Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Подростковая преступность




 

Не все, что можно делать безнаказанно, следует делать.

Аксиома Расина

 

 

В современном обществе крайне остро стоит проблема подростковой преступности, или делинквентности (делинквентное поведение является разновидностью криминального и при крайних своих проявлениях классифицируется как уголовно наказуемое). Обычно делинквентность начинается с регулярного пропуска школьных занятий и приобщения подростка к группе сверстников, в которой приоритетными являются асоциальные установки. Как правило, в подобных группах в качестве лидера выступает старший по возрасту человек, более агрессивный, чем остальные члены группы, иногда – уже побывавший в местах лишения свободы. В этом возрасте подростку необходимо соотносить себя и свое поведение с личностью авторитетного взрослого, и – при неблагоприятных обстоятельствах – подобным авторитетом может стать лидер асоциальной группы.

Причины возникновения асоциального поведения

Каковы же основные причины, приводящие подростка в неблагополучную среду?

Выделяют, во‑первых, наследственно‑биологические факторы. Конечно, склонность к совершению преступлений по наследству не передается, но определенные особенности нервной системы (повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность) являются генетически обусловленными. Такие дети часто лгут, отличаются безрассудством и эксцентричностью. В подростковом возрасте повышается риск возникновения у них различных форм асоциального поведения. Кроме того, как показывают клинические наблюдения, среди людей с таким складом личности гораздо в большей степени, чем среди остального населения, распространены алкоголизм и другие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Но самое сильное воздействие на формирование у подростка тех или иных форм поведения оказывает, безусловно, окружающая его микросоциальная среда – семья, школа, ближайшие друзья и знакомые. Многие подростки, совершающие противоправные действия, являются выходцами из социально неблагополучных семей. Родители, принимающие алкоголь и наркотики, зачастую неработающие, не могут вложить в ребенка необходимые духовно‑нравственные ценности, так как зачастую сами ими не обладают. К тому же такие семьи в большинстве случаев являются материально нуждающимися, и подросток не может позволить себе иногда даже покупку учебников, не говоря уже о чем‑то большем.

В школе такой ребенок, как правило, конфликтует как с учителями, так и со своими одноклассниками, демонстрируя так называемую педагогическую запущенность. Естественно, в подобных условиях самооценка ребенка занижена, он чувствует свою ненужность и ущербность. И только группа таких же неблагополучных подростков дает ему возможность быть принятым, услышанным, повысить свою самооценку, приобрести самоуважение, пусть и с помощью совершения противоправных действий.

 

 

...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Во многих случаях главной причиной асоциального поведения подростка является отсутствие у него самоуважения. Если ваш ребенок не успешен в учебе и не имеет увлечений, в которых он мог бы себя реализовать, словом, не оправдывает ваших ожиданий, не спешите осуждать его за это – поверьте, он и сам страдает, так как чувствует свою неполноценность. Родители должны принимать своего ребенка со всеми его недостатками. Такому подростку нужна не критика, а помощь: постарайтесь вместе с ним найти ту сферу жизнедеятельности, в которой он сможет оказаться успешным и повысить за счет этого свою самооценку.

 

Другой вариант «трудного» подростка – это ребенок, воспитывающийся в стиле гиперопеки, «маменькин сынок». В подростковом возрасте у таких детей может развиться негативизм по отношению к образу жизни родителей, протест против постоянного контроля и давления. Улица в данном случае дает возможность подростку обрести наконец чувство долгожданной свободы и самостоятельности.

Для таких родителей известие о том, что их ребенок совершил правонарушение, становится настоящим шоком, особенно если действия подростка «подпадают под статью». Здесь следует отметить, что законодательство РФ предусматривает различные законные пути освобождения несовершеннолетних граждан от ответственности и наказания при условии, что преступление было совершено подростком впервые и не относилось к разряду тяжких и особо тяжких. Однако родители в такой ситуации должны, разумеется, сделать соответствующие выводы относительно методов воспитания своего сына или дочери и внести в них необходимые коррективы.

 

 

...

