитков.

1.Выпиваю в одиночестве.

2.Вместе с другими, ради поддержания компании.

3.Только в официальных случаях.

4.После работы дома.

8.3. Причины употребления спиртных напитков.

1.Для удовольствия.                           3.Для опьянения.

2.Для снятия стресса.                    4.Все вышеуказанные.

8.4. Любимые напитки (можно указать несколько).

1.Безалкогольные.                         5.Крепленое вино.

2.Пиво.                                            6.Водка.

3.Сухое вино.                                 7.Коньяк.

4.Шампанское.                               8.Импортные: виски, джин.

8.5. В каком темпе выпиваете?

1.Медленно, небольшими глотками.

2.Нормально, как компания.

3.Быстро, большими дозами.

8.6. Меняется ли Ваше поведение в состоянии алкогольного опьянения?

1.Спокоен, умиротворен.

2.Бываю подавленным.

3.Сохраняю контроль над собой.

4.Бываю возбужден.

5.Агрессивен, обидчив.

6.Буйствую, шумлю.

7.Теряю координацию движений.

8.7. Употребляете ли Вы наркотики?

1. Нет.

2.Да, слабые.

3.Да, сильные.

8.8. Вы курите?

1.Да.                    2.Нет.             3.Иногда.

8.9. Если курите, то, как много сигарет (папирос) в день?

1.Несколько сигарет.                     3.Одну пачку.

2.Пол пачки.                                    4.До двух пачек в день.

8.10. Какие марки сигарет (папирос) Вы предпочитаете? ___________

 

9. Повышение квалификации.

9.1. Сколько лет назад Вы повышали квалификацию в организованной форме?

1.До 1 года.                                              4.От 5 до 10 лет.

2.1-3 года.                                                5.Свыше 10 лет.

3.3-5 лет.

9.2. Сколько раз Вы повышали квалификацию за период работы на данной (последней) должности?

1. Один.                            3.Три.         5.Ни разу.

2. Два.                               4.Четыре.

9.3. По чьей инициативе Вы повышали квалификацию?

1.По собственной.                                   3.Родственников.

2.Руководства.                                         4.Друзей.

9.4. Удовлетворило ли Вас повышение квалификации?

1.Да.                                 2.Нет.        3.Не совсем.

9.5. Если нет, то укажите причину.

1.Низкая творческая отдача преподавателей.

2.Низкое качество преподавания.

3.Обобщенное изложение материала.

4.Недостаточный объем научных исследований.

5.Нет творческой связи между преподавателями и слушателями.

6.Слабая материальная база (аудитории, мебель, обстановка).

7.Отсутствие современных технических средств.

8.Изложение устаревших положений.

9.Другое______________________________________

 

10. Условия оплаты труда.

10.1. Какое оснащение рабочего места Вы хотели бы иметь?

1.Отдельное рабочее место.

2.Отдельный кабинет площадью____квадратных метров.

3.Персональный компьютер или свободный доступ к нему.

4.Телефон (радиотелефон).

5.Факс.

6.Ксерокс.

7.Микрокалькулятор.

8.Пишущая машинка.

9.Служебная машина.

10.2. Ваше отношение к деньгам.

1.Безразличное.

2.Как средство удовлетворения минимальных потребностей.

3.Люблю.

4.Очень люблю.

10.3. Какие источники доходов были у Вас на прежней работе?

1.Зарплата (оклад).

2.Проценты с прибыли (дохода) организации.

3.Временные заработки не по специальности.

4.Частная торговля, коммерция.

5.Доходы с ценных бумаг.

6.Сдача в аренду имущества (квартиры, сада, машины).

7.Пенсия, стипендия.

8.Другие__________________________________________

10.4. Если бы у Вас оказалась крупная сумма денег, на что бы Вы ее предпочли использовать?

1.Покупка жилья (квартиры).

2.Обстановка квартиры.

3. Покупка автомобиля

4.Пополнение гардероба (одежды, обуви).

5.Покупка книг.

6.Вложение в банк под проценты.

7.Приобретение золота или драгоценностей.

8.Создание своего предприятия.

9.Путешествие за границу.

10.Покупка земли и создание фермерского хозяйства.

11.Благотворительность.

10.5. Какая система труда Вам больше нравится?

1.Повременная гарантированная (оклад).

2.Повременно-премиальная.

3.Сдельная, в зависимости от результатов труда, числа часов, выручки, процент с прибыли.

4.Сдельно-премиальная.

10.6. Какие размеры оплаты труда и формы поощрения Вас устраивают?

1.Должностной оклад (тенге)_________________________________

2.Персональная надбавка за совмещение профессий (тенге)_______

3.Квартальная премия к должностному окладу (тенге)____________

4.Квартальная прибыль в виде процента от прибыли______________

5.Премия в виде процента от валового дохода___________________

6.Вознаграждение в виде процента от продажи (выручки)_________

7.Другие __________________________________________________

10.7. Как часто Вы согласны изменять систему оплаты в организации?

1. Раз в пять лет.                 4.Ежеквартально.

2. Раз в три года.                 5.Затрудняюсь ответить.

3. Ежегодно.

10.8. Какие материальные блага Вы хотели бы иметь в случае получения работы в нашей организации?

1.Материальная помощь к отпуску.

2.Оплаченная путевка в пансионат.

3.Фирменная одежда сотрудника.

4.Компенсация расходов на питание.

5.Компенсация транспортных расходов.

6.Подарки ко дню рождения и юбилейным датам.

7.Компенсация расходов на детские учреждения.

8.Компенсация расходов в случае свадьбы, рождения ребенка.

9.Оплатат расходов на повышение квалификации.

10.Другие________________________________________________

10.9. Какие социальные гарантии Вы хотели бы иметь, работая в организации?

1.Оплата больничных листов.

2.Страхование жизни.

3.Оплатат расходов в случае смерти.

4.Дополнительная пенсия.

5.Пособие при увольнении.

6.Другие__________________________________________________

 

"____"______________200_год.       ____________________________

                                                                            (подпись)

Методические рекомендации по использованию анкеты "Вакансия".

1.Анкету заполняют все руководители, специалисты и служащие ОАО "Акмолатурист" при приеме на работу, причем необходимо отвечать правдиво и доверительно. Ориентировочное время заполнения -1 час.

2.Для проверки "честности" заполнения достаточно просмотреть разделы 3 и 4. Если в разделе 3 отмечены только "высокие" или "низкие" знания и умения, то налицо завышенная или заниженная самооценка. Если в разделе 4 преобладает положительная оценка личностных и деловых качеств ("Да") и почти отсутствуют недостатки (часто указывают "Нет"), то кандидат хочет составить о себе "розовое" впечатление, и скрывает недостатки. Необходимо попросить его поработать дополнительно над анкетой и проверить сомнительные результаты другими способами (тест, посещение старого места работы).

3.Анкета "Вакансия" хранится в личном деле, в случае увольнения работника, необходимо отметить красным цветом реальные качества, недостатки и вредные привычки сотрудника. Это может пригодиться в случае его возвращения или запроса информации другой организацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...