8. Формирование комплексной программы тоир
Комплексные программы технического обслуживания и ремонта являются неотъемлемой частью эффективной эксплуатацией авиационной техники. Под комплексной программой ТОиР понимается документ, содержащий развернутое изложение принятых стратегий и соответствующих им режимов, методов, форм организации обслуживания и ремонта ЛА в целом, его функциональных систем и оборудования, реализованных в конструкции и эксплуатационно-технической документации с учетом заданных условий эксплуатации. Комплексный характер программы определяется, прежде всего, рациональным сочетанием различных стратегий обслуживания и ремонта элементов функциональных систем (по наработке, с контролем параметров, с контролем уровня надежности), а также включением широкого круга вопросов организационно-технического обеспечения разработки и внедрения программы применительно к этапам создания, эксплуатации и ремонта Л А. Формирование комплексной программы представляет собой много-уровневый процесс принятия решения, протекающий во времени и связанный с этапами жизненного цикла ЛА. При этом используется программно-целевой подход. На каждом из этапов формирования программы применяется свой локальный критерий, не противоречащий глобальному (общему) критерию на самом высоком уровне. Механизм формирования комплексной программы ТОиР заключается в следующем. Исходя из необходимости обеспечения заданных значений показателей эффективности процесса технической эксплуатации ЛА в отношении надежности, регулярности полетов, эффективности использования и экономичности, заказчик на стадии разработки технического задания на проектирование нового типа ЛА формирует требования к надежности, эксплуатационной технологичности и комплексной программе ТОиР.
Требования к надежности, эксплуатационной технологичности и программе ТОиР обеспечиваются промышленностью на этапах конструирования и постройки ЛА, а к программе обеспечения ТОиР — предприятиями ГА на этапах подготовки к освоению эксплуатации нового типа ЛА. Разработка программы ТОиР ЛА в соответствии с требованиями заказчика начинается в конструкторских бюро на ранних этапах проектирования ЛА одновременно с конструированием планера и функциональных систем. Работа над программой ТОиР проводится одновременно с разработкой и обеспечением программ надежности и эксплуатационной технологичности ЛА. Взаимодействие указанных программ на стадии создания ЛА обеспечивает получение заданного уровня эффективности процесса технической эксплуатации за счет рационального сочетания конструктивно-технологических решений, направленных на повышение надежности и эксплуатационной технологичности, с разработкой прогрессивных стратегий и режимов ТОиР планера, двигателя всех функциональных систем и изделий ЛА. Комплексная программа ТОиР ЛА (рис. 26) разрабатывается в соответствии с действующими общими требованиями к программе. Они определяют назначение, структуру и содержание программы, а также порядок ее разработки, оценки и корректировки на различных этапах создания, испытаний и эксплуатации ЛА. В соответствии с общими требованиями программа разрабатывается для конкретного типа ЛА и является исходным нормативным документом для формирования и совершенствования системы ТОиР, эксплуатационной и ремонтной документации. Программа ТОиР в соответствии с требованиями включает ряд разделов. В общих положениях программы содержатся: основание для разработки, цель и назначение программы, этапы и сроки разработки и корректировки.
Рисунок 26. Структура и содержание требований к комплексной программе ТОиР ЛА Заданные условия эксплуатации и ограничения, принятые при разработке программ, включают: -условия применения ЛА с учетом сезонной потребности и соответствующие им значения средней продолжительности рейса, числа посадок, годового и суточного налета; -условия внешней среды при выполнении ТОиР; -допустимые значения показателей безотказности и регулярности полетов, надежности AT, установленные в техническом задании и нормативных документах на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации. Характеристика ЛА как объекта ТОиР должна содержать сведения о: -конструктивно-компоновочных особенностях (доступность, легкосъемность, взаимозаменяемость, контролепригодность), -схемах размещения зарядно-заправочных устройств и основных эксплуатационных люков, эксплуатационных разъемах основных агрегатов планера; -ресурсах и сроках службы ЛА и приспособленности конструкции функциональных систем и изделий к прогрессивным стратегиям и методам ТОиР. Важное место в программе занимает план ТОиР, устанавливающий основные принципы построения и организации, стратегии и режимы обслуживания и ремонта. План составляется для объектов, подлежащих ТОиР в процессе эксплуатации, и включает следующие материалы: -типовую структуру (номенклатуру и периодичность видов) ТОиР в течение всего срока службы для характерных условий эксплуатации; -стратегии и количественные характеристики видов ТОиР изделий; -назначенный ресурс, срок службы, среднюю периодичность неплановых замен, периодичность, трудоемкость и продолжительность выполнения основных работ, нормы расхода запасных частей и материалов (для всех изделий); -ресурс до первого ремонта и межремонтный ресурс (для изделий, ТОиР которых выполняется по наработке); -параметры, определяющие техническое состояние объекта и значения этих параметров, значения упреждающих допусков, перечень средств и методов контроля (для изделий, обслуживаемых по состоянию с контролем параметров); -сведения о работах, подлежащих выполнению при хранении ЛА и специальных видах ТОиР (сезонное, после особых случаев полета и посадки и др. );
-типовые технологические графики технического обслуживания ЛА; -рекомендации по применению новых методов восстановления деталей при ТОиР. В разделе программы организация и средства ТОиР излагаются основные вопросы организационно-технического обеспечения. В числе их содержатся: -требования к оснащенности стоянок, лабораторий, цехов, в том числе перечни средств наземного обслуживания общего и специального применения, контрольно-поверочной аппаратуры, средств диагностирования и неразрушающего контроля; -требования к инженерно-техническому составу (перечень специальностей и специализаций, численность и квалификация исполнителей); -рекомендации по использованию методов организации ТОиР (разовый, поэтапный, блочный, агрегатно-узловой, стендовый и т. д. ); -требования к информационному обеспечению ТОиР (состав и объем информации, частота и форма представления). Программа содержит также раздел показатели системы ТОиР, в котором (для разных этапов жизненного цикла ЛА) приводятся значения показателей: -удельные суммарные стоимость, трудоемкость и продолжительность ТОиР; -среднее время и вероятность восстановления, средняя продолжительность транзитного обслуживания; -средняя продолжительность и трудоемкость каждого вида ТОиР; -стоимость запасных частей и материалов на 100 ч налета. В приложениях к программе ТОиР приводятся материалы по обоснованию отдельных разделов программы, в том числе: -перечень доказательной документации; -перечень нормативно-технических документов, используемых при разработке программы; -минимальный состав исправного оборудования JH агрегатов, необходимых для отправки ЛА в рейс; -перечень повреждений, при которых ЛА подлежит восстановлению в условиях АРЗ; -перечень мероприятий по совершенствованию системы ТОиР; -план исследования технического состояния ЛА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|