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Уголовно‑правовую ответственность человек несет по достижении на момент совершения преступления 16 лет. По 20 составам тяжких и некоторых иных преступлений (убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, хулиганство, вандализм и др.) установлена уголовная ответственность с 14 лет.

Уголовно‑процессуальное законодательство в отношении несовершеннолетних имеет свои особенности.

1. Задержание и арест в качестве меры пресечения применяются к лицам, не достигшим 18‑летнего возраста, лишь в исключительных случаях – ст. 393 УПК РСФСР.

2. Лишение свободы несовершеннолетним может назначаться на срок не свыше 10 лет (для взрослых по совокупности приговоров этот срок составляет 30 лет) – ст. 88 и 89 УК РФ.

3. При назначении наказания несовершеннолетнему суд призван рассмотреть возможность применения мер, не связанных с лишением свободы. Во всех случаях, определив вид наказания, суд должен обсудить вопрос о возможности назначения ему наказания ниже низшего предела – ст. 64 УК РФ.

4. Такие виды наказания, как смертная казнь и конфискация имущества, к несовершеннолетним не применяются.

5. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести (при максимальном наказании до 5 лет лишения свободы), может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (помещением в специальные коррекционные общеобразовательные школы и профессиональные училища с круглосуточным наблюдением и контролем за воспитанниками). Территория учреждения охраняется; проводится досмотр вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей и передач. Ограничение контактов с родителями, уменьшение норм питания, лишение прогулок не допускается.

6. К освобожденным судом от уголовной ответственности несовершеннолетним могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного госоргана; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности – ст. 90 УК РФ.

7. Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину, также как и сроки погашения судимости. Максимальный срок судимости для несовершеннолетних (в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений) составляет 3 года.

8. Судебное заседание по делу несовершеннолетнего не может проводиться без вызова в суд его родителей или иных законных представителей. Они вправе участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и отводы.

9. В процессе назначения наказания несовершеннолетнему помимо общих обстоятельств учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц – ст. 89 УК РФ.

 

 

ГЛАВА 2. ЗАВИСИМОСТЬ

 

Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее.

Закон Миллера

 

 

Проблема зависимости является одной из самых сложных в плане коррекции и лечения. Большинство людей, склонных к зависимому поведению, испытывают стойкую, зачастую избыточную потребность в том, чтобы о них заботились. Если эта потребность не удовлетворяется (оказывается фрустрированной), человек может практически полностью потерять интерес к отношениям с окружающими и сосредоточить все свое внимание на «агенте» зависимости – психоактивных веществах, азартных играх и т. п.

Зависимость от тех или иных форм поведения (в т. ч. от употребления химических веществ) опасна еще и тем, что развивается она не сразу, а исподволь. Ребенок, с удовольствием играющий в компьютерные игры, еще не зависим от них, но у него есть все шансы приобрести игровую зависимость. Точно так же взрослый человек, употребляющий алкоголь довольно редко (например, во время праздничных застолий), еще не является алкоголиком, однако, с точки зрения врачей‑наркологов, уже находится в группе риска. Тем не менее зависимость развивается не у всех детей, играющих в компьютерные игры, и не у всех взрослых, употребляющих спиртные напитки, а только у тех, кто к ней предрасположен.

Употребление психоактивных веществ, азартные игры, курение и другие факторы, которые способствуют развитию соответствующих форм зависимости, являются на начальном этапе лишь свидетельством того, что подросток склонен к асоциальному или же аутоагрессивному поведению, и предметом основного внимания взрослых должны быть не вещества, которые он употребляет, а именно эта его склонность. Так, излечившиеся наркоманы часто начинают злоупотреблять алкоголем, приобретают игровую и другие виды зависимости. Это говорит только о том, что основная проблема, которая послужила причиной развития у них наркомании, в процессе лечения так и не была устранена.

