Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа формирующего эксперимента по физической реабилитации больных с инфарктом миокарда в постстационарном этапе

 

Результаты констатирующего эксперимента показали очень низкую толерантность к физическим нагрузкам и присутствие негативных тенденций в психологическом самочувствии исследуемых пациентов, что позволило определить основные направления дальнейшей работы с ними.

Пациенты с ИМ требуют особых условий для улучшения состояния здоровья после перенесённого заболевания, и важнейшим из этих условий мы считаем осуществление целенаправленной, квалифицированной и комплексной реабилитации. В связи с этим целью данной части исследования стала разработка и апробация комплексной программы реабилитации больных с ИМ в постстационарном этапе в условиях поликлиники.

Эксперимент проводился на протяжении 6 недель с больными, перенёсшими ИМ на базе физиотерапевтического отделения МУЗ «Ардатовская ЦРБ».

Основой для разработки реабилитационной программы стали:

1. Полученные в констатирующем эксперименте данные об особенностях выносливости больных с ИМ,

2. Принципы реабилитационного процесса на поликлиническом этапе, к которым мы отнесли следующие:

· Программа физической активизации должна быть составлена в строгой последовательности и преемственности по отношению как к предшествующему этапу восстановительного лечения, так и к периоду поликлинического этапа,

· Принцип постепенного возрастания нагрузок до стабилизации двигательной активности в соответствии с функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы больного,

· Принцип непрерывности и регулярности нагрузки,

· Принцип доступности

Формирующий эксперимент был подчинён решению следующих задач:

1. Разработать комплексную программу реабилитации больных в условиях поликлиники,

2. Проследить динамику изменения состояния здоровья пациентов в результате апробации формирующей программы,

3. Определить эффективность реализации разработанной программы.

Программа включает в себя физические упражнения, ароматерапию, релаксацию, которые в целом направлены на улучшение состояния здоровья.

Ароматерапия проводилась в процессе релаксации психологом Борисковой И.И. и ароматерапевтом Дружининой Н.Н., физические упражнения проводились под руководством методиста АФК автором исследования.

Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научиться релаксации. Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Поскольку человек - единое целое, и психическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам этого бывает вполне достаточно.

Психотерапия включала индивидуальные занятия с применением гипнотических методик, нейролингвистического программирования, аутогенной тренировки.

Кроме этого два раза в неделю проводились групповые занятия, организованные по принципу психотренинга с рядом упражнений, направленных на улучшение самочувствия, повышение самооценки и снижения уровня тревожности.

Проводя релаксацию, психолог использовал антистрессовую релаксацию.

1) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.

2) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

3) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.

4) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит".

5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как "тряпичная кукла". Наслаждайтесь испытываемым ощущением около тридцати секунд.

6) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота - о том, как насладиться состоянием расслабленности.

7) Наступает "пробуждение". Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: "Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет".

Данное упражнение рекомендуется выполнять не более 1 раза в день. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.

В процессе релаксации проводилась ароматерапия. Мы использовали ароматы мяты, лаванды, иланг-иланга, розмарина, герани, лимона.

После этих занятий психическое состояние больных ИМ улучшилось, прежде всего, за счет устранения аффективных нарушении и астении, сформировалась адекватная психологическая реакция на болезнь.

Психотерапия в комплексном лечении оказала положительное влияние на сердечно-болевой синдром, умеренную АГ, ЧСС.

Психотерапия способствовала саногенной коррекции системы отношения больных ИМ: отношения к врачебным рекомендациям по медикаментозной терапии, диете, режиму и курению, отношения с окружающими людьми и готовности к труду. Все это в сочетании с улучшением состояния больных ИМ способствовало восстановлению трудоспособности после ИМ.

При составлении реабилитационной программы использовались материалы следующих авторов: Гиляревского С.Р., Егоровой Л.А., Каулиной Е.М., Кириллова В. И., Лапотникова В.А., Орлова В.А., Рябчиковой Т.В., Середениной Е., Сорокиной Е.И. и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...