Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы, определяющие охрану трудовых прав работников




1).Обеспечение охраны труда и здоровья работника – ст.43 Конституции, ст. 21,158 К№оТ возлагают эту обязанность в безусловном порядке на работодателя. Этот принцип: носит всеобщий характер, требует установления особых условий труда во вредных производствах и на тяжелых работах, предполагает особую заботу об охране труда женщин, подростков, лиц с пониженной трудоспособностью.

2).Гарантированность трудовых прав работников (юридические средства обеспечения прав работников) – предусмотрена процедура рассмотрения трудовых споров; ответственность должностных лиц за нарушение трудовых прав работников.

Таким образом, основными принципами ТП являются:

1) свобода труда;

2) свобода трудового договора;

3) равноправие в труде и недопустимость дискриминации;

4) свобода объединения работников для защиты своих трудовых прав;

5) единство и дифференциация условий труда;

6) участие работников в установлении условий труда;

7) недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;

8) определенность трудовой функции;

9) устойчивость трудовых правоотношений;

10) возмездность труда; безопасность труда;

11) обеспечение нормальной дисциплины труда;

12) гарантированность трудовых прав работников;

13) обязанность работников бережно относиться к имуществу работодателя

 

 

Тема 4. Источники трудового права

Понятие источников трудового права

Конституция как основной источник ТП

Законы

Подзаконные акты

Судебная практика

Соглашения о труде (акты социального партнерства), региональные и локальные источники трудового права

Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Понятие источников ТП

Источники ТП – это нормативные правовые акты компетентных органов, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.

Источники ТП очень многочисленны, поэтому они нуждаются в определенной систематизации (упорядочении). Источники ТП можно классифицировать по различным основаниям:

1).По характеру принятия:

-принимаемые государственными органами(законы,указы, постановления и др.)

-принимаемые по соглашению м/у гос.органами, работодателями и профсоюзами (коллективные соглашения, коллективные договоры и др.);

-принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, Конвенции и рекомендации МОТ).

2).По сфере действия:

-действующие в пределах всей Украины (законы, указы, постановления КМУ, нормативные акты центральных ведомств, министерств – приказы, распоряжения, инструкции и др.);

-действующие в пределах отдельных регионов (решения местных Советов, распоряжения исполкомов и т.п.);

-действующие в пределах отдельных отраслей (приказы, инструкции, распоряжения отраслевых министерств);

-действующие в пределах отдельных организаций (правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры и т.п.)

3).По юридической силе:

-Конституция;

-акты международного правового регулирования труда (ратифицированные Украиной);

-законы;

-подзаконные акты;

-акты судебных органов;

-соглашения о труде (акты социального партнерства);

-региональные нормативно-правовые акты

-локальные акты

3) по степени обобщенности:

-кодифицированные акты – КЗоТ

-комплексные акты (напр., официальный сборник «Законодательство Украины об охране труда»)

-текущие нормативно-правовые акты (Закон «О занятости населения», Закон «Об оплате труда» и т.д.)

Конституция как основной источник ТП

Конституция Украины – это акт высшей юридической силы (принята 28.06.97 г.), является документом прямого действия.

Ст.3 Конституции закрепляет приоритет общечеловеческих ценностей, провозглашая наивысшей социальной ценностью в государстве человека и главной задачей государства - обеспечение его прав и свобод

Статья 43 К. закрепляет основы правового регулирования труда: свобода труда; недопустимость принудительного труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на вознаграждение за труд, не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы, на защиту от незаконного увольнения. Ст.45 предусматривает право на отдых (установление максимальной продолжительности рабочего времени, праздничных дней, ежегодных отпусков); Ст. 44 закрепляет право работников на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

В соответствии с ч.3 ст.36 К. имеют право на создание профсоюзов для защиты своих трудовых прав и интересов.

Ст.55 К. предусматривает судебную защиту всех прав и любых законных интересов граждан, в т.ч. трудовых. Право на судебную защиту является важной гарантией реализации закрепленных законодательством прав и свобод граждан.

Конституция признает международно-правовые нормы, содержащиеся в актах, ратифицированных Украиной, частью национального законодательства, причем действует приоритет международно-правовых норм (ст.9 К.). Нормы международного права, регулирующие трудовые отношения, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах человека (принят ООН в 1966 г.), Конвенциях и рекомендациях МОТ (в настоящее время действуют более 180 Конвенций, Украиной ратифицировано около 60); в двухсторонних договорах Украины (напр., Соглашение между Правительством Украины и Правительством Словацкой республики о взаимном трудоустройстве граждан от 1998 г. и др.)

Законы

Среди законов о труде главенствующее место занимает кодифицированный источник КЗоТ. Впервые был принят в 1918 г., затем 1922 г., сейчас действует третий КЗоТ (принят 10.12.71г., введен в действие 1.06.72 г.) с многочисленными дополнениями и изменениями. Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей. Статья 8-1 КЗоТ закрепляет приоритет норм международного права перед нормами национального законодательства о труде. Наиболее интенсивно изменения в Кодекс стали вноситься с 1987 года. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в принятии нового КЗоТ. Работа по созданию проекта нового Трудового кодекса Украины сейчас ведется специальной комиссией под руководством проф. А.И. Процевского.

В зарубежных странах Кодексы законов о труде существуют только во Франции и в Канаде.