Среди социальных факторов, способствующих развитию у подростка зависимости, можно назвать все те же семейное неблагополучие и неправильное воспитание. Несмотря на то, что эти факторы, несомненно, являются основополагающими, мы здесь не будем рассказывать о том, какие именно педагогические ошибки взрослых могут привести к появлению у подростка данного заболевания, иначе нам пришлось бы повторять всю ту информацию, которая уже была изложена в предыдущих главах. На этот раз хотелось бы более подробно остановиться на признаках рассматриваемой проблемы, поскольку часто они оказываются не столь явными, как, например, в случае агрессивного или асоциального поведения, и диагностировать наличие у подростка зависимости можно, только владея соответствующей информацией.

Признаки зависимости

1. Спад в области физической активности и в сфере социальных коммуникаций. Общение и обычные занятия, которые раньше доставляли подростку удовольствие, постепенно вытесняются из его жизни зависимым поведением.

2. Все возрастающая потребность в «агенте» зависимости, стремление увеличивать дозу (в случае зависимости от химических веществ) или время, проведенное за компьютером (в случае компьютерной зависимости).

3. Неспособность контролировать свое поведение (количество выпитого алкоголя; время, проведенное за игрой, в Интернете и т. д.). Ложь или искажение фактов при ответах на вопросы, касающиеся зависимого поведения.

4. Сильное беспокойство или раздражение в случае невозможности реализовать потребности, вызванные зависимостью.

5. Ложная уверенность зависимого человека в том, что данное поведение является безопасным для его здоровья.

6. Продолжение зависимого поведения, несмотря на все проблемы в отношениях, учебной деятельности и т. д., которые оно вызывает.

7. Стойкая привычка использовать «агент» зависимости как средство ухода от проблем и для улучшения настроения.

Зависимым специалисты считают человека, в поведении которого на протяжении 12 месяцев было обнаружено 4 и более из этих признаков.

Понятие созависимости

Термином «созависимость» в международной классификации болезней принято обозначать расстройства психики, которые наблюдаются у родственников людей, страдающих как химическими (алкоголизм, наркомания, токсикомания), так и нехимическими формами зависимости (игромания, трудоголизм, шопингоголизм и пр.).

Чаще всего данное название употребляется по отношению к проблеме тех людей, чья жизнь постепенно теряет в их глазах собственную ценность и оказывается полностью подчиненной желанию «вытащить» из зависимости своего члена семьи. Часто бывает и так, что созависимые люди неосознанно способствуют усугублению состояния близкого человека. Многие из них испытывают хронический стресс, переживают чувства отчаяния и беспомощности, поэтому они точно так же, как и их больные родственники, нуждаются в помощи специалиста.

 

 

...

ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГА

На телефон доверия обратилась Надежда Сергеевна (46 лет) по поводу компьютерной зависимости своего 16‑летнего сына, Владимира Т. В последнее время он практически совсем перестал общаться с другими людьми, стал раздражительным, замкнутым, начал прогуливать школу. Практически все свое время молодой человек проводил за компьютером.

В психологическом консультировании существует правило: работать прежде всего с тем человеком, который обратился за помощью, – с его чувствами, желаниями, потребностями. Даже если вы беспокоитесь по поводу проблем какого‑то другого человека (своего ребенка, супруга, знакомого), так или иначе сложившаяся ситуация не дает нормально жить именно вам. Возможно, что тот, по поводу трудностей которого вы обратились, чувствует себя вполне комфортно и не испытывает желания что‑либо менять в своей жизни. Нет никакого смысла вести к психологу близкого человека, если у него самого такое желание отсутствует. Никакой пользы от работы в подобной ситуации не будет, наоборот, это может способствовать формированию чувства отчуждения и недоверия по отношению к вам.

