- Наблюдают за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делают элементарные выводы и делятся впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействуют с окружающим миром.
- Участвуют в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делятся своими познаниями о живом и неживом; не рвут, не ломают растения, бережно относятся к живым существам, не вредят им. ( Рис. 2).
Заключение.
Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
Пособие «Мир глазами детей» не носит жесткого регламентирующего характера.
Приобщая ребенка к миру природы, мы сознательно развиваем различные стороны его личности, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом мы, взрослые должны помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе нашими первыми помощниками должны стать родители.
Надеемся, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна брошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому на Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного - двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон об образовании. Принят Народным советом Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года. Постановление № I-233П-НС.
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2018.
3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
4. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного
возраста / авт. -сост. М. В. Савченко, Котова Л. Н., Губанова Н. В.
Донецк: Истоки, 2017. 76 с.
5. Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992.
6. Крайнова Л. В., Трубник И. В. «Организация экологической деятельности детей в детском саду» Л. В., ДИППО, Донецк, 2011г.
7. Лопатина О., Скребцова М. Сказки о природе для дошкольников – Х.: Изд. Группа «Основа», 2012 – 112с.
8. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
9. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995.
10. Мир почемучек. Организация экспериментальной рабаты с дошкольниками/ сост. Л. А. Шик. – Х.: Изд. Группа «Основа», 2012. – 111с.
11. Романчук Р. О. «Формирование экологических представлений у дошкольников», «ЛИПС», 2008г. 177 с.
12. Ситникова. Г. Ю., Фомина Е. Г. «Система работы по формированию экологического образования и воспитания детей младшего дошкольного возраста», « ЛИПС», 2011г. 274 с.
13. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перспективный план работы по экологическому воспитанию младшими дошкольниками
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
- Беседа;
- Рассматривание овощей, фруктов; - Чтение сказки " Спор овощей»; - Дидактические игры: «Что растёт на дереве, а что в земле», « Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Узнай по вкусу», «Сбор урожая», «Солнышко и туча». – Драматизация сказки «Репка». - Аппликация " Фрукты на тарелке". - Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат".
- Рассматривание луговых растений. - Поделки из природно-бросового материала. - Целевая прогулка в огород
- Игровое упражнение " Солнечный зайчик" - Подвижная игра " Солнышко и дождик"
ОКТЯБРЬ
1. В гости к деревьям
2. Комнатные цветы в уголке природы
3. Дождик, лей, лей, лей!
Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.
Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.
-Экскурсия по экологической тропинке
-Наблюдения за деревьями
- Беседа о деревьях
-Дидактические игры: " Найди по листу дерево", " Посадим дерево", " Найди то, о чём асскажу", " Покажем мишке уголок природы", " От какого растения листья? " (с использованием моделей)
-Слушание песни " Листопад", музыка Т. Попатенко
-Труд в природе: сбор осенних листьев
-Чтение М. Пришвина " Листопад"
-Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского
-Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"
- Заучивание потешки" Радуга- дуга"
-Закличка " Дождик, лей, лей, лей"
НОЯБРЬ
1. Золотая осень
2. Кто живёт в лесу
3. Ветер, ветер, ветерок:
Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
-Загадывание загадок-Рассматривание картины " Золотая осень"
-Беседа-Рисование " Листопад»
-Рассматривание картин с изображением диких животных
-Потешка " Идёт лисичка по мосту"
-Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк " Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
-Чтение Е. Чарушина " Волчишко" -Хороводная игра " Зайка беленький сидит" -Дидактические игры: " Кто где живёт", " Скажи ласково", " Найди детёныша"
-Аппликация " Колючий ёж" -Чтение стих-я А. С. Пушкина " Ветер, ветер"
- Игры с султанчиками, бег с ленточками
ДЕКАБРЬ
1. Котенька-коток и его друзья
2. Зимний лес полон чудес
3. Водичка, водичка:
Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега - в воду.
- Потешки " Котик, коток", " Ты собачка, не лай"
-Лепка " Прянички" ( по р. н. п. " Кисонька- мурысенька" )
- Настольный театр " Волк и 7 козлят" - Рассматривание картин с изображением домашних животных
- Сказка " Бычок - смоляной бочок"
-Дидактические игры: " Чьи детки? ", " Что даёт корова", " Кто живёт на бабушкином дворе"
- Путешествие в Зимний сказочный лес
-Зачем зайчику другая шубка?
- Лепка " Зайка беленький сидит"
- Загадки
Потешка " Водичка, водичка"
- Беседа " Для чего нужна вода? "
- Опыт " Таяние снега, замерзание воды"
- Изготовление цветных льдинок
- Узнаем, какая вода
ЯНВАРЬ
1. Курочка - Ряба и её соседи
2. Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас
Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как " разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к " братьям нашим меньшим".
Познакомить детей с понятием " воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
- Загадки о животных
- Дидактические игры: " На птичьем дворе", " Чей детёныш", " Кто как кричит", " Назови ласково"
- Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"
- Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"
- Песенка " Жили у бабуси"
- Рисование " Заборчик для петушка"
- Аппликация " Жёлтый цыплёнок"
- Игра-забава " Наседка и цыплята"
- Подвижная игра " Воробышки и автомобиль"
- Подвижная игра " Воробышки и кот"
- Наблюдения за птицами на участке
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
- Дидактическая игра " Найди пару"
- Аппликация " Скворечник»
- Опыт " Что в пакете? "
- Игры с воздушным шаром и соломинкой
- Надувание мыльных пузырей
Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
- Стихотворение
В. Берестов " Снегопад"
- Рисование " Вот зима - кругом бело"; " Уж ты зимушка- зима"
- Подвижная игра " Снежинки и ветер" - Наблюдения за погодой на участке - Рассматривание картин с зимним пейзажем
- Беседа о зиме
- Опыт со снегом - Постройка снеговика на участке
- Загадки о луке
- Рассматривание луковицы
- Опыт с луком
- Наблюдение за ростом лука
- Рассматривание появившихся зелёных пёрышков
- Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми
-Сравнение вновь посаженой луковицы с ранее посаженой
МАРТ
1. Весна пришла
2. " Береги живое"
3. Какой песок, какая глина
Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
- А. Плещеев " Весна"
- Чтение произведений о животных
- Аппликация " Весенняя сказка"
- Рисование " Сосульки длинные и короткие"
- Дидактическая игра: " Мир вокруг нас", " Времена года"
- Дидактическая игра " Хорошо - плохо"; " Путешествие на полянку"
- Наблюдение
- Беседа - игра " Убери мусор на поляне"
- Опыт с песком и глиной
- Рассматривание песка и глины
- Выставка глиняных игрушек
- Игры с песком
- Лепка пирожков и печенья
- Лепка из глины " Лепёшки большие и маленькие"
Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
- Чтение потешки " Божья коровка", разучивание
- Лепка " Червячки для цыплят"
- Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
- Отгадывание загадок
- Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)
- Загадки
Чтение художественной литературы
- Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян - Зарисовки
МАЙ
1. Природа наш родной дом
2. Нужные вещи из ненужных вещей
Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать, из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
- Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы
- Экскурсия по участку д/с
- Наблюдения
-Дидактическая игра " Береги природу"
- Рассматривание игрушек, предметов
- Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала
- Беседа
- Дидактическая игра " Что из чего сделано