Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Принципы и подходы к формированию работы по экологическому воспитанию.




1. 3. Принципы и подходы к формированию работы по экологическому воспитанию.

1. Наглядность- чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

2. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.

3. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.

4. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных

5. Конкретность – объем знаний увеличивается, и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.  

6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.

7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.

9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

2. Экологическое воспитание младших дошкольников (элементы педагогического опыта).

 Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Реализуя программу «Донбасс - мой край родной» углубленно работала над воспитанием детей на красоте природы родного края (микросфера «Природа Донбасса»).

Приступая работать по этой теме, я поставила перед собой цель- сформировать экологические представления детей о взаимосвязи в природе, системы умений и навыков взаимодействия с природным окружением. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Научить детей наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром, правильному поведению в природной среде.

 - Развивать у детей позитивное эмоциональное отношение к природному окружению, умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.  

- Воспитывать умение любоваться красотой природы, желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

2. 1 Диагностика уровня экологического развития детей на начало учебного года.

Для начала работы по экологическому воспитанию необходимо определить уровень знаний детей о природном окружении. Для этого в своей работе я использую диагностику индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт. -сост. М. В. Савченко, Котова Л. Н., Губанова Н. В. и схемы вопросов, используемые в наблюдениях, беседах, играх.

 

 

Схема изучения знаний детей о неживой природе

Воздух

1. Знают ли дети, что такое воздух?

2. Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас, когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать).

3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, лужи и т. п. ).

4. Знают ли дети, что такое ветер? (это движение воздуха)

5. Что умеет делать ветер? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т. д. ).

6. Знают ли дети, чем мы его слышим?

7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т. д. ).

8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? (надувает паруса, вертит крылья мельницы и. д. ).

9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница).

10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего, (летнего, осеннего)?

11. Умеют ли дети обнаруживать ветер?

12. Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? Сильный ветер).

ВОДА

1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость).

2. Знают ли дети, где встречается вода? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране).

3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?

4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки).

5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).

6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, без формы и т. д. )

7. Знают ли дети, что растет в воде?

8. Знают ли дети, кто живет в воде?

9. Кому нужна вода?

Солнце

1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда).

2. Знают ли планеты Солнечной системы?

3. Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи).

4. Знают ли особенности радуги?

5. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?

6. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (ночные, подземные).

7. Знают ли дети, что солнце – источник тепла?

8. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?

9. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?

10. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Почва.

1. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля»).

2. Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?

3. Какова их роль в формировании почвы?

4. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

6. Выработаны ли навыки ухода за растениями ( копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?

7. Сформулированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

 

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

ОСЕНЬ

1. Узнают ли дети на картинках осень, различают ли сезоны?

2. Знают ли приметы осени?

3. Где убирают урожай?

4. Куда исчезают насекомые, перелетные птицы?

5. Как ведут себя зимующие птицы?

6. Какие звери впали в спячку?  

 7. Какая связь между температурой воздуха и состоянием растений?

8. Как растения приспосабливаются к зиме?

                                           ЗИМА

1. Узнают ли дети на картинках зиму?

2. Знают ли о типичных зимних явлениях природы?

3. Каковы особенности существования растений зимой?

4. Образ жизни и поведение животных зимой?

5. Какие птицы остаются? Что они делают?

6. Какие птицы улетают? Почему?

ВЕСНА

1. Умеют ли дети различать сезоны года?

2. Знают ли характерные признаки весны?

3. Какими видами труда заняты люди весной?

ЛЕТО

1. Узнают ли дети на картинках? Различают ли времена год? Знают ли их последовательность?

2. Знают ли приметы лета?

3. Какова жизнь животных?

4. Какими видами труда заняты люди?

5. Что происходит в мире растений?

Диагностика показала, что дети часто допускают ошибки в назывании представителей животного мира и определении их характерных признаков.

Не выделяют части дерева, растения или выделяют какую-то одну часть. Кто-то называет только ствол, некоторые листья. Времена года также не всегда называют правильно. Некоторые путают осень и лето. Не могут назвать характерные признаки сезонов. Низкий уровень знаний о неживой природе. По итогам мониторинга можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей второй младшей группы является недостаточным. ( Рис. 1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...