Поэтому в данной ситуации психокоррекционная работа проводилась именно с матерью мальчика. В процессе консультирования Надежда Сергеевна рассказала о том, что интерес к компьютеру начал проявляться у Володи еще с дошкольного возраста – тогда ребенок использовал его для просмотра мультфильмов, так как телевизор был постоянно «занят» отцом, все свое свободное время проводившим у голубого экрана. Вначале ребенку разрешалось смотреть мультфильмы не более 20–30 минут, однако постепенно время просмотра увеличилось до нескольких часов. Мать много работала, не высыпалась и сильно уставала. Забирая сына из садика, она просила его помолчать и не задавать ей «глупых» вопросов. Придя домой и накормив домашних ужином, Надежда Сергеевна разрешала ребенку посмотреть мультики, сама же в это время пыталась хоть немного «восстановиться». Отец, тоже уставший после трудового дня, предпочитал все вечера проводить возле телевизора, к тому же свои основные функции он видел в материальном обеспечении семьи, а все остальное считал «женским делом».

Даже в выходные дни Надежда Сергеевна не могла выделить время для занятий с Володей, так как за неделю накапливалось чрезвычайно много хозяйственных дел, которыми она и занималась, либо, если чувствовала себя совершено обессиленной, просто лежала, разрешая сыну заниматься тем, что приносило всей семье огромное облегчение, – просмотром тех самых мультфильмов. Ребенок никому не мешал, спокойно сидел возле компьютера, давая родителям отдохнуть от себя и своей активности. В процессе работы с психологом Надежда Сергеевна с удивлением осознала, что и в настоящее время увлечение сына компьютером несет ей несомненные выгоды: молодой человек не пропадает на улице в сомнительных компаниях, не доставляет родителям беспокойства своим поведением, самодостаточен и не требует к себе никакого внимания. Если бы не прогулы уроков, то она вообще вряд ли смогла бы увидеть в компьютерной зависимости своего сына проблему, требующую незамедлительного решения.

Постепенно женщина начала понимать, что ее интерес к делам сына носит достаточно формальный характер: она контролирует его учебную деятельность, физическое здоровье, но не имеет ни малейшего понятия о том, чем живет ее ребенок, что его волнует, о чем он думает. В свою очередь, сын также не стремится доверять родителям ничего личного, не советуется с ними и сам не интересуется их жизнью. Как оказалось, уже не первый год каждый член семьи живет своей собственной, не зависящей от других жизнью, и к психологу женщину привело не что иное, как тщательно скрываемое чувство тотального одиночества.

Конечно, справиться с зависимостью невозможно за один день. Подростку, разучившемуся жить в реальном мире и общаться с людьми, нужна квалифицированная помощь и длительная реабилитация. Родителям же в такой ситуации необходимо осознать свою готовность изменить что‑то в собственной жизни и согласиться какое‑то (возможно, длительное) время «играть в одни ворота», не получая от ребенка никакой отдачи. Это непростой, но, к сожалению, практически единственный действенный способ решения данной проблемы.

 

Действия родителей

Родители, не знакомые лично с данной проблемой, зачастую относятся к ней просто как к «социальному злу» и абсолютно не понимают, что чувствуют их сын или дочь, у которых уже успела сформироваться та или иная зависимость. Выбрасывая алкоголь, сигареты, наркотики или отбирая у подростка деньги, они уверены, что помогают ему таким образом избавиться от пагубного пристрастия. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев такие действия членов семьи ведут только к окончательному разрыву их отношений с зависимым подростком и усугублению его болезни.

Опасаясь огласки, многие родители не спешат обращаться к специалистам и пытаются решить проблему самостоятельно. Ребенок может пообещать им, что больше никогда не будет употреблять психоактивные вещества (играть в автоматы, часами просиживать в Интернете и т. д.). Однако весь ужас данной ситуации заключается именно в том, что зависимый человек просто физически не способен выполнить свое обещание! В результате болезнь прогрессирует, а драгоценное время оказывается упущенным.

Правильно оценить состояние подростка, страдающего той или иной формой зависимости, может только квалифицированный врач (психиатр, нарколог) или человек, который сам когда‑то через это прошел. К сожалению, во многих случаях прогнозы относительно течения болезни оказываются неутешительными – «чудо‑таблетки», при помощи которой можно было бы навсегда избавиться от данной проблемы, пока еще не существует.

