Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Экологическое воспитание - новое направление в воспитании дошкольников.




1. Экологическое воспитание - новое направление в воспитании дошкольников.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее время работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

 

1. 1. Содержание экологического воспитания.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает нравственное воспитание (воспитание гуманного отношения к природе), интеллектуальное развитие (формирование системы экологических знаний и представлений, развитие мышления), развитие речи (обогащение и активизация словаря детей), развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее), трудовое воспитание (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными).

Содержание экологических знаний включает идею многообразия живых организмов, их экологического единства и отражается в следующих аспектах:

- научный (развитие познавательного отношения к природной среде);

- ценностный (определение значения природы в жизни общества и человека);

- нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);

- деятельностный (формирование практических и творческих умений и способов деятельности экологического характера).

1. 2. Методика экологического воспитания младших дошкольников.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». С самого начала года воспитатель многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки. Это позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Наглядные методы:  

- экскурсии, целевые прогулки;  

- наблюдения;  

- показа сказок (педагогом, детьми);  

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;  

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:  

- чтение литературных произведений;  

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:  

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др. );  

- загадывание загадок;  

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:  

- организация продуктивной деятельности детей;  

- оформление гербария растений, плодов;  

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;  

- изготовление с детьми наглядных пособий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...