Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3.2. Социальная агнозия и апраксия при различных заболеваниях




4. 3. 2. Социальная агнозия и апраксия при различных заболеваниях

Повреждения головы и опухоли мозга обычно наблюдаются у больных с различными типами социальной агнозии и социальной апраксии. В случаях более обширных поражений мозга социальная агнозия и социальная апраксия отмечаются у больных с первичной дегенеративной деменцией, особенно при лобно-височной деменции, характеризующейся прогрессивной атрофией лобных и височных долей (болезнь Пика). Последствия инсульта могут проявляться в виде социальной апраксии крайне редко, так как размягчения мозга при инсульте обычно не затрагивают ветви передней мозговой артерии в лобных долях ввиду значительных анастомозов между правой и левой мозговыми артериями.

Развитие социальной агнозии и социальной апраксии может наблюдаться среди негативных симптомов у больных шизофренией. В некоторых случаях шизоф-

рении социальная апраксия становится ведущим синдромом. Ранее она была описана под названием «простая шизофрения», а недавно как «simple deteriorative disorder» (DSM-IV-TR, 2000).

Другой впечатляющий пример социальной агнозии и социальной апраксии наблюдается у больных аутизмом. В то время как при более тяжелом типе аутизма это сочетается со значительными признаками нарушений познавательной способности в физическом мире, социальная агнозия и апраксия являются ведущими нарушениями при синдроме Аспергера.

4. 3. 3. Дезорганизация социальных действий и процесс переработки информации мозгом

Сходства с моторной апраксией. Социальные действия и их нарушения можно определить, сравнивая их с моторными действиями и моторной апраксией. Нарушения целенаправленного поведения в физическом пространстве или социальном пространстве похожи тем, что связаны с ухудшением способности к выбору цели, планированию, предвидению результатов и выполнению серии действий для того, чтобы достичь выбранную цель. Эти сходства можно обсуждать, используя в качестве примера недавние исследования хватательных движений у обезьян, основанных на использовании регистрации потенциалов единичной клетки (Rizzolatti, Glucci, 1988; Jeannerod, 1988, см. обзор данных в разделе этой главы «Моторная апраксия»).

Как уже было показано, область F5 расположена впереди нижней части моторной полоски в ролландовой извилине у обезьян и в передней внутритеменной борозде и содержит нейроны, которые становятся активными в ходе моторных действий, таких как хватание, держание, обучение. Иерархическая схема моторных движений, кодированных нейронами в этих областях, может быть описана с помощью «моторного словаря», содержащего ограниченное число «слов», которые означают определенные операции, выполняемые группой нейронов в ходе моторного действия.

Эти «слова» могут указывать общие цели действий, такие как хватание, держание, обучение. Другие «слова» помогают приспосабливать моторное действие к размерам предмета, выбранного в качестве цели хватания. Эти «слова» определяют способ выполнения определенного действия, в зависимости от размеров предмета. Хватание предметов средней величины выполняется с помощью захвата пальцами, основанного на противоположности позиций большого пальца и других пальцев или с помощью точного захвата, основанного на противоположности позиций большого пальца и указательного для захвата маленьких предметов. Другие «слова» определяют временной ритм действий, заканчивающихся специфической фазой захвата и их последовательным порядком, т. е. открытие руки, закрытие руки.

Конечно, словарь моторных действий у человека может иметь более сложную структуру для простых и, особенно, для сложных действий. Эти нарушения могут проявляться как идеомоторная апраксия для простых действий и идеаторная апраксия для серий действий. Для таких действий может существовать особый словарь, включая моторные схемы для процесса переработки обычной информации и необычной информации (см. раздел этой главы «Моторная апраксия»).

ную, такую как бизнес-менеджер, юрист на бирже, но может работать на менее квалифицированных работах, основанных на процессе обработки обычной информации. Например, 24-летний больной подвергся лобной краниотомии в ходе лечения после травмы головы в возрасте 16 лет. Больной поступил на работу в качестве подсобного рабочего, помогая своему отцу, работнику парковой службы в Университете McGill, но, по словам его отца, больной никогда не имел работу, кроме той, которую нашел для него отец в Университете (Penfield, Evans, 1935, случай 2).

Операции, вовлеченные в процесс обработки социальной необычной информации, требуют распознавания более сложной, более динамичной социальной ситуации, часто с незавершенным набором характеристик, необходимых для ее распознавания и не основанных на хорошо определенном словаре, «словах», подчеркивающих правильную последовательность действий. Планирование, предвидение и выполнение действий может потребовать развития гибкой ответной реакции, настроенной на специфику новых или часто неопределенных социальных условий. Подготовка словаря действий не работает в таких ситуациях, и в основе действий лежит использование большого и часто нового, только что образованного комплекта «слов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...