Помимо КЗоТ Украины действуют текущие законы, которые либо затрагивают регулирование отдельных сторон трудовых отношений, либо посвящены подробному регулированию отдельных институтов ТП, либо содержат специальные нормы, регулирующие труд отдельных категорий работников: «О предприятиях в Украине» от 1991 г., «О занятости населения» от 1991 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1999 г.., «О коллективных договорах и соглашениях» от 1993 г., «Об охране труда» от 1992 г., «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 1991 г., «О государственной службе» от 1993 г., «Об оплате труда» от 1995 г., «Об отпусках» от 1996 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 1998 г. и другие.

Нормы текущих законов имеют такую же юридическую силу, как и нормы КЗоТ, при этом законодательные нормы не могут противоречить Конституции Украины.

Подзаконные акты

а) Указы и распоряжения Президента – является главой государства, правомочен принимать указы и распоряжения, имеющие нормативную силу и являющиеся источниками права, в т.ч. трудового (за исключением указов персонифицированного характера – о назначениях, присвоении классных чинов, назначении на должность); эти акты обязательны для исполнения на всей территории Украины, при этом они не могут противоречить Конституции и законам. Например, Указ «О создании Национальной службы посредничества и примирения» от 17.11.98., «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» от 04.05.94., «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» от 23.08.94., и др.

б) Постановления Верховной Рады Украины, напр., «Об индексации денежных доходов населения» от 03.12.98 г. и др.

в) Постановления и распоряжения КМУ – они должны соответствовать Конституции, законам, Указам Президента, принимаются во исполнение законом, носят более конкретный характер. Большой объем правового регулирования труда осуществляется в постановлениях КМУ, напр., постановление от 23.04.99 г. № 663 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу»; Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве: утв. постановлением КМУ от 21.08. 2001 г. № 1094 на и др.

в) Акты министерств и ведомств - акты Министерства труда и социальной политики, Министерства финансов, Министерства юстиции и др., отраслевых министерств. Это в основном Положения, инструкции, разъяснения, приказы. Напр., Приказ Мин-ва труда и социальной политики № 260 от 08.06.2001 г. «Об утверждении Формы трудового договора между работником и физическим лицом и Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом». Требования к этим актам – не должны противоречить Конституции, законам, постановлениям КМУ.

5. Судебная практика

В соответствии с Конституцией судебная система является самостоятельной ветвью власти, тем самым признается допустимость принятия судами правовых норм.

Разрешение конкретной жизненной ситуации дается судами в виде судебного решения, которое является обязательным правилом поведения, выполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Но судебное решение персонифицировано, относится к конкретной ситуации. Однако в последнее время, с признанием суда ветвью гос. власти был создан механизм, обеспечивший многим судебным решениям всеобщее применение, в результате чего эти решения стали источником права.

Во-первых, судам предоставлено право проверять нормативные акты и признавать их недействительными (Закон Украины о Конституционном суде, Закон Украины «Об обращении граждан» и др..) Признавая нормативный акт недействительным, суд отменяет прежние права и обязанности и создает новые права и обязанности для участников общественных отношений, т.е. судебное решение является источником права. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда от 01.11.96 г. № 9 «О применении Конституции Украины при отправлении правосудия» были признаны противоречащими конституционному принципу о недопустимости принудительного труда ст.32, 33, 34 КЗоТ, которые допускали временный перевод работника без его согласия на другую работу в случае производственной необходимости или простоя. Тем самым, правовое регулирование переводов по трудовому праву изменилось.

Во-вторых, Верховный Суд Украины дает разъяснения по вопросам судебной практики, эти разъяснения носят общий характер, восполняют пробелы правового регулирования, формируют правоприменительную практику (Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 06. 11. 92. г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров», Постановление Пленума Верховного Суда от 29.12.92 г. № 14 «О судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками»). Конституционный Суд в соответствии с п.2 ст.150 Конституции дает официальное толковании Конституции и законов Украины.

В-третьих, судам предоставлено право непосредственного применения Конституции (т.е. суд может не применять тот или иной закон, если он, по мнению суда, противоречит Конституции). Например, нормы ГПК предусматривают в качестве основания для отказа в принятия искового заявления по трудовому спору несоблюдение досудебного порядка его рассмотрения. Однако суды Украины в настоящее время на основании ст.124 Конституции, предписывающей, что суду подведомственны все правоотношения возникающие в государстве, не применяют указанную норму и принимают к рассмотрению исковые заявления по трудовым спорам независимо от того, рассматривался ли этот спор в комиссии по трудовым спорам на предприятии. По этому поводу были даны разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 30.05.97 г. «Об усилении судебной защиты прав и свобод человека и гражданина»

В-четвертых, суды своими решениями осуществляют конкретизацию законов, создают определенный правовой механизм применения законов (напр., ТД считается заключенным с момента допуска лица к работе. Возникает вопрос: что считается допуском? Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92. определило, что допуском к работе считается, если работа была поручена работнику должностным лицом, обладающим правом приема на работу, или выполнялась с его ведома).

Следует помнить, что источником ТП не служат решения суда по конкретным делам, а только те акты, которые:

1) реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений;

2) опубликованы в официальной печати

К таким актам относятся: Постановления Пленума Верховного Суда Украины, Постановления Конституционного Суда Украины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...