Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Конструктивная апраксия. 4.2.1. Клинические аспекты. 4.2.1.1. Нарушения процесса переработки конвенциональной (обычной) информации




4. 2. Конструктивная апраксия

Конструктивная апраксия определяется как нарушения рисования или конструирования предметов и геометрических фигур по вербальной команде или при копировании. Липманн описал этот тип нарушений при обследовании его первого пациента с апраксией, как одно из проявлений идеомоторной апраксии, что заключалось в неспособности копировать простые фигуры (квадрат, круг) (Liep-mann, 1900). Клейст выделил эти нарушения рисования и конструирования в отдельный синдром под названием «оптическая апраксия» (Kleist, 1912). Впоследствии Клейст использовал название «конструктивная апраксия», и другие

авторы стали рассматривать конструктивную апраксию как изолированный синдром (Poppelreuter, 1914-1917; Strauss, 1924).

Конструктивная апраксия явно отличается от других типов апраксии задачами нарушаемых действий. У больных при этой апраксии проявляются нарушения в способности срисовать или нарисовать по памяти предметы или геометрические фигуры, в то время как при других типах апраксии действия требуют манипуляций с реальными или воображаемыми предметами и (или) частями тела.

4. 2. 1. Клинические аспекты

Больные с конструктивной апраксией не могут нарисовать или построить из блоков геометрические фигуры или предметы. Нарушения могут проявляться в виде затруднения при рисовании или постройке общего контура, конфигурации фигуры или предмета. Это может быть вызвано нарушением процесса описания иерархии частей, разложенной на части фигуры или предмета. Другой тип нарушений может отражать затруднения в описании структуры фигуры или неизменных свойств предмета и их взаимосвязи.

4. 2. 1. 1. Нарушения процесса переработки конвенциональной (обычной) информации

Нарушения затрагивают способность больных локализовать описания модели в хранилище, вызывать это описание и трансформировать его в соответствующие действия рисования или постройки. Вербальное кодирование предмета или фигуры помогает в поисках подходящей модели в хранилище.

Конструктивная апраксия при рисовании геометрических фигур и предметов. Больной с конструктивной апраксией не способен нарисовать предмет без образца или скопировать его. В более тяжелых случаях может нарушаться процесс переработки обычной информации. Больной может испытывать затруднения при копировании таких простых фигур, как окружность, квадрат, треугольник. Действие по рисованию этих фигур является выученным и вербально кодированным. Больной может нарисовать овал вместо окружности. Когда перед больным ставится задача нарисовать треугольник по вербальной команде или скопировать его, он рисует треугольник с одним открытым углом. Затруднения могут быть более весомыми в случаях более сложных фигур, таких как многоугольник или контур звезды. Изображение звезды может быть упрощено до изображения пересечения двух линий или неправильного квадрата. Подобные затруднения могут отмечаться, когда требуется построить квадрат или треугольник из деревянных палочек.

Когда больного просят с помощью вербальной команды нарисовать или скопировать животного, изображение мужчины или женщины, лицо, он рисует деформированную фигуру, которой не достает важных частей, и помещает некоторые части в неправильном месте. Рисуя лицо, больной может нарисовать неправильный контур лица или поместить один глаз вне контура или нарисовать глаз в форме прямоугольника (рис. 4. 2. 1).

Рис. 4. 2. 1. Копии геометрических фигур и контур лица, нарисованные больным с конструктивной апраксией, развившейся после инсульта 1 - образец; 2 - копии: а) окружность, треугольник и квадрат скопированы с минимальными ошибками, но их пространственная взаимосвязь изменена; б) значительные ошибки при копировании лица; в) при первой попытке звезда скопирована как квадрат, в результате другой попытки получились две перекрещивающиеся линии

В других случаях контур лица нарисован правильно, но пропущен рот, в то время как уши помещены за пределы контура. Нарушения также отмечаются при рисовании дома, мебели. Внешний контур дома может быть нарисован без окон или без дверей или части дома помещены в неправильную пространственную позицию. Особенно трудно больному нарисовать картинку трехмерного предмета, больной может нарисовать стол с четырьмя ножками в четырех углах, но в рисунке не отражается трехмерность.

4. 2. 1. 2. Нарушения процесса переработки неконвенциональной (необычной) информации

Нарушения процесса переработки необычной информации может отмечаться, когда больного просят скопировать незнакомые ему геометрические фигуры, которые не имеют образцов в хранилище моделей и должны относиться к процессу структурного описания и краткосрочного хранения в качестве модели для рисования или строительства. Вербальное кодирование не существует для незнакомых предметов или фигур и не может использоваться в ходе процесса переработки необычной информации (рис. 4. 2. 2).

Особенно трудно рисовать такие фигуры, когда убирается образец, и больному приходиться рисовать его по памяти (краткосрочная память). Также трудно построить незнакомые фигуры при помощи деревянных палочек. Комплексная фигура Rey-Osterreich представляет особые трудности для копирования и запоминания. Фигура широко используется в нейропсихологических тестированиях при

конструктивной апраксии. Больной может быть в состоянии скопировать модель или нарисовать по памяти детали фигуры, но общий контур, рамка фигуры пропущены или рисунок может быть фрагментирован на отдельные детали. В других случаях рамка сделана правильно, но пропущены детали или нарисованы неправильно (Kimberg, 1998).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...