На сегодняшний день одним из самых эффективных способов лечения различных форм зависимости считается программа «12 шагов». История ее появления такова: в 1935 году два алкоголика из США, Вильям Вилсон и Роберт Смит, смогли помочь друг другу оставаться трезвыми, заменив употребление спиртного беседами о своей проблеме. Этот опыт позволил им объединить других людей, зависимых от алкоголя, и в 1937 году группа насчитывала уже 40 участников. В 1938 году членами Общества анонимных алкоголиков (АА) была разработана программа «12 шагов». Человеку, не знакомому с проблемой зависимости, она может показаться несколько странной – призывы к смирению, покаянию и постоянным размышлениям о своем состоянии; упоминания о некой Высшей Силе… Многим людям, впервые столкнувшимся с подобным мировоззрением, может показаться, что подобные общества вообще представляют собой какие‑то секты.

Мы намеренно приводим здесь эту программу, так как она позволяет в полной мере понять все те изменения, которые происходят в психике зависимого человека. Несмотря на огромное количество клиник и медицинских центров, обещающих излечение за один сеанс при помощи кодирования, иглоукалывания, отрицательно‑рефлекторного программирования и т. д., во многих случаях справиться с зависимостью не представляется возможным. Человек может волевым решением отказаться от употребления алкоголя, наркотиков, от азартных игр и т. д., но изменения, произошедшие за это время в его психике, оказываются иногда необратимыми. Этим объясняется большинство рецидивов, наступающих через полгода, год, а иногда и через несколько лет после полного, казалось бы, излечения.

Программа «12 шагов»

1. Мы увидели свое бессилие перед алкоголем (наркотиками) и признали, что потеряли контроль над собой.

 

2. Мы пришли к убеждению, что только Высшая Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие.

3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь заботе этой Силы.

4. Мы смогли без страха посмотреть на свою зависимость.

5. Мы признались Высшей Силе, себе и по крайней мере одному другому человеку в том, что у нас есть эта зависимость.

6. Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Высшая Сила смогла избавить нас от нашей зависимости.

7. Мы смиренно просили Высшую Силу помочь нам в избавлении от зависимости.

8. Мы составили список всех тех людей, которым мы в разное время причинили вред из‑за нашей зависимости, и приготовились возместить нанесенный нами ущерб.

9. Лично, где только возможно, мы возмещали причиненный этим людям ущерб, за исключением тех случаев, когда это могло повредить им или кому‑либо другому.

10. Мы продолжали исследовать нашу зависимость, и когда видели, что она еще продолжает нами владеть, сразу же признавали это.

11. Мы стремились путем размышлений улучшать свое состояние.

12. Достигнув улучшения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести смысл наших идей другим алкоголикам (наркоманам) и применять эти принципы во всех наших делах.

На основе опыта «Анонимных алкоголиков» созданы аналогичные группы взаимопомощи по другим зависимостям: «Анонимные наркоманы», «Анонимные курильщики», «Анонимные азартные игроки» и др. В настоящее время количество членов групп взаимопомощи для людей, страдающих теми или иными формами зависимости, достигает 2 млн человек. Лечение по программе «12 шагов» бесплатное во всех странах мира. Химическая зависимость Психоактивными называются вещества, прием которых вызывает в организме ряд биохимических изменений, оказывающих влияние на функционирование головного мозга. Употребление этих средств приводит к интоксикации (отравлению) различной степени тяжести. Со временем у человека, злоупотребляющего тем или иным веществом, развивается физиологическая зависимость от него (наркомания, алкоголизм). Одним из основных признаков такой зависимости является толерантность – необходимость постоянно увеличивать дозу для достижения желаемого эффекта.

Другой опасный симптом данного заболевания – абстинентный синдром, возникающий при внезапном прекращении приема наркотиков (алкоголя) или при уменьшении дозы. Это состояние характеризуется крайне неприятными ощущениями больного (приступы страха, раздражительности, отчаяния; тошнота, озноб, сильные боли различной локализации), а также такими реакциями со стороны организма, как изменения сердечного ритма, нарушения обмена веществ, усиленное потоотделение, рвота, судороги и др.

 

 

...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...