Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Несомненна связь между возникновением данного заболевания и психологическими трудностями, переживаемыми человеком. Родители тревожных, сенситивных (чувствительных) детей замечают, что при интенсивных отрицательных эмоциях, переживаемых ребенком, у него нередко может появляться тошнота и даже рвота. У школьников подобные симптомы наряду с мигрирующей болью в животе могут наблюдаться перед экзаменами или контрольной работой. Для детей и подростков, страдающих этим заболеванием, характерны такие личностные особенности, как тревожность, раздражительность, обостренное чувство долга, высокая исполнительность. Они стеснительны и застенчивы, не уверены в себе, ранимы; самооценка часто занижена. Такие подростки склонны брать на себя непосильные обязательства, стремятся активно преодолевать трудности. Вследствие всего вышеперечисленного они часто находятся в состоянии психоэмоционального напряжения и тревоги, что способствует в числе прочего ухудшению кровоснабжения пищеварительных органов и снижению общей сопротивляемости организма. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ Данное заболевание характеризуется повышением уровня сахара в крови, появлением сахара в моче и различными нарушениями обмена веществ, что обусловлено дефицитом в организме инсулина – гормона поджелудочной железы. Выделяют два типа сахарного диабета: инсулинозависимый и инсулинонезависимый. В первом случае у больного подавляющее большинство клеток поджелудочной железы погибает в результате вирусного или аутоиммунного воздействия, вследствие чего нарушается ее способность вырабатывать инсулин. Болезнь развивается в детском возрасте. Во втором случае инсулин вырабатывается, но чувствительность к нему тканей организма нарушена. Заболевание развивается обычно после сорока лет и является наследственно обусловленным.
Установлено, что острое начало болезни часто имеет место после переживания человеком психотравмирующей ситуации. Стресс нарушает гомеостатическое равновесие в организме детей и взрослых, имеющих наследственную предрасположенность к возникновению сахарного диабета. В результате воздействия негативных эмоциональных факторов в организме повышается секреция адреналина и кортизола, способных оказывать существенное воздействие на гуморальный и клеточный иммунитет с последующим развитием аутоиммунных реакций. Таким образом, все вышеперечисленные заболевания, а также многие другие (хронический гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, язвенный колит, реактивный панкреатит, экзема, нейродермит, ишемическая болезнь сердца и др.) могут быть вызваны среди прочих и психологическими факторами. Если ребенок, имеющий наследственную и личностную предрасположенность к формированию какого‑либо психосоматического расстройства, часто испытывает негативные эмоции, то это может послужить причиной начала и развития у него данного заболевания. Освобождение от негативных эмоций Многие исследователи считают, что в основе возникновения психосоматических расстройств лежит неспособность человека выражать свои негативные эмоции вовне, в результате чего, накапливаясь, они постепенно начинают разрушать организм изнутри. Поэтому родителям крайне важно знать о том, что не стоит запрещать ребенку выплескивать свои чувства (гнев, злость, обиду, ненависть и пр.), а нужно лишь помочь ему сделать этот процесс социально приемлемым. Замечательным способом выражения переполняющих ребенка эмоций служит рисование, в процессе которого внутренние переживания отображаются на листе бумаги. Можно просто попросить ребенка «нарисовать что‑нибудь». Бессознательно используя в процессе рисования метафорические образы, он обязательно прорисует свои невысказанные эмоции. Однако этот процесс может быть и более направленным.
Расспросите ребенка, какое чувство он сейчас испытывает, как оно выглядит и где, по его ощущениям, оно локализовано в теле (например: «Я злюсь, моя злость похожа на черный мохнатый шар, который находится сейчас у меня в груди»). После этого попросите ребенка нарисовать возникший образ на листе бумаги («А теперь нарисуй этот черный мохнатый шар – свою злость»). Далее спросите, не хочется ли ребенку как‑то изменить нарисованное (что‑то пририсовать, стереть, зачеркнуть, раскрасить и т. д.). Пусть доработка рисунка происходит до тех пор, пока результат полностью не будет удовлетворять своего создателя. Как правило, в результате проделанной работы изображение становится красивым и жизнерадостным. После окончания рисования поинтересуйтесь у ребенка, что сейчас находится у него там, где ранее было негативное чувство («Что у тебя в груди? Что стало с черным мохнатым шаром?»). Обычно в таких случаях негативный образ сменяется чем‑то более оптимистичным и комфортным. У некоторых детей в процессе рисования возникает желание избавиться от рисунка: порвать его, сжечь, разрезать, просто выбросить. Позвольте ребенку это сделать, подобным образом он также избавляется от разрушительных эмоций.
Приложение
Социальные центры по оказанию помощи под росткам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, и их родителям Законы Мерфи для подростков и их родителей
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, И ИХ РОДИТЕЛЯМ
В Санкт‑Петербурге МЕДИКО‑ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1. Городской консультационно‑диагностический центр репродуктивного здоровья детей и подростков «Ювента», телефон доверия по сексуальным проблемам, в т. ч. изнасилования. Целевая группа: дети, подростки до 18 лет. Виды оказываемой помощи • Профилактические осмотры. • Лечение всех видов отклонений физиологического течения периода полового созревания.
• Выявление и лечение заболеваний мочеполовой системы человека. • Служба психологического доверия (консультации по интимному общению, лечению половых расстройств, психотерапия, безопасный секс и др.). • Решение проблем планирования семьи, срочная контрацепция, лечение бесплодия. Профилактика, ранняя диагностика и прерывание нежелательной беременности. • Профилактика, анонимное выявление и лечение кожно‑венерических заболеваний. • Подросткам до 18 лет все услуги оказываются бесплатно. Студентам – скидка 50 %. Взрослые – платно. Как найти Адрес: 198020, СПб, Старопетергофский пр., 12. Тел.: 251‑14‑07 (справочное). E‑mail: uventa@trade.spb.ru. Сайт: www.teen‑info.ru Телефон доверия: 251‑00‑33 (круглосуточно). Телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Институт психотерапии и консультирования «Гармония». Целевая группа: дети, подростки и их родители. Виды оказываемой помощи • Оказание психологической помощи по телефону доверия (бесплатно). • Очная психотерапия и консультирование по любым вопросам граждан любых возрастных групп (все услуги платные). Как найти Адрес: 196066, СПб, ул. Гастелло, 9. Тел.: 371‑82‑20 (10.00–20.00), 313‑13‑30. E‑mail: group@inharmony.ru. Сайт: www.inharmony.ru. Телефон доверия: 708‑40‑41 (круглосуточно) двухканальный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|